kim, они не различают
На сколько я понял, не без помощи катализаторов они "втираются" там, где начинает расти давление-температура на поверхностях пар трения. Т.е. пошла выработка в каком-то месте, геометрия "ушла" в этом месте и начался процесс износа, с нагревом и ударными нагрузками ("болтается"). Когда в масле присутствует состав, для которого это "благоприятная среда", он начинает там оседать. В результате там возникает прочный слой с минимальным коэффициентом трения, нагрузки исчезают и состав перестаёт там "оседать".
Как-то так.
Я читал, давно ещё, историю о том, как в какой-то штольне, где добывали минеральное сырьё, обратили внимание на то, что подвижной состав вагонеток ходит и ходит без ремонта, когда аналогичные вагонетки в другом месте уже несколько раз поменяли подшипники. Стали выяснять причину и обнаружили, что мелкая пыль минерала, находящаяся в воздухе во взвешенном состоянии, попадала в подшипники и "цементировала" дорожку качения, предотвращая последующий износ металла.
---------- Добавлено в 16:38 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:30 ----------
как они (частицы) отличают пару трения шатун/коленвал, от трения маслосьемного кольца в своем пазу?
шатун-коленвал и кольцо-паз, вообще "не рабботают", ну или почти. Состав работает с чёрным металлом, как я уже говорил. Во вкладыши например, он вкрапляется частично, но держится примерно как застывшее масло с хлебом - продольным усилием можно сдвинуть слои. Только чермет или твёрдые металлы. Кольцо-зеркало, кулачок-рокер, шестерни, шарики, ролики и т.д.
Поэтому надо чётко понимать, что он может и где он нужен.