В действующем в нашей стране “Законе о правах потребителей” есть статья 25 (“ Право потребителя на обмен товара надлежащего качества ”). Пункт 1 этой статьи гласит: “Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации”.
Есть в этой статье и пункт 2: “В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара”.
В то же время (см. последнее предложение п. 1 статьи 25) существует “Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” (он упомянут в Постановлениях Правительства РФ № 1222 от 20.10.1998 и № 81 от 06.02.2002). В нем, среди прочего, упоминаются бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, а также прочие девайсы, вплоть до электронных игрушек.
Иными словами,
в России по закону ни один ИТ-гаджет надлежащего качества сдать продавцу нельзя. В то же время, есть компьютерно-розничные магазины (как традиционные, так и онлайновые), которые, в целях повышения лояльности покупателей, иногда возвращают своим клиентам деньги за уже приобретенный товар надлежащего качества. А иногда даже проводят специальные акции (на отдельные товары или товарные группы) под девизом “Если товар вам не понравится, то мы вернем вам деньги”.
Как же им это удается? Все дело в том, что ритейлеры, как правило, заключают с дистрибьюторами, у которых они приобретают товары, соглашения о сотрудничестве. Так вот, в этих соглашениях, по взаимному согласию сторон, иногда оговариваются ситуации, связанные с возвратом товаров надлежащего качества от того или иного поставщика. Особенно это актуально для Интернет-магазинов, где просьбы о возврате товаров со стороны конечных пользователей – не редкость.
http://www.pcweek.ru/business/blog/business/3337.php