Вы все еще летаете с «Ямалом»? Тогда мы не идем к вам
«Домашний» авиаперевозчик ЯНАО закрыл воздушные ворота региона на крепкий замок. Ямальцы в панике, конкуренты в ужасе, чиновники «в шоколаде»
30.07.2013 23:11
Заложниками чиновничьих амбиций и «особости» арктического региона традиционно оказались граждане
Северяне воюют за небо. В авиакассах Салехарда небывалый ажиотаж и километровые очереди. А ради возможности забронировать билеты по интернету жители окружной столицы штурмуют сайт региональной авиакомпании «Ямал» и с настойчивостью дятлов вынуждены весь день стучать по клавише F5. Так у будущих пассажиров есть хоть какой-то шанс улететь на Большую землю или вернуться назад. Чиновники удивляются: «какие проблемы?!». А конкуренты приполярного перевозчика, которых его менеджеры выжимают из окружных аэропортов, ищут защиты в Москве. Как на получение заветного билетика влияет социальный статус, почему полярная госавиакомпания получила карт-бланш, и есть ли у Ямала шанс навести мосты с материком — читайте в материале «URA.Ru».
Традиционный летний «отток» населения с Ямала превратился для жителей округа в настоящий кошмар. И салехардцы утверждают, что этот «ужас трудно описать».
«Билетов нет. Ни одного! Кому экстренно нужно улететь, приезжают в аэропорт перед вылетом борта и дежурят у стойки. Иногда остаются так называемые „билеты на подселение“ — 5-6 мест, не больше. И потом за них начинается битва. Посадочные талоны достаются либо тем, кто, например, вылетает из Салехарда по очень уважительной причине — похороны, родители болеют, либо смотрят на статус пассажира. Если в общей очереди оказался какой-то „топ“, то кресло, соответственно, достается ему. Более того, иногда организовываются VIP-рейсы, билеты на которые простым смертным не достать», — рассказали «URA.Ru» возмущенные салехардцы. Они подчеркивают, что речь идет именно о рейсах авиакомпании «Ямал», других перевозчиков в регионе практически нет.
Монопольный статус «домашнего» перевозчика подтверждают и сами представители авиакомпании. «„Ямал“ никого не пустит в свой регион. Недавно безуспешно пытались зайти, точнее, увеличить, количество рейсов авиакомпании „Уральские авиалинии“ и „ТюменьАвиаТранс“. Еще одна из авиакомпаний хотела открыть рейс „Красноярск — Салехард — Москва“, но и им было отказано. Насколько я слышал, из-за красноярского рейса поднялась шумиха — перевозчик обратился и в Минтранс РФ, и в Росавиацию, но даже на федеральном уровне решить этот вопрос не удалось», — делится источник, близкий к авиакомпании «Ямал» на условиях анонимности.
Российские авиаперевозчики традиционно не любят обсуждать свои маршруты и рассказывать о том, как они «выбивают» слоты в аэропортах. Представитель одной из красноярских авиакомпаний признался лишь, что «такого безобразия как в ямальских аэропортах», нет больше нигде — в ЯНАО отсутствует даже намек на здоровую конкуренцию. В пресс-службе «Уральских авиалиний» крайне сдержанно ответили, что на данный момент «УА» выполняет только один рейс с посадкой в аэропорту Салехарда — «Екатеринбург-Надым-Салехард — Екатеринбург». «Возможно, что в будущем летнем сезоне авиакомпания добавит еще несколько рейсов», — добавили специалисты «УА».
Причину вольготного существования компании «Ямал» напомнил один из сотрудников аэропорта «Салехард» (услугами аэропорта пользуются не только салехардцы, на нем завязаны, в частности, Лабытнанги, Аксарка, Яр-Сале). Еще в 2001 году, при «разделе» аэропортового имущества, авиакомпании достался не только статус перевозчика, но и инженерно-авиационная служба. А это значит, что прием и выпуск всех воздушных судов на территории аэропорта может осуществлять только авиакомпания «Ямал».
«Нонсенс, но это, действительно, так: столичный аэропорт не имеет своего техсостава. Помимо этого, только „Ямал“ имеет возможность заправлять самолеты топливом. Аэропорт фактически лишь определяет частоту рейсов и согласовывает перевозчикам слоты, а далее авиакомпании должны с поклоном прийти в „Ямал“ и заключить договор на техобслуживание. Разумеется, под разными предлогами перевозчикам отказывают», — говорит представитель аэропорта.
Отметим, что отбить «кусочек» взлетной полосы удалось лишь одному настырному соседу — югорской авиакомпании «ЮТ-Эйр». По версии представителей аэропортовых служб, перевозчик, зарегистрированный в ХМАО, нашел способ обойти монополиста и самостоятельно организовал «мини-техслужбу», которая и обслуживала суда «ЮТ-Эйра». На самом деле конкуренты просто долго спорили и в итоге сторговались буквально на пару рейсов: «ЮТ-Эйр» пустил «Ямал» в «родной» аэропорт Ноябрьска, взамен югорский перевозчик получил возможность летать из Салехарда в Тюмень.
Получить комментарий в департаменте транспорта ЯНАО сегодня не удалось — глава ведомства Дмитрий Варакин в отпуске, а его подчиненным очень «не хотелось бы касаться острых тем». Источник в дирекции транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа сначала притворился, что не понимает о чем идет речь и удивленно спросил: «Какие еще проблемы? Вон сколько авиакомпаний из Салехарда летает — „Ямал“, „ЮТ-Эйр“...». Но уже через пару минут специалист был вынужден признаться: ситуация просто аховая. При этом окружное правительство давно обеспокоено такой проблемой, как доступность авиаперевозок, и делает все возможное, чтобы хоть как-то снять остроту вопроса. Но вот кардинально повлиять на ситуацию власти ХМАО либо не могут, либо просто не хотят. Пока обходятся полумерами.
Чиновник напомнил, что ежегодно (в канун весны) ведется речь об организации дополнительных рейсов в начале лета (когда весь Ямал дружно уезжает на материк) и ближе к осени (с 15 августа до 10 сентября). Ради чего авиакомпания «Ямал» получает из окружного бюджета огромные субсидии (на субсидирование авиаперевозок ежегодно выделяются десятки миллионов рублей). Помимо этого первые лица региона по-прежнему надеются на разработку стратегии воздушных сообщений ЯНАО.
Напомним, еще осенью 2012 глава округа Дмитрий Кобылкин заявил о планах по строительству в регионе двух международных аэропортов. Логистическую концепцию, в рамках которой Ямал планируют связать с Большой землей, планировали доверить экспертам авиакомпании Lufthansа. Речь тогда шла о реконструкции аэропортов в Салехарде и Новом Уренгое. При этом расчет консультантов немецкого концерна позволит определить целесообразность их перевода в статус международного. «Один из них даже станет работать и принимать самолеты круглосуточно», — комментировали год назад представители окружного правительства. При этом пока открытым остаётся вопрос: появится ли в международном аэропорту своя техслужба. Пока это единственный способ умерить аппетиты регионального перевозчика, открыть небо для российских авиакомпаний и облегчить без того непростую жизнь жителям приполярного региона.
Екатерина Кураева © «URA.Ru»