«Заговорщица» (The Conspirator, 2010) – рекомендую к просмотру
Последний фильм Роберта Редфорда грешит тем же, чем и предыдущие, — слишком ярко выраженной гражданской позицией автора. Конституцию США и Билль о правах тут разве что вслух не зачитывают. Во всем остальном «Заговорщица» — практически идеальное историческое кино, основанное на реальных событиях и представляющее собой практически пошаговое воспроизведение самого знаменитого и самого несправедливого судебного процесса в истории США. Гражданская война, убийство президента Линкольна и полыхающий сарай, в котором конфедерат Бут отстреливается от полиции, лаконично умещаются в первые пятнадцать минут, всё остальное — судебный процесс над вроде как невинной Мэри Сарретт, кроткой тётечкой-католичкой, владелицей пансионата, куда по ночам приходили заговорщики. Линкольн мертв, но как следует выместить народный гнев не на ком — актер Джон Уилкс Бут, непосредственно стрелявший в президента, убит при задержании. Решено устроить показательный процесс над матерью особо шустрого заговорщика, успевшего добежать до Канадской границы. Сынок-заговорщик здесь выглядит полным дерьмом: отказавшись по предложению властей США сдаться правосудию, он тем самым накинул петлю на шею собственной матери. Обвинители — вся президентская рать, по понятным причинам жаждущая крови, а на стороне защиты — лишь герой Джеймса МакЭвоя, молодой адвокат, свято верующий в конституцию, презумпцию невиновности и вселенскую справедливость. Узнать, отправилась ли Мэри на эшафот, можно и из Википедии, однако и Рэдфорд со своей «Заговорщицей» в этом контексте очень даже неплох. Хмурый пыльный Вашингтон, похожий на выцветшую фотографию, невероятно здорово снят. За такое обычно на «Оскар» номинируют художников и декораторов, но не случилось — в американском прокате «Заговорщицу» дружно проигнорировали и, кажется, решили забыть сразу же после просмотра. Странно, конечно, что обделили вниманием главную здесь женскую роль: худющая и истощенная Робин Райт, полфильма оправдывающаяся каким-то полуобморочным шепотом, невероятно эффектна. Ну, и пару слов в защиту Рэдфорда, в которой он в кои-то веки не нуждается. Оставаясь верным себе, человек решил гнуть свою линию, опираясь в этот раз не на сценаристов-либералов, а на историю. Она, как все мы знаем, не врет и всегда повторяется дважды. Сегодня, впрочем, истории стали жестче: родись бы Мэри Сарретт в демократичных США в наше время, к ней бы первым делом отправили не правозащитника с конституцией, а дознавателя с пыточным инструментарием.