Футбол Футбольная тактика. Веяния 2010 года

#1
Известный британский футбольный обозреватель Джонатан Уилсон в своем материале в The Guardian проанализировал изменения, которые произошли за последний год в мировом футболе в плане тактики.

"Перед началом сезона я предположил, что после ЧМ-2010 и победы «Интера» в Лиге чемпионов нас ожидает возврат к контратакующему футболу. Однако с тех пор мы стали свидетелями, пожалуй, самого остро атакующего первенства премьер-лиги на моей памяти. Это говорит о двух вещах: во-первых, никогда никому не верьте, если речь идет о прогнозах на футбол, а, во-вторых, чемпионат мира перестал быть законодателем мод.

Пожалуй, самым шокирующим моментом уходящего года стало осознание того, сколь безнадежно отстал футбол на уровне сборных, от своего клубного собрата. Раньше чемпионат мира был своего рода конференцией, на которой делегаты с разных концов нашей планеты делились своим видением самой популярной игры. Например, в 1958 году Бразилия удивила мир схемой 4-2-4, Англия в 1966 году продемонстрировала эффективность построения 4-4-2. Тотальный футбол получил мировое признание в именно 1974 году, хотя и принес уже до этого «Аяксу» три Кубка европейских чемпионов. А успех Аргентины 1986 году ознаменовал собой начало развития тактической расстановки с тремя защитниками. Главным же уроком ЧМ в ЮАР стал практически поголовный переход сборных команд с 4-4-2 на 4-2-3-1, что на клубном уровне стало очевидным еще пару лет тому назад.

Многие обвинили эту схему в том, что турнир получился оборонительным, но не стоит ставить телегу впереди лошади. Тактические расстановки сами по себе нейтральны: это команды наделяют их положительными или отрицательными характеристиками. Большинство тренеров отдали предпочтение 4-2-3-1, потому что они собирались действовать от обороны, а это построение позволяло насытить центр поля и при этом поддерживать атаку за счет трех выдвинутых вперед полузащитников. Если эта троица состоит из двух фланговых полузащитников/оттянутых форвардов и плеймейкера, то игра команды может быть очень зрелищной, но если эти три хавбека оттянуты глубоко назад, то результат, конечно же, будет прямо противоположным.

Тогда возникает вопрос, почему во главу угла ставится разрушение? Ответ на него приводит к тревожной мысли о том, что это явление касается именно сборных: в условиях ограниченности во времени, отведенном для налаживания игровых связей, большинство рулевых национальных команд предпочитают сосредоточиться на построении оборонительных действий. Да и небольшое количество матчей – около дюжины за сезон, половина из которых товарищеские – в разы повышает значение каждого из них и побуждает наставников к осторожности. В результате тренеры призывают своих подопечных обороняться всей командой, уповая впереди на индивидуальные действия.

На ЧМ в ЮАР только Испания, имеющая сыгранный в течение трех лет состав и составленная преимущественно из футболистов двух клубов, не имеющих недостатка во взаимопонимании, да сборная Чили, возглавляемая великолепным и неповторимым Марсело Бьелсой, действительно старались играть первым номером, что, по заявлению Арриго Сакки, делает их по-настоящему великими. Даже Германия, несмотря на большое количество забитых мячей, по сути, предпочитала действовать от своих ворот, прекрасно играя на контратаках. Больше всего разочаровали Бразилия и Голландия – сборные, традиционно приверженные атакующему футболу, на этот раз сделали ставку на надежную оборону, рассчитывая впереди на индивидуальные действия своих звезд.

Некоторые обвиняют испанцев в том, что они играли слишком скучно, но что им еще оставалось делать, когда соперник оборонялся всей командой? Как однажды сказал Питер Тэйлор в ответ на критику в адрес «Ноттингем Форест»: «Команда не может быть скучной, если она владеет мячом». Испанцы не уводили мяч к угловым флажкам и не тянули время, они передавали его друг другу, ожидая, когда соперник попробует его отнять, что на самом деле постарались сделать только чилийцы. Общий акцент на разрушение, приведший к снижению качества футбола и драматизма борьбы, стал серьезной проблемой чемпионатов мира. Великих игр на турнире не было с 1998 года – победу Италии над Германией в полуфинале ЧМ-2006 можно назвать всего лишь «очень хорошей» – и если эта тенденция будет сохраняться и дальше, то невольно возникает вопрос, как долго еще продержится интерес болельщиков к первенству планеты?

Но что чемпионат мира по-прежнему позволяет сделать, так это поразмышлять о существовавших ранее тенденциях. Слухи о скорой кончине 4-4-2 оказались преувеличением, даже несмотря на ее публичную критику со стороны Майкла Оуэна. Но говорить о гегемонии данной тактической схемы больше не приходится. Правда, используют ее теперь иначе, часто делая акцент на оборону: два центральных полузащитника опускаются глубоко назад, а мяч до двух форвардов доставляется преимущественно за счет длинных передач. Однако даже когда эту расстановку используют в более прогрессивной форме, как, например, делает «Манчестер Юнайтед» (правда, что примечательно, не во встречах с «Арсеналом» и «Манчестером Сити»), один нападающий действует в оттяжке, тогда как один из полузащитников выдвигается вперед, образуя де-факто четвертую линию. Использование трех линий – защиты, полузащиты и нападения – становится все более редким, так как игра стала более широкой после либерализации правила офсайда.

Построение с тремя центральными защитниками, используемое раньше повсеместно, но исчезнувшее после того, как на острие атаки стал действовать один единственный форвард, теперь возвращается, позволяя опекать двух действующих в оттяжке игроков. В Южной Африке Уругвай использовал его против Франции, а Алжир играл так с Англией, в то время как «Эстудиантес» завоевал звание чемпиона аргентинской Апертуры, расчетливо завершив поединок с ближайшим преследователем «Велес Сарсфилдом» нулевой ничьей, используя защитную расстановку 3-4-2-1. В Лиге чемпионов «Рейнджерс» использовал схожую тактику 5-4-1, и, если бы шотландцам чуть больше повезло в домашнем поединке с «Валенсией», они вполне могли занять второе место в группе вслед за «МЮ».

Использование трех игроков в обороне, также вновь становится актуальным для команд, располагающих атакующими крайними защитниками. Так, например, начал действовать «Челси» при Луисе Фелипе Сколари, когда Джон Оби Микел опускался вглубь и располагался между двумя центральными защитниками, развязывая тем самым руки Жозе Босингве и Эшли Коулу. Мексика использовала нечто подобное в ЮАР, но именно «Барселона» довела эту схему практически до совершенства: Серхио Бускетс регулярно возвращается назад, занимая место между Карлесом Пуйолем и Херардом Пике, позволяя Дани Алвесу и Максвеллу растянуть оборону соперника. Возможно, Испания на последнем ЧМ пыталась использовать подобным образом Серхио Рамоса и Хоана Капдевилью, но для оттачивания данной схемы нужно время.

«Барселона» также наглядно продемонстрировала эффективность двух других тактических тенденций в клубном футболе: «ложные девять» и «перевернутый фланг». Опять же их отсутствие на уровне сборных, по-видимому, объясняется сложностью применения. Лионель Месси, играющий на острие атакующего треугольника «Барсы», периодически опускается назад, оставляя свободные зоны для Давида Вильи и Педро, которые постоянно действуют на диагонали между центральным и крайним защитниками соперника. Когда это срабатывает, как в течение нескольких последних недель, эффект потрясает! И победа сине-гранатовых над «Реалом» со счетом 5:0 войдет в историю, также как аналогичный разгром мадридского клуба «Миланом» в полуфинале Кубка европейских чемпионов в 1989 году.

Игра каталонцев радовала глаз, хотя бы потому, что восемь из 11 человек, вышедших в составе «Барсы» являются воспитанниками клуба (что само собой ставит вопрос о том, откуда у сине-гранатовых накопилось столько долгов). Лучший футбол по-прежнему показывают команды, строящиеся с самого раннего возраста, благодаря чему их игроки понимают друг друга практически с полуслова. В эпоху, когда во главе большинства ведущих клубов стоят миллиардеры, желающие добиться быстрого результата за счет массовой закупки дорогостоящих звезд, это не может не радовать.

Похоже, даже Роман Абрамович начал понимать это, если он и в правду, выйдя на Чики Бегиристайна, попросил его превратить «Челси» в «Барселону». Впрочем, хватит ли россиянину терпения ждать десятилетие или сколько потребуется для воспитания в лондонском клубе такого же сильного духа, как в «Барсе» – большой вопрос. А вот на уровне сборных создание команд, подобных сине-гранатовым, из-за ограничений во времени попросту невозможно. Если 2010 год и преподнес на какой-то урок, то заключается он в том, что между клубами и сборными существует большой разрыв, который продолжает увеличиваться.

Перевод Михаила Фридмана, Sportbox.ru

___
Я сейчас поймал себя на интересной но несколько негативной мысли: а не увеличенное ли число участников последних Мундиалей сказывается на качестве игры? Если так, то чиновники ФИФА прикрываясь идеей о популяризации футбола ставят крен в сторону прибыли, а не качества игр. Тоже самое УЕФА сделала с ЕВРО, ведь начиная с 2016 в финальном турнире будут играть 24 команды. что скажется и на прибыли (увеличение) и на качестве (ухудшение). Очень жаль, что во главу угла ставят не качество игры, а прибыль....
 
#3
читай и просвяшайся

---------- Добавлено в 14:12 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 14:11 ----------

ZadoFF, если б здесь были настоящие фанаты, эти темы не были б ненужными:sad:
 
12 Окт 2009
1,724
0
36
#4
если б здесь были настоящие фанаты, эти темы не были б ненужными
это я к тому, что хватит одной темы для этого, а ты дохрена насоздавал
создай одну тему типа "Флуд от Джагуара" и пости там что тебе хочется

я больше чем уверен, если бы тут с тобой не начали полемику в этой теме так и остался бы один заглавный пост