Винил — как много в этом звуке!
Когда-то проигрыватель виниловых пластинок в моём звуковоспроизводящем комплексе занимал достойное место. В конце 80-х я пользовался самодельной «вертушкой», построенной на базе ЭПУ Unitra G-2021 (их использовали в проигрывателях Арктур-006) с головкой звукоснимателя MF-101. Тогда изделие из братской нам республики Польша было «последним словом техники»: массивный литой алюминиевый диск, со сверхтихоходным электродвигателем и прямым приводом диска, S-образный тонарм с компенсатором скатывающей силы…
Но в начале 90-х производство грампластинок в нашей стране резко сократилось. «Последним выдохом» была массовая распродажа дисков с классической музыкой производства ГДР, которые после объединения Германии не были востребованы на родине. Тогда я прикупил несколько дисков с музыкой Баха.
Примерно в это же время у меня появился CD-проигрыватель. И если поначалу с компакт-дисками была серьёзная напряжёнка, то появление легендарной «Горбушки» не давало спать в субботу по утрам. Каждую субботу рано утром я отправлялся в парк около ДК им. Горбунова на поиски интересной музыки на CD.
Очень быстро «винил» отошёл на задний план — и проигрыватель был подарен хорошему человеку…
Я себя не отношу к аудиофилам, т.е. людям «повёрнутым» — всё в пределах разумного: как инженер я хорошо понимаю, как влияют на качество звука те или иные компоненты. И к таким вещам как «провода из бескислородной меди разложенные по полу на деревянных подставочках» я, естественно, отношусь с усмешкой.
Но я люблю наслаждаться звучанием музыки. Если для кого-то музыка — это фон, то для меня важен «эффект присутствия» — ощущение зала, расположение инструментов на сцене. Звук должен быть «живым», нести в себе энергетику исполнителей. И бóльшую часть своей жизни я посвятил конструированию и изготовлению аппаратуры высококачественного звуковоспроизведения.
Так вот, спустя 10 лет, я стал ощущать, что что-то потерял: компакт-диск всех уровнял — всё чисто и гладко, от чего музыка некоторых жанров на CD звучит «сухо», «безэмоционально».
Так родилась идея «вернуться к винилу». Но вынашивалась она ещё 10 лет: как ни удивительно, но производство виниловых грампластинок в мире в последние годы резко возросло и, продолжая коллекционировать CD, я не отказывался от покупок «150 g vinyl» некоторых, особо любимых исполнителей.
И вот долгожданный момент настал — я стал обладателем легендарного проигрывателя Technics SL-1210MK2!
Легендарный 1210MK2, признанный профессионалами за надежность и потрясающее качество звука, выпускается в практически неизменном виде уже 30 лет. Именно он представлен в «Музее Науки» в Лондоне, как, цитирую: «одна из составляющих технологии, повлиявших на формирование окружающего нас мира».
12 кг веса, массивный литой диск с прямоприводным мотором и кварцевой стабилизацией частоты вращения. S-образный тонарм с эффективной длиной 230 мм.
Куплена головка звукоснимателя с эллиптической алмазной иглой… Выполнена юстировка звукоснимателя… Пробное прослушивание, корректировка прижимной силы… Настройка компенсатора скатывающей силы… И вот оно — звучание виниловой пластинки!
По сравнению с CD звук «не такой». Во-первых, вопреки бытующему мнению, пластинка практически не потрескивает. Да и шум (шипение) предусилителя настолько низкий, что может поспорить с компакт диском.
Во-вторых, звук — совершенно другой! Старые вещи, привычные по звучанию с CD, зазвучали удивительно «раскатисто», «объёмно». Закрыв глаза, под звуки арфы, представляешь дородную женщину, перебирающую струны нежными пальцами. Причём ощущаешь каждое её прикосновение к струне.
Голос японской вокалистки зазвучал необычайно бархатно, объёмно, «жирно». Даже жена оторвалась от приготовления завтрака и пришла в комнату послушать. Ну почему на CD вокал звучит так «плоско»?
Но больше всего, я поразился… звучанию электронной музыки Жан-Мишель Жара! Казалось бы, синтезаторы и винил — вещи, не созданные друг для друга. Но почему так естественно звучит эта электронная симфония с пластинки 1976 года? Вот оно, то звучание, которое я услышал с катушек 25 лет назад! Ну почему на CD всегда было ощущение «наждачной бумаги»?
Спустя 20 лет, некоторую музыку я открыл для себя вновь! Я очень рад.
P.S. Сел в машину, включил музыку — «О-о-о-о какой ужас!»
Нарыто в инете :Солнце D: