Третьего дня сходил, посмотрел х/ф "Кандагар". Как было заявлено, "в основе фильма лежат реальные события". Один раз мы такое уже видели — в х/ф "9 рота". Предчувствия, само собой, не обманули.
В 1995 году российский экипаж на самолёте ИЛ-76 перевозил из Европы в Афганистан патроны. Говорят, владельцем компании, которая арендовала самолёт, был известный гражданин Бут, который сейчас сидит за торговлю оружием на киче в Таиланде и выдачи которого жаждут США. Патроны, как нетрудно догадаться, это гуманитарный груз. Патроны везли тем, кто ещё вчера убивал наших солдат — демократия в действии. В районе Кандагара самолёт был перехвачен истребителями афганцев и посажен. В реалиях среди патронов оказались ещё и зенитные снаряды. В кино патронов оказалось достаточно.
Экипаж, поставляющий оружие, заарестовали талибы. Командир корабля пытался протестовать и рассказывать, что патроны — это гуманитарный груз. Но главный талиб зарядил АК и дал очередь над башкой командира — на чём дискуссия и закончилась. Собственно, о том, как экипаж, перевозивший патроны, сидел в Кандагаре, и рассказывает фильм.
Сразу следует отметить, что сидел экипаж, как это говорят москвичи, весьма комфортно. Не в земляной яме, как это принято в Азии, а в нормальном домике. Нормально питались — не объедками с земли, а нормально приготовленной едой из посуды. Получали медицинскую помощь — представители из России подвозили еду, воду, деньги, письма из дома. Речь не о том, что "как сыр в масле катались". Речь о том, с чем сравнивать? Если сравнивать с условиями жизни афганцев (а сравнивать надо именно с ними), экипаж содержался в нормальных для населения Афганистана условиях. А что не поселили в пятизвёздочный отель — так, во-первых, их там нет, а во-вторых, поставки оружия вражеской стороне не подразумевают роскошных условий содержания.
Чтобы как-то создать атмосферу ужаса, создатели картины поставили на крышу дома пулемёт и посадили туда отделение талибов-автоматчиков. При этом решёток на окнах нет, ворота на улицу всегда открыты. Для пресечения побегов оказалось достаточным отнять у всех башмаки — босиком по горам далеко не убежишь. Да и неясно, куда бежать-то? В Москву? Пулемёт в кино выглядит глупо. Плюс ужасные талибы прибегают и орут. Надо понимать, возить оружие в воюющую страну — дело почётное и благородное, особенно с точки зрения местных.
В экипаже, как было сказано выше, есть командир, он же первый пилот. Ещё есть второй пилот, штурман и прочие полезные специалисты, общим числом пять человек. Один из них — украинец, туповатый и смешной нацмен. В США для таких ролей используют негров, а у нас вместо негров теперь украинцы. Формальный лидер, он же арестованный командир, от руководства экипажем самоустраняется и весь фильм грустит в уголке.
Второй пилот, он же неформальный лидер, ни на что кроме идиотских выходок, за которые ему тут же разбивают рожу, не способен. Украинец тупой и думает только про свадьбу дочери, актёр Панин всё в жизни понял и не дёргается, молодой член экипажа играет с талибами в карты. Никакой психологической драмы, никакого конфликта в экипаже нет. То есть если конфликт в реальности и был, режиссёр его не показал. Ну, разве только молодой проигрывает семейный фотоальбом командира талибам, за что огребает. А так просто каждый сам по себе, особенно командир.
Повторюсь, экипаж постоянно навещают люди из России. На фоне завоза посылок от родных, еды, питьевой воды и даже водки (режим содержания у талибов страшно жесток) рассказы о жутких лишениях выглядят несколько странно. Помогают, снабжают, подбадривают, но освободить не могут. Оплачивал всё это, что характено, гражданин Бут. В чём, понятно, и виноваты. Мы тут патроны в воюющую страну возим, а вы нас освободить не можете! В реалиях и переговоры велись, и выкуп предлагали, и чемодан денег привозили, и сам Бут на переговоры с талибами прилетал. Но договориться с талибами так и не смогли. А значит, как это совершенно очевидно, ничего не делали и бросили людей. Подобная трактовка реальных событий выглядит по меньшей мере странно.
Талибы хотят, чтобы командир обучил особо толковых талибов летать на ИЛ-76. Но командир две трети фильма грустит, и потому отказывается. Замечу, что талибы не отрезали командиру уши, не пытали его и даже не били – вежливо просили научить. В последней трети фильма командир вдруг грустить перестаёт и соглашается. Что мешало согласиться раньше – понять невозможно. В процессе обучения командир внимательно изучает обстановку на аэродроме и решает бежать. Бездари из России, которые никак не могут выручить экипаж, передают командиру карту с указанием воздушных коридоров и расписанием рейсов, дабы ни на кого не наскочить. Экипаж, понятно, командира в принятом решении поддерживает.
Собравшись на аэродроме и выгадав удобный момент, экипаж забирается в самолёт и уходит в побег. Командир выруливает на середину взлётки, разгоняется и умело взлетает "с последней плиты". Конец фильма. Сцена побега – единственное интересное событие в фильме. Кстати, обычный ИЛ-76 разбегается и взлетает значительно бодрее, чем в кино.
На титрах показывают, что реальные участники событий представлены к званиям "Герой России" и к орденам. За что, зачем — лично я из фильма понять не смог. Рисковали жизнью ради России? Вроде нет, обычный коммерческий рейс. Никаких подвигов в фильме не показано.
Что хотел сказать режиссёр? Что российские власти бросили экипаж, подвозивший афганцам оружие? Власти не бросили экипаж. Экипаж не бросил даже гражданин Бут. Что внутри экипажа царило единство и взаимопомощь? Не было там никакого единства, каждый сам по себе. Что свободные граждане свободной России проявили себя необычным образом? Проявили только равнодушие друг к другу. Что толковый командир спас экипаж? Так ведь это он, судя по всему, экипаж в этот блудняк втянул. Что весь экипаж — герои России? Ни о каком героизме речи не шло, обычный коммерческий рейс по доставке оружия.
Фильм очень медленный, на экране ничего не происходит. Психологизма тоже нет. Персонажи появляются и пропадают. Афганский пилот поговорил и пропал. Афганский дедушка засветился, чуть всех не убил и пропал. В какой-то дом везли, так и не довезли. Загадочный талиб (с намёком на Бен Ладена) поговорил и пропал. Журналисты прибежали и пропали. Представители России поговорили и пропали. Актёр Панин сообщил, что воевал в Афганистане и даже показал секретную татуировку. И тишина. Весь фильм — такие оборванные хвосты. Напряжение возникает ровно один раз, в момент взлёта самолёта. Остальное — как-то вообще ни о чём. Просто ни о чём.
Фильм Кандагар никаких эмоций не вызвал, он скучный.
Возможно, вызовет интерес у особо яростных поклонников отечественного кино
Гоблин ©