Мокбастеры атакуют!
На нашем видеорынке появились фильмы-обманки.
В столичных магазинах появилась новинка – кинокартина «2012». Киноманы только рты раскрыли: картина Роланда Эммериха ещё идёт на широких экранах, а уже появилась на DVD. Вот только диск, который продают в магазинах, не имеет ничего общего с голливудским блокбастером. Надпись небольшим шрифтом «супернова», следующая за цифрами «2012», это доказывает.
Долгое время считалось, что картины со схожим названием, появляющиеся на отечественном рынке, – cледствие неправильного перевода. Действительно, подобные случаи в нашей стране не редкость. Однако в последнее время в США нередко выходят картины с одинаковыми или очень похожими названиями. Дело в том, что в Голливуде всё большую популярность завоёвывают мокбастеры (от англ. mock – «высмеивание» и blockbuster – «лидер продаж») — малобюджетные ленты, созданные с целью извлечь финансовую выгоду из популярных фильмов, с которыми у них похожие названия и сюжеты.
В подавляющем большинстве мокбастеры выходят одновременно или чуть раньше фильмов-«оригиналов» сразу на видеокассетах и DVD, минуя большой экран. Причём только очень внимательный и дотошный покупатель поймёт, что это имитация. Благодаря массированной раскрутке «старших коллег» подделки приносят своим создателям неплохие деньги. Широкое использование компьютерной графики, видеотехники и малоизвестных актёров позволяет значительно уменьшить бюджет. Картины снимаются в сжатые сроки, поэтому их качество оставляет желать лучшего. Зато обходятся они своим создателям по голливудским меркам в копейки – в пару сотен тысяч долларов. Явление мокбастер существовало ещё в 1960-х годах, но тогда не носило массового характера. В XXI веке этот жанр возродила и поставила на поток небольшая голливудская кинокомпания Asylum, созданная в 1997 году и до этого безуспешно пытавшаяся снимать фильмы ужасов. Правда, учредители фирмы свои картины считают просто нагрузкой к оригинальным лентам и никакого плагиата в своих действиях не видят.
Долгое время Asylum была единственным производителем фильмов-обманок, поэтому крупные киностудии просто не обращали на неё внимания, справедливо полагая, что судебные иски только создадут ей рекламу. Однако сейчас у Asylum появилось немало подражателей и игнорировать имитаторов уже нельзя. Неудивительно, что юристы крупных киностудий начинают видеть в них серьёзную угрозу и называют паразитами.
Прецедент уже есть. В прошлом году кинокомпании 20th Century Fox удалось через суд запретить продажу очередного шедевра Asylum «День, когда Земля остановилась». Впрочем, несмотря на решение суда, DVD с мокбастером всё же просочились в салоны видеопроката. А тем временем Asylum в своей деятельности ничего противозаконного не видит. И гордится тем, что её картины обычно окупаются буквально за пару месяцев. «Я никого не пытаюсь обмануть. Я всего лишь пытаюсь сделать так, чтобы мои фильмы смотрели, – заявляет один из основателей Asylum, Дэвид Майкл Латт, снимающий в маленькой лос-анджелесской студии большинство мокбастеров компании. – Другие всё время занимаются подобными вещами. Наша единственная разница заключается в том, что они действуют немного тоньше».
Латт считает, что его нельзя называть пиратом хотя бы потому, что большинство картин-обманок имеет свои сюжеты. Впрочем, он соглашается, что сюжеты многих из них похожи на известные ленты. «Я не получу награду киноакадемии, – признаётся Латт. – Но мне это нравится. Удивительно весёлое занятие».
«Весёлое занятие» приносит кинокомпании неплохие прибыли: за последние несколько лет Asylum сумела наштамповать огромное количество мокбастеров. «Змеиный экcпресс», «Сокровища да Винчи», «Пираты острова Сокровищ», «Трансморферы», «Дьяволы и ангелы» – это далеко не полный список того, что наснимала за четыре года компания. По названиям нетрудно догадаться, по мотивам каких картин они были наштампованы. «На самом деле это отличный ход, – поделился менеджер одного из столичных магазинов – Сергей Самохин. – Мало кто замечает разницу в названии или приписку мелкими буквами. Да и обложки DVD у них похожи».
Причём зачастую продавцы сами не в курсе, что именно они продают. Правда, происходит это не только у нас. Так, в 2005 году одна из крупнейших в США сетей по прокату DVD и видеоигр, Blockbuster, по ошибке заказала 100 тыс. копий фильма «Война миров Г. Уэллса» накануне выхода оригинала, снятого Стивеном Спилбергом. В итоге Blockbuster побила рекорд заказов и заставила учредителей Asylum пересмотреть всю политику компании. Именно с этого началось восхождение Asylum. Кстати, в Америке есть поклонники подобного кино, и они с удовольствием покупают сомнительную продукцию. Но, конечно, в первую очередь создатели таких лент не без оснований надеются, что их творение будут покупать, ошибочно принимая за оригинальные картины, и рассчитывают на невнимательных покупателей.