2015 лет со дня рождения русского писателя И.А. Гончарова

#1
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

18 июня 2017 года исполнилось 205 лет со дня рождения русского писателя, член-корреспондента Петербургской Академии Наук (1860), - одного из создателей классического русского романа, автора знаменитого романного триптиха - "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв" - Ивана Александровича Гончарова.

Иван Александрович Гончаров родился 18 июня 1812 года в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги — "невообразимую смесь... почти выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 Иван поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало "страсть к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

И. А. Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги... топил печки". В 1842 он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В 1845 И. А. Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому "для прочтения и решения, годится ли он". Этот роман — "Обыкновенная история" — вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в "Современнике" в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа — Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, — воспринималось современниками как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (В. Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник "бьет обе эти крайности", признавался: "Я ничего не знаю умнее этого романа". Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе — как самую "обыкновенную историю" охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики И. А. Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

В 1852 году Иван Александрович в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции «явилась охота писать», и писатель "набил целый портфель путевыми записками". Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 годах в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием "Фрегат "Паллада". У И. А. Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. "Параллель между своим и чужим", острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом — с британской и японской), привычка все "прикидывать" "на свой аршин" обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью "блестящего, увлекательного рассказчика".

По возвращении из путешествия Иван Александрович определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом В. Белинского. Позднее писатель подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что влияние В. Белинского ограничивалось сферой эстетики. И.Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Иван Александрович редактировал официозную газету "Северная почта", что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е годы И. А. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это впоследствии называли во мне обломовщиной".

Замысел нового романа сложился у И. А.Гончарова еще в 1847 году. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова" — "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста "Обломова" (1859), сразу завоевавшего огромный успех: "Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "совершенно инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России.

Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя.

Продолжая после "Обломова" изучать психологию русского дворянства, автор показал, что обломовщина не отошла в прошлое. Его последний роман "Обрыв" представляет новый вариант в образе главного героя - Бориса Райского. Роман "Обрыв" (1868) был задуман еще в 1849 году как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м годам замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в "Обрыве". Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали И. А. Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Сочувственное отношение широкой публики к роману не смогло больше подвигнуть И. А. Гончарова на создание нового большого художественного произведения. Замысел четвертого романа, охватывающего своим содержанием 70-е годы, остался неосуществленным.

Ценное в созданных романах И.А. Гончарова - это призыв к деятельности, одушевлённый нравственными идеалами: свободной от рабства (социального и морального), гуманностью и духовностью. Писатель выступал за независимость личности против всех форм деспотизма.
Литературная деятельность Ивана Александровича не ослабела. В 1872 году он пишет литературно-критическую статью "Мильон терзаний", посвященную постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставшей классическим разбором комедии. Писатель предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Через два года - "Заметки о личности Белинского". Театральные и публицистические заметки, статью "Гамлет", очерк "Литературный вечер", даже газетные фельетоны - такова литературная деятельность И. А. Гончарова в 70-е годы, завершившаяся в 1879 году критической работой о своем творчестве "Лучше поздно, чем никогда".

В 80-е годы писатель выпускает в свет первое собрание сочинений. По-прежнему пишет статьи и заметки, можно лишь сожалеть, что перед кончиной И.А. Гончаров сжёг все написанное в последние годы.
Умер писатель 27 сентября 1891 года в Санкт-Петербурге.

Подробнее о жизни и деятельности И. А Гончарова Вы можете узнать из книг, имеющихся в Центральной библиотеке "Информационный центр":
Рыбасов, А.П. И.А. Гончаров / А.П. Рыбасов. - Москва, Молодая гвардия, 1957. - 374 с. - (Серия "Жизнь замечательных людей").

Утевский, Л.С. Жизнь Гончарова: воспоминания, письма, дневники / Л.С. Утевский.- Москва, Аграф, 2000. - 300 с.
 
Последнее редактирование: