Просто для интересу:
"Обдорск (у остяков Полноват-вам, у самоедов Сале-харн) — село Березовского округа Тобольской губернии, под 66°31' северной широты, в 1616 верстах от Тобольска и в 290 верстах от Березова, на высоком правом берегу реки Полуя, в 6 верстах от его впадения в Обь. 30 домов, 150 лавок (для ярмарки), больница, врач и фельдшер, школа для инородцев; 464 (215 мужчин и 249 женщин) постоянных жителей, занимающихся преимущественно охотой, рыбной ловлей и торговлей с инородцами. На ярмарку, продолжающуюся с 15 декабря по 25 января, съезжаются кочующие и бродячие инородцы для меновой и кредитной торговли и уплаты ясака; во время ярмарки число жителей О. возрастает до нескольких тысяч. Торговля идет преимущественно прямо с остяцких нарт (саней). Денежной единицей в меновой торговле служит песец (средняя цена в 1897 г. была 3 руб. 50 коп. — 4 руб.). Товары, привозимые инородцами, состоят из песцов, крестоватика, недопеска, синяка, неплюя, пешки, оленьих шкур, лисиц, белых медведей, рыбы, рыбьего клея, птичьего пера, мамонтовой кости, моржовых клыков, ворвани и пр. Взамен того русские торговцы (преимущественно мещане из Тобольска) сбывают инородцам муку, печеный хлеб, вино, сукно ярких цветов, табак в листьях, холст, железные и медные изделия, серьги, кольца, бусы, бисер, шелк ярких цветов и зеркальца. Полагают, что обороты обдорской торговли превосходят 100 тыс. руб. В 1897 г. в О. основана рыбопромышленная школа. Местность около О. совершенно безлесна и только на левом берегу Полуя растет ивняк (тальник). Обдорская волость остяков, кочующая около О., заключает в себе 2700 человек. Кроме того, около О. кочуют 32 самоедских рода.
Л. В.
История. О., называемый иначе Назова или Нозова, основан казаками на месте самоедского поселения в 1593 г.; долгое время был только крепостью, оплотом для русских удальцов. С середины XVIII в. сюда стали приезжать купцы на ярмарку; тогда же завелись постоянные торговые сношения с инородцами. В конце XVIII в. крепость была упразднена. С 20-х гг. XIX столетия в О. стали селиться русские на постоянное жительство. Ср. В. Бартенев, "На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края" (СПб., 1896)."
и
"
Шайтан
Шайтан
сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал’ун, Маз’ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50). Согласно аятам Корана 15: 28-42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления. Причиной этого была гордыня сатаны, который посчитал себя выше Адама по причине того, что он был сотворен из огня, а человек из глины. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но сатана попросил у него отсрочку до дня Страшного суда и получил ее. Затем Аллах поселил Адама и его жену в раю. Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: "О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева. Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и "явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…" (Коран 7: 22). Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан - ваш явный враг?"» (Коран, 7: 22). Но, Адама и его жена раскаялись в совершенном грехе и Аллах простил их: «Они ответили: "Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон"» (Коран, 7: 23). После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: «[Аллах] сказал: "Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123). Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении. С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан - ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6). Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать. Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да. Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» [Муслим («Мунафикун», 11), Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», VI, 115)]. Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов. Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94-95). Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их".
Речку, текущую из болота, представляющую собой череду омутов, которых даже ребятишки в ранние времена опасались, вполне логично мусульмане назвали - Шайтанкой. Но христиане не забоялись шайтана, заковали его в гранитные берега, возвысились над ним пешеходным мостиком и осенили бывшее его пристанище храмом, преобразили противного Божией правде падшего ангела. Что и решили увековечить в топонимике.
Священная мистерия, и прямо посреди Салехарда. Удар по духовному - материальным. Но денюг - представляю себе. :shock: