«Почему в самолете так близко стоят кресла? Ноги выпрямить невозможно! В автобусе и то удобнее!» - такие претензии периодически высказывают возмущенные пассажиры. Действительно, шаг кресел в самолетах российских перевозчиков не всегда позволяет путешественникам расположиться с комфортом. А ведь слишком малое расстояние между сидениями пользы авиапутешественникам не принесет. Подвижность в полете и так ограничена, а если долгое время не менять положения конечностей, они затекают. И здесь уже недалеко и до нарушения кровообращения. Конечно, наилучшим выходом был бы полет в бизнес-классе. Но «личное пространство пассажира» и там может оказаться не очень большим. А есть ли способ узнать, каким оно должно быть в идеале?
Приобретая подержанные воздушные суда, та или иная компания переоборудует их под свои нужды, поэтому расстановка кресел в салоне может отличаться от стандартной схемы. Но, независимо от того, какому российскому перевозчику принадлежит самолет, компоновка салона должна соответствовать отраслевому стандарту. Этот документ определяет условия воздушных пассажирских перевозок. Он так и называется: «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Пассажирское, бытовое и вспомогательное оборудование. Общие технические требования».
По действующему стандарту дистанция между креслами зависит от условий использования самолета. Если он задействован только на местных линиях, в рейсах не дольше двух часов, шаг кресел в экономе классе должен составлять минимум 750 мм. Самолет выполняет внутренние рейсы длительностью более 2 часов? Минимальное расстояние между сидениями нужно увеличить до 780 мм. В бизнес-классе шаг кресел в обоих случаях составит 900 мм.
Когда речь идет о судах, совершающих магистральные рейсы продолжительностью до трех часов, сидения в экономическом салоне должны располагаться не ближе 810 мм. А в самолетах, предназначенных для магистральных рейсов дольше трех часов, расстояние между креслами должно составлять минимум 870 мм. При этом у пассажира должна быть возможность свободно пользоваться столиком, ремнями безопасности и другими дополнительными устройствами.
В бизнес-классе на любых магистральных рейсах сидения должны располагаться не ближе 960 мм друг от друга.
Также стоит заметить, что в салонах повышенного комфорта должны стоять пассажирские кресла с расстоянием между подлокотниками не менее 470 мм - для бизнес-класса и не менее 500 мм - для первого. Угол наклона спинки сиденья - не менее 45 градусов.
Во многих самолетах кресло можно слегка передвигать вперед-назад, как в автомобиле. Практически все сидения даже в эконом-классе раскладываются, меняя угол наклона спинки. Кресла в бизнес-классе часто снабжаются электромоторами или гидравлическими приводами с выдвигающимися шторками для спинки и ног.
О том, насколько удобно будет лететь, путешественники могут узнать заранее. Согласно Федеральным авиационным правилам, действующим в России, любая авиакомпания обязана предоставить пассажиру подробнейшую информацию о рейсе и условиях обслуживания в полете. Это относится и к таким параметрам, как шаг кресел. Данные о рейсах и обслуживании часто указываются на сайтах авиаперевозчиков. Если же вы не нашли там интересующей информации – смело отправляйте электронное письмо с запросом или звоните в представительство компании.
Все ли воздушные перевозчики соблюдают отраслевой регламент? К сожалению, теория иногда расходится с практикой. Чтобы увеличить число мест в самолете, некоторые из них ставят кресла ближе, чем допускается стандартами. Конечно же, пассажирам от этого комфортнее не становится, ведь 70-80 см – это и так немного, а если «откусить» от этого пространства еще 5 см… Страдают даже люди с небольшим ростом – что уж говорить о тех, кто от природы 170 см и выше.
Есть простой способ проверить, соблюдаются ли стандарты авиаперевозок. Если вам некомфортно сидеть и вы всерьез подозреваете, что компания нарушает правила компоновки салона в свою пользу – просто проверьте шаг кресел. Для этого