Приветствую уважаемых форумчан!
Желая вернуть тему форума в начальное русло, хотел бы поделиться своими впечатлениями о выдавшейся поездке из Екатеринбурга в Салехард, хотя изначально конечный пункт был в п. Мужи. Поездка была служебная, но на личном авто - Subary Outback, т.ч. бережливость к авто сплелась с неуверенностью к прохождению по маршруту, однако, полагаясь на идеальные обстоятельства, заручившись поддержкой некоторых форумчан (за что всем большое спасибо!.. к слову - вот ведь как может мотивировать поддержка инкогнито кого-то знающего), на рассвете в воскресение, 10.03.2013, двинулись с коллегой в путь, снарядившись по совету теплой одеждой, снеговой лопатой, 2-мя канистрами бензина, 2-мя бутылками водки, 2-мя тросами, надеясь на фотографическую память физической карты региона (никакого навигатора так и не приобрел пока), внимательное прочтение дорожные указателей. Ясное небо и солнечный день (причем так было до самого Салехарда и обратно), хорошая музыка внесли лирические нотки в поездку.
Изначально хотели ехать через Приобье, но прочитав про дорогу из Югорска на Игрим, решили не делать крюк и на первом же кольце ушли прямо на Агириш, 105 км бетонки можно идти и все 120 км/ч, затем более 150 км приличного зимника, ориентиры до Игрима - газопровод "Игрим - Серов" с покилометровыми оранжевыми табличками, технологические проезды "Газпрома" со знаками "Проезд воспрещен", рукотворными указателями "Пунга", выезд на зимник из Приобья.
Первая легковая машина, что встретилась нам после 105 км участка бетонки, где начинаются подъемы-спуски, виляние и разветвление дороги по разные стороны газопровода (ехать можно по любой стороне, всё равно все проезды сходятся потом в один), периодические разъезды через карманы с самосвалами и трубовозами, был Lexus IS 250 - самый маленький седан из семейства с дамой за рулем начальствующего вида с наибеззаботнейшим выражением лица. Тут совершают прогулку такие?! Что ж я-то тогда парюсь за дорогу!). Т.ч. до Игрима прошли так же в удовольствие, можно ехать 60-90 км/ч, чередуя со спокойным и аккуратным проездном сопок, бугров, желоба через березовые рощицы. Смеркалось. В Игриме спидометр оказал 1000 км пути (12 часов в поездке с остановкой на обед в Серове). На въезде в Игрим долили бензин до полного бака (Аи-92 - 33,00 руб./л, лукойловский). На выезде из Игрима нас остановил наряд ДПС и попросил довезти до Березово девочку-подростка. Я согласился. Через минуту инспектор возвращается и говорит, что она не поедет с вами, мол, отец её, сидящей в патрульной машине, не отпускает. В голове мгновенно рождается - напросившись на мой добрый жест, мне отказывают, у меня с лицом что-то не так, мне нельзя доверять, у моей машины плохой регион?! Иду к отцу - я добрый самарянин, вот мой паспорт, вот мой телефон и вообще я отличный интеллигентный парень, и отдавайте мне дочь. Стиснув губы, записав мой телефон, он скомандовал дочери на выход. Так в нашем экипаже стало трое. Вождение стало у меня ответственным и спокойным)), но всё равно извилистость и неровность дороги дали о себе знать - девочка попросила остановить машина и отдышаться на свежем воздухе. Через 100 км были в Березово, передали пассажирку наряду ДПС, ждущего нас, а тот провел нас через поселок, ну, ка провел, промчал - меньше 90 км/ч патруль не ехал, я лишь снежную пыль глотал за ним старался не отставать. Как оказался на выезде из Березово, и не помню. Голод дал о себе знать, и прямо под знаком "Салехард 430 км" решили сократить запасы колбасы, огурцов, помидоров, чая и прочего. Кстати, на въезде в Березово навстречу опалась первая фура, американец Фред. Думал, что таких точно не увижу в этих краях. Морфей никак не брал нас в свои объятия, поэтому стартанули в Теги, где и нашли возле бытовки с табличкой "Кафе" и желтым снегом свой ночлег в машине, проспав 8 часов. Весь пройденный зимник хорошего качества, можно держать скорость 40-60-80-90 км/ч, в темное время ехать даже несколько удобно, дальний свет бьет далеко, обнажая ландшафт, подчеркивая заблаговременно все неровности.
В 8 утра в понедельник, 11.03, стартанули в Мужи. Зимник приобрел другой характер - извилистый, частые незначительные спуск-подъем, отсутствие счищенного снега по обочинам, сливание дороги с обочинами, но дорога плотная, нет рыхлого снега. На одном повороте увидел, очевидно, выпавшую с машины картонную коробку с разлетевшимися по дороге около 10 упаковками курицы, и сидящими на нескольких из них здоровых, как слоны, воронами. Не подобрал))... В с. Азово на КПП нас приветствовал укротитель шнурка. Двинули дальше. Встречных машин практически никаких не было, редкие Уралы, УАЗики.
К 11 часам картина красочного ландшафта: девственно белого скрипучего снега, кроткой и стройной растительности, яркого лучистого солнца, чистого голубого неба вдалеке над лесом была омрачена черными смачными разводами. О, там цивилизация!!! Там человеки!!! Мужане! Это прекрасно. Через 30 минут нам открылась панорама поселкового побережья, а затем и указатель "Мужи". Мы на месте, пройдено 1320 км. Первая же жительница указала нам на гостиницу "Ермак", где за 1200 рулей койко-место мы взяли 2-х местный номер в деревенском стиле (другого там и нет): ковры, паласы, пирог из матрацев на кровати. Горячий душ в кабине за дополнительные 50 рублей, бесплатные умывальники для бритья и кипяток из чая, перекус еще далеко не остатками дорожного пайка, ожидание окончания повсеместного обеда до 14 часов, и мы двинули на плановые встречи. Результатом которых стала незапланированная поездка в Салехард. Почесав затылок, поняв, что весь форум читал, делая упор только на маршрут Большая земля - Мужи, уповая на русское авось, уверившись, что утро вечера мудренее, решили с утра ехать в Салехард. Случайный чарующий звон двух стройных "Жаравлей" по 0,5 в пакете заставил блестеть наши глаза, 1 "Журавль" был распочат, пирог с семгой пришелся очень кстати. Злоупотреблять я, как водитель, не стал, употребив без фанатизма и только здоровья для, а не пьянки ради. К тому же в комнате было прохладно: тепленькие батареи, жутко холодный пол, который даже в носках стоять минуту не давал. Но всё это оказалось мелочью с тем прогрессом цивилизации, что открылся ближе к ночи - бесплатный интернет Wi-Fi с приличной скоростью!
Во вторник, 12.03 встали в 4.30, в 5.00 двинули в Салехард. В ход пошла первая канистра с бензином. На местной АЗС нам подсказали добрые люди не заправляться – и бензин 38 р/л и качество никакое (хотя взяли телефон местного жителя, у которого все закупаются по 39 р/л хорошим бензином). На вопрос местным сколько до Салехарда все как один отвечают 4 часа и никто не говорит про километраж). Т.ч. нам ничего не оставалось, как взять за ориентир 4 часа, чтобы к началу рабочего дня быть в Салехарде. На выезде из Межей на КПП пропустили вперед Suzuki Grand Vitara с местными номерами, которая взяла хорошую скорость 50-70 км/ч и мы около 30 км сидели у нее на хвосте (выдерживая расстояние, чтобы не слепить и не раздражать), зимник хороший, плотный, местами очень широкий, без переметов. И удивлялись, что местные не жалуют зимник такой чудесный. Затем стали попадаться непродолжительные участки рыхлого снега, но который даже днища машины не задевал. Suzukiпролетала из на 60 км/ч и я по её же колее следом. Затем дорога стала напоминать колхозную пашню после вспахивания, только снег более мягок, чем земля, и перемолот УРАЛами, колеи всё глубже, вот и днищем разравниваем снег, участки всё длиннее. Но пока на скорости около 30-40 км/ч удавалось их проходить. Обходя стороной глубокую колею близко к краю дороги, и чуть придав газа, машину повело к обочине и правыми колесами вынесло на мягкий снег, хоть выезд и был небольшим, но этого хватило, чтобы брюхом сесть на наст. Suzuki скрылась в ночи. Вот и лопата в дело пошла! Только результата ожидаемого с ней не вышло – из-под днища снег весь не вышло выбрать. Сели ждать кого-нибудь в кромешной тьме с аварийкой. Минут через 20 встречный УАЗик выдернул нас из сугроба. После этого решил, что скорость нам не важна, главное - уверенное движение вперед и выбор стороны проезда. И такой рыхлый снег на десятки километров, сменяясь укатанными участками. Так вот оно, о чём обсуждают форумчане! Что ж, и нам придется потянуть эту лямку испытания. Светало. Встретили МАЗ с полуприцепом со сломанным передним мостом с тюменскими номерами. На хвост нам сел УАЗик и ехал четко по нашим следам и никак не хотел обгонять. Навстречу пошла уборочная техника – тягать тащил гусеничные треки, за ним шла вахтовка с двумя трубами и колесами. О-ля-ля, как круто, наконец-то я буду ехать не по колеям в рыхлом снегу, а по только что очищенной дороге! Это чудо. Выезжаю на сторону, где прошла техника, и вязну пуще рыхлого снега в казалось бы на вид твердой дороге. Понимаю, что это не машина ехать не хочет, а дорога не позволяет. Под сглаженным снегом мягкий снег остается, причем колеи никуда не делись, их лишь пригладили рыхлым снегом, который с легкостью выбивается из них при наезде. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… Выбирать сторону проезда становится сложнее – везде ведь она на вид плотная. Встречным машин какое-то время нет, УАЗик так на хвосте и сидит и едет четко по моему следу. Приходится ехать на авось, но уже не держаться, наученным опытом, обочины, машину таскает во все стороны, остатки сна вмиг улетучились. Смотрю на мгновенный расход бензина, он ниже 36 л/час не падает. Дорога, как мёд, визуально она вроде есть (только что очищена) и её уже нет (эффект почти нулевой от очистки). Через какое-то время вижу впереди 2 машины – седаны! Шевроле Эпика и Ситроен какой-то. Эпика стоит позади, Ситроен с парнем в одной футболке за рулем делает движения в конвульсиях: проезжает метров 10 или сколько сможет, но чтобы не застрять, вперед, затем на 5 м назад сдает, затем чуть с разгона опять вперед, чтобы продавить колею для себя, Эпика за ним следом. На машинах были московские транзитные номера, у Ситроена не было половины переднего бампера и вкручено кольцо для троса. У тут понимаешь, что есть люди, которые прежде что-то сделать, разговаривают, пишут, узнают, читают форумы (как все, читающие эти сроки), а кто-то, к дороге относится, как в анекдоте, как к спирту – ну есть ведь дорога, но ведь все ездят, ну как же не проехать по ней, так надо пить, т.е. ехать. Помощи они не просили, да и тянуть я бы их не смог, надеюсь, что моя колея была им потом в помощь. На всем пути встречались лишь УАЗики, УРАЛы, несколько старых джипов (к слову, от уведенного затем в Салехарде обилия 200-х Lexus, Land Cruiser складывается убеждение, что они берутся не для езды по таким зимникам, а для величавого передвижения по скупым асфальтовым дорогам региона). Затем участки рыхлого или приглаженного снега стали реже и короче и пошел привычный плотный зимник. Вдалеке на горизонте уже был виден ресторан «Ямал». Около 10 часов мы были уже на переправе и двинули утраиваться в гостиницу «Обь». Неоднократно будучи в Салехарде в командировках, проехав его весь на автобусах, пройдя часть пешком, доехать самому за рулем до нужного адреса не составило труда. Кто б мне ранее сказал, что я за рулем своей машины доеду до Салехарда, куда дороги как бы для моей машины нет (другое дело Надым, докуда ездил 2 раза, но там ведь везде асфальт!), воспринял бы как иронию. В Салехарде заправился на АЗС «Лукойл» по привычной мне процедуре – корпоративной картой.
Салехард встретил ярким солнце, приятный морозцем около -20 (весенняя зима в Екатеринбурге уже достала с постоянными в этом году -3…-8, организм и следом за ним гардероб подготовился к холоду, а его как-то нет; бардак в природе, зима зимой, а весна весной должны быть).
Благополучно сделав всю работу, в 11 часов 13.03 поехали обратно в Мужи, взяв попутчицу, возвращавшуюся домой в Мужи, сотрудницу нашего заказчика. Её муж, увидев нашу машину, посочувствовал супруге по поводу возможного сидения в сугробах и дал телефон МЧС ей на всякий случай, благословил, но сам не поехал, хотя ранее она про 2 места в машине спрашивала.
Выехали на зимник и ощущение, что не туда повернули. Да было несколько участков рыхлого снега, но в основной он своей части стал твердым, укатанным, большие участки наморожены водой, в нескольких местах стояла уборочная техника на перекурах. В общем, Север благословенно выпроваживал тех, кто хуже татарина. До Мужей доехали в пределах 4-х часов. Доставили пассажирку до дома и засветло решили ехать дальше, пока сон не призовет к себе. Улыбчивая дежурная на КПП с. Азово ответственно записала нас в журнал, и шнурок позволительно открыл нам путь домой. Пройдя вторую после Азово протоку, мы увидели апогей нашего путешествия. На сопке стоял вездеход КАМАЗ с манипулятором, рядом было пара УАЗиков – все 89-й регион. И несколько скудно одетых людей мельтешили возле машин. Подъехав ближе, увидели торчащую с другой стороны сопки кабину грузовой машины. Кабина оказалась от грузовика IVECO, а грузовик оказался шоссейным низкорамным тягачом с полуприцепом на 20 т / 86 м3!!!!! Который стоял, вернее распластался беспомощно на подъеме в градусов 20-30. А за ним стоял еще такой же!!! У обоих номера были карельские (10 регион). Остановившись, я спросил у человека с тросом: "Куда путь держите?". «В Салехард!» - был ответ. Про себя я подумал «Б..я», а вслух сказал, стараясь скрыть гогочущий истерический смех: «Не пройдете....». На что получил ответ: «Проезжай.». Что подумал этот человек, очевидно, водитель первой фуры, предполагать я не стал, хотя, думаю, что ему ни один встречный водитель ранее повторял мои слова. Смеркалось. Ковыряться им при светлом дня оставалось менее часа. Встречая затем несколько сопок, было видно, что вездеход не раз их уже затаскивал наверх. А ведь этим молодцам еще и обратно ехать!...
Ребята, если увидите 2 еврофуры IVECO с белыми кабинами и серым тентом, 10-м регионом, сфотографируйтесь с эти примером людской алчности, скупости, дурости (насчет отваги спорно, если только водители не получили команду ехать и всё тут). Что подвигло машину для асфальта на шоссейной резине гнать на этот зимник, когда они цветочки еще даже не нюхали, а впереди такие ягодки - повороты, спуски-подъемы на излом полуприцепа, с боковым уклоном? Нет у меня ответа. Даже подуматься не выходит. Ведь стара как мир, поговорка: Богу - Богово, кесарю – кесарево. Зимнику – вездеходы, трассе - шоссейники. Так и доехали от поразившего нас зрелища до Игрима. И вновь Морфей нас принял к себе на 8 часов. Сначала перед Березово, потом перед Игримом были неприятные моменты за всю поездку. Едешь по накатанной дороге, твердой, широкой, без видимых изъянов, но которой небольшие бугорки свежего снега, пытаешься их объезжать, и вот 2 раза лавируя между ними, колесо, наехав на такой снег, с жутким боем проваливалось в неизвестно откуда взявшуюся выбоину, припорошенную снегом, маленькую, но достаточную, чтобы колесо провалилось и ударилось и край ямы ободом и машина рычагами подвести. И дважды было ощущение, что колесо на вылет будет. Но, к счастью, в оба раза обошлось, хотя на асфальте такое для меня даром не проходило (ехав прошлым апрелем из Н. Челнов домой, вернулся на квадратных дисках с грыжей не трех колесах, но на резине хоть - хвала «Continental»).
Утром 14.03 пошла в дело вторая канистра с бензином, и нас ждал целый день в пути до Екатеринбурга, и 1000 км нам покорилась.
Вот как-то так.
Желающие узнать больше подробностей - пишите в личку. Остальных же, надеюсь, не утомил.
Будете, как говорится, у нас на Урале – милости просим!