Иными словами, самолет МиГ-15 может вводиться в "штопор" на скорости, с которой выполнялся полет В.С.Серегина и Ю.А.Гагарина, при выполнении энергичного несоразмерного движения ручкой управления. Но, к сожалению, перечисленные случаи, имевшие место в практике войскового звена, остались вне поля зрения руководящего состава и методистов ВВС и не были своевременно изучены.
Подобное несоразмерное движение, очевидно, выполнил летчик, находившийся в передней кабине и первым заметивший внезапное сближение с другим самолетом, если оно было. Именно он, стремясь избежать столкновения, мог резко взять ручку управления на себя, что переводило самолет на закритические углы атаки с переходом в энергичное вращение (скоростной "штопор") с последующим переходом в обычный "штопор". Подобная версия обсуждалась в первые дни работы комиссии в ее "кулуарах". Инструктор не успел парировать это движение обучаемого летчика в силу ряда причин - он находился в задней кабине, обзор из которой, скажем так, не соответствует современным требованиям авиационной эргономики