Доброго дня суток всем! наберитесь терпения...
Зимник Надым-Салехард.... Предлагаю дальше называть его Дорогой Жизни! Именно такое общее впечатление от него и его предназначения у меня осталось. Сам из Ноябрьска, решили с женой проведать дочь в Салехарде. Рискнули в это путешествие на переднеприводном микроавтобусе ниссан-серена отправиться... Взяли с собой в запас две канистры бензина (не понадобился), трос-строп на 5 тонн (порвался при втором выдергивании нас из снежной каши), лопату (выжила), запас воды-еды.
Маршрут Надым-Салехард преодолели 20 февраля за 13 часов (от КПП Надыма в 8-30 до ул. Броднева в Салехарде в 21-30). Ехали как туристы! Глазели по сторонам, фотографировались. Сами мы железнодорожники, поэтому остатки сталинской железной дороги привораживали… Очень интересно! Теперь о самой дороге. Выехали за КПП – перед глазами белое поле! Едешь по наитию, практически угадывая путь. Дальше уже по отсыпке лучше (или привыкаешь). Первый поворот направо (от КПП километров через 70) – это я так понял съезд на зимник, одна машина ушла туда, но мы поехали по отсыпке дальше. Километров через 50-53, после карьера прямо вниз под строящийся мост и почти сразу повернули направо на зимник. Можно было дальше еще по отсыпке проехать или нет - не знаю. Послушались совета с форума и свернули. Дорога извилистая со спусками-подъемами, местами с ямами от большегрузов, но в целом была проходимая даже для нас. Заправку и русское поле проскочили без проблем (я так понимаю, нам повезло с погодой, не было ни ветра, ни снега). Первая наша засада случилась через 50 км после того, как съехали на зимник. Зарылись в снежной каше на подъеме, чуть не набок легли. Только через час нас выдернул попутный кроссовер. Не было ни встречных, ни попутных машин… Жутковато. После речки Харвота будет указатель «Салехард прямо» и поворот направо. Это поворот на Салехардскую отсыпку, но он был засыпан кучами песка. Дальше на зимнике нас ждал затор из большегрузов на 2 часа! Вытаскивая друг друга, завязли несколько больших машин, ну и дорогу, конечно, перемолотили. Но нам еще повезло, хотя бы через 2 часа нам удалось протиснуться между ними и продолжить путь. Правда через 7 минут мы второй раз повязли в снежной каше, теперь на другой бок завалились. Пытался выдернуть нас жигуленок, только трос порвали. Спасибо встречным джипам – вытащили. Потом были засада-3, засада-4 из которых выкарабкались сами. Вообщем, этот размолотый участок зимника был явно не для нас… Далее была развилка, знак «Салехард налево», а направо КПП (выезд на отсыпку). Туда, конечно, не пускают, но нам правдами-неправдами удалось туда прорваться. Даже не хочется представлять себе, что бы там на зимнике нас ждало дальше… Вообщем, от этого КПП до отсыпки 4 км и налево! Какое облегчение чувствовать твердую и относительно ровную почву под колесами! Далее 38 км и КПП на сданный участок дороги!!!!
Маршрут Салехард – Надым прошли 23 февраля за 7 часов (от КПП Салехарда в 16-30, на КПП Надыма в 23-30). Обратно шли уже в сопровождении ланд крузера (спасибо им большое!). После КПП Салехарда на отсыпке через 10 км уже лежала труба (20 февраля ее не было). Пришлось вернуться и метров через 800 от КПП Салехарда уйти на зимник. Километров через 30-32 (проехали их почти без приключений) развилка. Ушли на ней прямо и выехали на отсыпку, проехали по ней километров 30. Это как раз тот пересыпанный кучами песка съезд на зимник. Большегрузы его немного примяли и мы каким-то чудом тоже через эти кучи перевалили даже без потерь для машины. Получилось, что мы объехали по отсыпке плачущую гору и тот участок дороги, где постоянно застревали в снежной каше! Были еще сложные участки зимника, но мы, следуя за крузером, все прошли удачно, нигде не застряли! На заправке крузер остался отдохнуть, а мы поехали сами. Поймали одну яму, но колеса остались на месте, только бампер передний немного соскочил.
Теперь мои выводы: в этом путешествии нам повезло с погодой, не было метели и с копанием на русском поле нас пронесло. И еще получилось объехать плачущую гору, так что поплавать тоже не пришлось! «Дорога Жизни» Надым – Салехард – это живой и непредсказуемый организм. Его состояние и пропускная способность меняются постоянно в зависимости от погоды, от присутствующих на ней машин, от работы дорожников, от марки машины, мастерства водителя и просто от случая! Главное – знать ориентиры и воспользоваться возможностью объехать зимник по отсыпке, даже пренебрегая лишними километрами, в случае, если отсыпка закрыта и придется возвращаться на зимник. Понятно, что строителям страшно мешаемся, поэтому они и идут на разные ухищрения (трубы, рвы, насыпи, вода), лишь бы мы туда не лезли… но доехать без потерь хочется всем… и это уже вопрос к дорожникам. И еще совет: если нет желания любоваться окружающим ландшафтом, то легче ехать по темноте, в свете фар лучше видны все изъяны дороги. Так что проходимцам вообще бояться не стоит, а пузотеркам уповать на широкую русскую душу водителей проходимцев, которые в беде не бросят и вытащат.
Есть по ТВ передача «Дальнобойщики Аляски». Так вот на «дороге» Надым – Салехард можно снимать более захватывающие истории, жаль, что до сих пор этим никто профессионально не заинтересовался.
Желаю всем скорейшего окончания строительства дороги Надым-Салехард, оставляйте в своих архивах фото и видео-съемки об этих экстремальных путешествиях – будет что рассказать и показать детям и внукам! Когда-нибудь этот дурдом уйдет в историю! И еще хочется, чтобы в Салехард со стороны Уренгоя пришла железная дорога!
25.02.2016