«Помогите! Я ни на секунду не могу остаться одна. Он плачет и протестует, даже если я захожу в туалет!»
«У нас все было хорошо, а сейчас все изменилось, — моя дочь постоянно закатывает истерики».
«В последнее время мне все труднее и труднее делать с ребенком самые простые вещи — накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом. А самое ужасное - мои домашние говорят, что он такой только со мной. Помогите!»
«Почему она все делает мне назло? Может, это я в чем-то виновата?»
«Моя дочь начала кусаться. Вчера укусила мальчика на детской площадке. Ужас! Теперь нам приходится гулять одним, я не знаю, как на это реагировать».
«Наверное, случилось то, о чем предупреждали врачи. Это последствия родовой травмы, которых мы раньше просто не замечали. А сейчас он постоянно ноет, кричит или закатывает сцены. Люди на улице оборачиваются. Я ужасно беспокоюсь».
Это откровения мам, чьим детям от 1.5 до 3 лет. До этого возраста все шло неплохо. Малыш научился ходить, неплохо развивается, стал более любопытным и независимым . Он все больше и больше ноет и постоянно говорит «Нет». Родственники утверждают: «Это ты его избаловала, с нами он себе такого не позволяет».
Почему малыши себя ведут плохо?
Многие родители переживали сложные периоды в воспитании своих детей. Труднее всего бывает с детьми двух лет и подростками. С двухлетними детьми иногда даже сложнее, потому, что они не могут хорошо объяснить, чего и почему хотят.
Известный авторитет в области детской психологии называет этот период психологическим рождением человека. В первый год жизни ребенка малыш и мама очень близки. Именно мама решает, когда и что малыш будет делать: что и когда есть, во что играть, куда идти, что надевать, когда укладываться спать, и т. д. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится самостоятельно двигаться, исследовать мир, играть; учится сам выбирать, куда идти, что потрогать, чем заняться...
Весь предыдущий опыт ребенка показывает ему, что именно он является центром Вселенной. В какой-то степени это действительно так. Достаточно младенцу закричать (иногда достаточно только посмотреть или закряхтеть), как к нему подходят, кормят, переодевают, берут на руки, развлекают и т. д. Малыш продолжает расти и развиваться. Его желания становятся все более сложными и многообразными. Он привык, что взрослые их исполняют.
И вдруг... неудача. Мама не дает стучать ложкой по стеклу (или лезть в мусорное ведро), снимает с качелей и ведет домой и т. д. Естественная реакция ребенка в такой ситуации - протест.
Самая важная задача, которую предстоит решить ребенку в этом возрасте, - понять, что не только у него, но и у других людей есть свои чувства и желания, а также, что есть некоторые правила, которым приходится следовать. Это одна из самых важных в жизни задач, и освоить ее непросто. На это требуется время.
В возрасте двух лет малыш с помощью взрослого учится регулировать свои чувства. Раньше это было совершенно не нужно, так как взрослые успокаивали его всякий раз, когда было необходимо. Решение этой задачи и есть, по мнению М. Малер, психологическое рождение маленького человека. Это время расставания с прошлыми иллюзиями и освоения новых навыков общения с миром и людьми. И это нелегкое время, как для ребенка, так и для его родителей.
Малыш с рождения является «исследователем». Своеобразным «ученым в колыбели». Ему невероятно интересно, как устроен окружающий мир. С самого рождения он исследует свое тело, предметы, которые находятся в непосредственной близости, лица людей. Потом он пытается понять, что можно делать с предметами (стучать, бросать, пробовать на вкус, прятать и т. д.), и внимательно наблюдает за результатом.
С определенного возраста малыша начинают необычайно интересовать реакции людей. Например, что будет, если бросить на пол бабушкины очки или папин мобильный телефон? Взрослые уже неоднократно говорили маленькому проказнику, что этого делать нельзя, и он прекрасно это знает, а потому, делая то, что запрещено, малыш все время поглядывает на взрослых, наблюдая за их реакциями. И действительно забавно, как вытягивается лицо дедушки, если отнимать его газету; как забавно бежит и кричит бабушка, когда ребенок бежит по направлению к дороге, где ходят машины; какими большими становятся мамины глаза, если рисовать ее губной помадой на кухонной мебели...
Практически любое поведение ребенка является намеренным. Он ведет себя определенным образом для того, чтобы понять устройство мира, а также для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Чаще всего самый лучший способ привлечь внимание к себе - сделать что-то запрещенное, чем активно пользуются маленькие дети. Но самый главный вывод, к которому придет малыш в результате наблюдений и экспериментов, следующий: при всей похожести общих реакций взрослых все они разные и у каждого есть свои представления, желания и идеи. А самым удивительным открытием ребенка будет то, что его желания и желания других людей могут отличаться друг от друга. Так дети осваивают одну из важнейших концепций социального мира - «представление о другом», необходимую для понимания намерений других людей. Не имея «представления о другом» как об отдельной личности, очень трудно жить в обществе и невозможно быть успешным.
Сам!
Дети, которых мы называем «ужасными двухлетками», очень упрямы. Они постоянно настаивают на своем, отвечая решительным отказом на многие предложения взрослых. Это шаг в развитии самостоятельности. Однако данный факт не означает, что у детей не должно быть никаких ограничений. В жизни обязательно должны быть правила, которые выполняются постоянно и всеми. И чем более согласованно и последовательно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем ребенку легче их освоить.
Наличие многих правил действительно делает жизнь более безопасной, а также помогает ребенку не перевозбуждаться и контролировать себя. Но иногда, когда правил и запретов в семье слишком много, либо взрослые ведут себя не очень последовательно (а часто и то и другое вместе), жизнь семьи превращается в постоянную битву за власть. И нередко в этой битве побеждает ребенок. Есть несколько вещей, которые практически невозможно заставить ребенка сделать против его воли, - есть, пользоваться горшком и засыпать. И часто что-то из этих вещей становится основным камнем преткновения в отношениях родителей с ребенком.
Дети отказываются от еды (убегают из-за стола, плюются и морщатся). Это невероятно расстраивает мам и пап. Еще больше это расстраивает бабушек, которые стараются изо всех сил, чтобы накормить малыша. Дети наотрез отказываются садиться на горшок, выгибаются, слезают с него, прячутся, а спустя несколько минут приходят с уже мокрыми штанишками. Укладывание спать в некоторых семьях занимает несколько часов. Ребенок трет глаза, но не сдается, он требует, то пить, то горшок, то книгу, то еще чего-нибудь.
Как малыши видят мир?
Малыши видят себя центром Вселенной и думают, что мир вращается вокруг них.
У них пока нет чувства опасности.
Они мало контролируют свое поведение и эмоции, из-за чего могут испытывать очень сильные чувства. Иногда это проявляется в виде истерики и готовности бить и кусать.
Маленькие дети пока не могут понять, что их действия причиняют другим боль.
Маленькие дети не знакомы с концепцией времени. Они не понимают, чем минута отличается от часа. Они часто не знают, что означает «подожди немного».
Как пережить «ужасное двухлетие»?
Прежде всего, постарайтесь успокоиться сами. «Ужасное двухлетие» - не проявление болезни. Ребенок ведет себя так не потому, что старается испортить вам жизнь, это новый шаг в его развитии, и он пробует новые стратегии поведения. Ему тоже бывает непросто. Идти на компромисс и давать ребенку возможность выбора.
Ребенку, который постоянно говорит «нет» и настаивает на своем, поможет возможность выбора. Часто это помогает избежать ненужных баталий.
Наименее вероятно, что малыш ложится спать и переодеваться в пижаму перед сном, если спросить его: «В какой пижаме ты будешь спать - в зеленой или синей ». При этом он сможет сделать выбор и не вступить с вами в конфликт. Ребенок будет меньше капризничать за завтраком, если сможет выбрать, что он будет, есть (кашу или творожок), чем запивать (кефиром или чаем) и какой ложкой пользоваться (с мишкой или с зайкой).
При этом варианты выбора остаются за взрослым. Не стоит спрашивать малыша, чего он хочет, если нет возможности выбора. Также не нужно постоянно спрашивать: «Ты это будешь?»; скорее всего, вы услышите: «Нет». Детям очень нравится, когда они могут своими решениями влиять на мир вокруг них. Дайте им такую возможность, и тогда в другой ситуации ребенок, возможно, будет более покладистым.
Если ребенок не слушается или не понимает, чего от него хотят, взрослые обычно начинают говорить еще больше («Я же сказала, сейчас мы идем домой. Сколько можно тебе повторять...»). Слов становится все больше, эмоции накаляются.
Ребенок, который упорно настаивает на своем, часто не в силах понять, что от него сейчас хотят. Он «слышит» только негодование взрослого и отвечает тем же. Постарайтесь в подобных ситуациях говорить более спокойным голосом, а требования предъявлять максимально четко и ясно.
Истерика все же случилась
Если малыш расстроен или сердится настолько, что УЖЕ закатил истерику, ваши аргументы на него вряд ли подействуют. Главное — не терять самообладания самим. Иногда удается отвлечь ребенка, но чаще всего ему нужно время, чтобы успокоиться. Не стоит выходить из комнаты или пугать ребенка, который закатил истерику на улице, что вы немедленно уйдете (или его заберет милиционер), если он не прекратит немедленно. Нужно помочь малышу успокоиться. Поговорите с ребенком спокойно. Например, скажите: «Я знаю, что ты сейчас очень расстроился (злишься, обиделся...). Давай попробуем успокоиться. Давай вместе подышим (умоемся и т. д.)». Обязательно похвалите ребенка, если он быстро или самостоятельно успокоился, и только потом начинайте объяснять, почему вы не разрешили ему того, на чем он так настаивал.
Некоторые активные малыши настолько устают, что истерика у них возникает из-за перенапряжения. В этом случае нужно дать ребенку немного отдохнуть. Не надо пытаться немедленно тащить его домой, лучше немного посидеть на скамейке, посмотреть вокруг и поговорить.
Будьте последовательны. Не стоит, испугавшись истерики, позволять ребенку то, из-за чего она случилась («лишь бы дитя не плакало»). Дети очень умны и наблюдательны, если они поймут, что именно таким образом можно и нужно добиваться желаемого, период скандалов и истерик может продолжаться несколько лет.
Где ты, мама?
Маленькие дети, несмотря на свою внешнюю самостоятельность, очень расстраиваются при разлуке. Они еще плохо понимают, что такое «время». Если они в данный момент не видят маму, они расстраиваются так, будто потеряли ее навсегда. Никогда не пугайте ребенка тем, что вы его оставите. Это к тому же еще и неправда.
Если приходится уходить на работу (по делам) и оставлять малыша с другим человеком, не старайтесь исчезнуть незаметно. Это может привести к тому, что ребенок начнет пытаться вас контролировать, не отпуская ни на минуту. Важно, чтобы у ребенка была ваша фотография или ваши вещи. Даже если ребенок пока плохо говорит, ему можно звонить в течение дня по телефону. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку, что вы обязательно вернетесь. Главное — не испытывать чувства вины или тревоги, когда вы оставляете ребенка. У взрослых тоже есть свои дела.
Играйте с ребенком в прятки! Такие игры есть у всех народов и во всех культурах! На символическом уровне это позволяет ребенку понять, что его никогда не оставят, и мама вернется. Полуторагодовалые дети почти всегда прячутся в одном и том же месте. Только потом игры в прятки становятся более сложными.
У взрослых тоже есть свои желания
Иногда собственное детство родителей сильно влияет на то, как они воспитывают своих детей. Например, мамы, которых слишком рано отдали в ясли или детский сад, стараются не выходить на работу и сидеть дома с ребенком как можно дольше. Оставляя малыша даже на короткое время, такие мамы испытывают ужасное чувство вины. Ребенок непременно это почувствует, может подумать, что нахождение без мамы действительно небезопасно, и начнет «цепляться» за нее еще сильнее.
Мама не должна постоянно находиться только с ребенком, полностью забывая о своей жизни и о себе. Мамины потребности (отдохнуть, позаниматься собой, уделить внимание мужу и другим близким, встречаться с друзьями) также очень важны и для ребенка.
(Из книги "Ранние отношения, или Чего хотят младенцы?" Морозова, Довбня, Бриттен, Пакеринг)
http://xn----7sbarc8apn5a.xn--p1ai/...ennium&catid=39:2012-08-14-12-10-02&Itemid=57
девочки-мамочки, предлагаю делиться опытом))))
«У нас все было хорошо, а сейчас все изменилось, — моя дочь постоянно закатывает истерики».
«В последнее время мне все труднее и труднее делать с ребенком самые простые вещи — накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом. А самое ужасное - мои домашние говорят, что он такой только со мной. Помогите!»
«Почему она все делает мне назло? Может, это я в чем-то виновата?»
«Моя дочь начала кусаться. Вчера укусила мальчика на детской площадке. Ужас! Теперь нам приходится гулять одним, я не знаю, как на это реагировать».
«Наверное, случилось то, о чем предупреждали врачи. Это последствия родовой травмы, которых мы раньше просто не замечали. А сейчас он постоянно ноет, кричит или закатывает сцены. Люди на улице оборачиваются. Я ужасно беспокоюсь».
Это откровения мам, чьим детям от 1.5 до 3 лет. До этого возраста все шло неплохо. Малыш научился ходить, неплохо развивается, стал более любопытным и независимым . Он все больше и больше ноет и постоянно говорит «Нет». Родственники утверждают: «Это ты его избаловала, с нами он себе такого не позволяет».
Почему малыши себя ведут плохо?
Многие родители переживали сложные периоды в воспитании своих детей. Труднее всего бывает с детьми двух лет и подростками. С двухлетними детьми иногда даже сложнее, потому, что они не могут хорошо объяснить, чего и почему хотят.
Известный авторитет в области детской психологии называет этот период психологическим рождением человека. В первый год жизни ребенка малыш и мама очень близки. Именно мама решает, когда и что малыш будет делать: что и когда есть, во что играть, куда идти, что надевать, когда укладываться спать, и т. д. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится самостоятельно двигаться, исследовать мир, играть; учится сам выбирать, куда идти, что потрогать, чем заняться...
Весь предыдущий опыт ребенка показывает ему, что именно он является центром Вселенной. В какой-то степени это действительно так. Достаточно младенцу закричать (иногда достаточно только посмотреть или закряхтеть), как к нему подходят, кормят, переодевают, берут на руки, развлекают и т. д. Малыш продолжает расти и развиваться. Его желания становятся все более сложными и многообразными. Он привык, что взрослые их исполняют.
И вдруг... неудача. Мама не дает стучать ложкой по стеклу (или лезть в мусорное ведро), снимает с качелей и ведет домой и т. д. Естественная реакция ребенка в такой ситуации - протест.
Самая важная задача, которую предстоит решить ребенку в этом возрасте, - понять, что не только у него, но и у других людей есть свои чувства и желания, а также, что есть некоторые правила, которым приходится следовать. Это одна из самых важных в жизни задач, и освоить ее непросто. На это требуется время.
В возрасте двух лет малыш с помощью взрослого учится регулировать свои чувства. Раньше это было совершенно не нужно, так как взрослые успокаивали его всякий раз, когда было необходимо. Решение этой задачи и есть, по мнению М. Малер, психологическое рождение маленького человека. Это время расставания с прошлыми иллюзиями и освоения новых навыков общения с миром и людьми. И это нелегкое время, как для ребенка, так и для его родителей.
Малыш с рождения является «исследователем». Своеобразным «ученым в колыбели». Ему невероятно интересно, как устроен окружающий мир. С самого рождения он исследует свое тело, предметы, которые находятся в непосредственной близости, лица людей. Потом он пытается понять, что можно делать с предметами (стучать, бросать, пробовать на вкус, прятать и т. д.), и внимательно наблюдает за результатом.
С определенного возраста малыша начинают необычайно интересовать реакции людей. Например, что будет, если бросить на пол бабушкины очки или папин мобильный телефон? Взрослые уже неоднократно говорили маленькому проказнику, что этого делать нельзя, и он прекрасно это знает, а потому, делая то, что запрещено, малыш все время поглядывает на взрослых, наблюдая за их реакциями. И действительно забавно, как вытягивается лицо дедушки, если отнимать его газету; как забавно бежит и кричит бабушка, когда ребенок бежит по направлению к дороге, где ходят машины; какими большими становятся мамины глаза, если рисовать ее губной помадой на кухонной мебели...
Практически любое поведение ребенка является намеренным. Он ведет себя определенным образом для того, чтобы понять устройство мира, а также для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Чаще всего самый лучший способ привлечь внимание к себе - сделать что-то запрещенное, чем активно пользуются маленькие дети. Но самый главный вывод, к которому придет малыш в результате наблюдений и экспериментов, следующий: при всей похожести общих реакций взрослых все они разные и у каждого есть свои представления, желания и идеи. А самым удивительным открытием ребенка будет то, что его желания и желания других людей могут отличаться друг от друга. Так дети осваивают одну из важнейших концепций социального мира - «представление о другом», необходимую для понимания намерений других людей. Не имея «представления о другом» как об отдельной личности, очень трудно жить в обществе и невозможно быть успешным.
Сам!
Дети, которых мы называем «ужасными двухлетками», очень упрямы. Они постоянно настаивают на своем, отвечая решительным отказом на многие предложения взрослых. Это шаг в развитии самостоятельности. Однако данный факт не означает, что у детей не должно быть никаких ограничений. В жизни обязательно должны быть правила, которые выполняются постоянно и всеми. И чем более согласованно и последовательно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем ребенку легче их освоить.
Наличие многих правил действительно делает жизнь более безопасной, а также помогает ребенку не перевозбуждаться и контролировать себя. Но иногда, когда правил и запретов в семье слишком много, либо взрослые ведут себя не очень последовательно (а часто и то и другое вместе), жизнь семьи превращается в постоянную битву за власть. И нередко в этой битве побеждает ребенок. Есть несколько вещей, которые практически невозможно заставить ребенка сделать против его воли, - есть, пользоваться горшком и засыпать. И часто что-то из этих вещей становится основным камнем преткновения в отношениях родителей с ребенком.
Дети отказываются от еды (убегают из-за стола, плюются и морщатся). Это невероятно расстраивает мам и пап. Еще больше это расстраивает бабушек, которые стараются изо всех сил, чтобы накормить малыша. Дети наотрез отказываются садиться на горшок, выгибаются, слезают с него, прячутся, а спустя несколько минут приходят с уже мокрыми штанишками. Укладывание спать в некоторых семьях занимает несколько часов. Ребенок трет глаза, но не сдается, он требует, то пить, то горшок, то книгу, то еще чего-нибудь.
Как малыши видят мир?
Малыши видят себя центром Вселенной и думают, что мир вращается вокруг них.
У них пока нет чувства опасности.
Они мало контролируют свое поведение и эмоции, из-за чего могут испытывать очень сильные чувства. Иногда это проявляется в виде истерики и готовности бить и кусать.
Маленькие дети пока не могут понять, что их действия причиняют другим боль.
Маленькие дети не знакомы с концепцией времени. Они не понимают, чем минута отличается от часа. Они часто не знают, что означает «подожди немного».
Как пережить «ужасное двухлетие»?
Прежде всего, постарайтесь успокоиться сами. «Ужасное двухлетие» - не проявление болезни. Ребенок ведет себя так не потому, что старается испортить вам жизнь, это новый шаг в его развитии, и он пробует новые стратегии поведения. Ему тоже бывает непросто. Идти на компромисс и давать ребенку возможность выбора.
Ребенку, который постоянно говорит «нет» и настаивает на своем, поможет возможность выбора. Часто это помогает избежать ненужных баталий.
Наименее вероятно, что малыш ложится спать и переодеваться в пижаму перед сном, если спросить его: «В какой пижаме ты будешь спать - в зеленой или синей ». При этом он сможет сделать выбор и не вступить с вами в конфликт. Ребенок будет меньше капризничать за завтраком, если сможет выбрать, что он будет, есть (кашу или творожок), чем запивать (кефиром или чаем) и какой ложкой пользоваться (с мишкой или с зайкой).
При этом варианты выбора остаются за взрослым. Не стоит спрашивать малыша, чего он хочет, если нет возможности выбора. Также не нужно постоянно спрашивать: «Ты это будешь?»; скорее всего, вы услышите: «Нет». Детям очень нравится, когда они могут своими решениями влиять на мир вокруг них. Дайте им такую возможность, и тогда в другой ситуации ребенок, возможно, будет более покладистым.
Если ребенок не слушается или не понимает, чего от него хотят, взрослые обычно начинают говорить еще больше («Я же сказала, сейчас мы идем домой. Сколько можно тебе повторять...»). Слов становится все больше, эмоции накаляются.
Ребенок, который упорно настаивает на своем, часто не в силах понять, что от него сейчас хотят. Он «слышит» только негодование взрослого и отвечает тем же. Постарайтесь в подобных ситуациях говорить более спокойным голосом, а требования предъявлять максимально четко и ясно.
Истерика все же случилась
Если малыш расстроен или сердится настолько, что УЖЕ закатил истерику, ваши аргументы на него вряд ли подействуют. Главное — не терять самообладания самим. Иногда удается отвлечь ребенка, но чаще всего ему нужно время, чтобы успокоиться. Не стоит выходить из комнаты или пугать ребенка, который закатил истерику на улице, что вы немедленно уйдете (или его заберет милиционер), если он не прекратит немедленно. Нужно помочь малышу успокоиться. Поговорите с ребенком спокойно. Например, скажите: «Я знаю, что ты сейчас очень расстроился (злишься, обиделся...). Давай попробуем успокоиться. Давай вместе подышим (умоемся и т. д.)». Обязательно похвалите ребенка, если он быстро или самостоятельно успокоился, и только потом начинайте объяснять, почему вы не разрешили ему того, на чем он так настаивал.
Некоторые активные малыши настолько устают, что истерика у них возникает из-за перенапряжения. В этом случае нужно дать ребенку немного отдохнуть. Не надо пытаться немедленно тащить его домой, лучше немного посидеть на скамейке, посмотреть вокруг и поговорить.
Будьте последовательны. Не стоит, испугавшись истерики, позволять ребенку то, из-за чего она случилась («лишь бы дитя не плакало»). Дети очень умны и наблюдательны, если они поймут, что именно таким образом можно и нужно добиваться желаемого, период скандалов и истерик может продолжаться несколько лет.
Где ты, мама?
Маленькие дети, несмотря на свою внешнюю самостоятельность, очень расстраиваются при разлуке. Они еще плохо понимают, что такое «время». Если они в данный момент не видят маму, они расстраиваются так, будто потеряли ее навсегда. Никогда не пугайте ребенка тем, что вы его оставите. Это к тому же еще и неправда.
Если приходится уходить на работу (по делам) и оставлять малыша с другим человеком, не старайтесь исчезнуть незаметно. Это может привести к тому, что ребенок начнет пытаться вас контролировать, не отпуская ни на минуту. Важно, чтобы у ребенка была ваша фотография или ваши вещи. Даже если ребенок пока плохо говорит, ему можно звонить в течение дня по телефону. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку, что вы обязательно вернетесь. Главное — не испытывать чувства вины или тревоги, когда вы оставляете ребенка. У взрослых тоже есть свои дела.
Играйте с ребенком в прятки! Такие игры есть у всех народов и во всех культурах! На символическом уровне это позволяет ребенку понять, что его никогда не оставят, и мама вернется. Полуторагодовалые дети почти всегда прячутся в одном и том же месте. Только потом игры в прятки становятся более сложными.
У взрослых тоже есть свои желания
Иногда собственное детство родителей сильно влияет на то, как они воспитывают своих детей. Например, мамы, которых слишком рано отдали в ясли или детский сад, стараются не выходить на работу и сидеть дома с ребенком как можно дольше. Оставляя малыша даже на короткое время, такие мамы испытывают ужасное чувство вины. Ребенок непременно это почувствует, может подумать, что нахождение без мамы действительно небезопасно, и начнет «цепляться» за нее еще сильнее.
Мама не должна постоянно находиться только с ребенком, полностью забывая о своей жизни и о себе. Мамины потребности (отдохнуть, позаниматься собой, уделить внимание мужу и другим близким, встречаться с друзьями) также очень важны и для ребенка.
(Из книги "Ранние отношения, или Чего хотят младенцы?" Морозова, Довбня, Бриттен, Пакеринг)
http://xn----7sbarc8apn5a.xn--p1ai/...ennium&catid=39:2012-08-14-12-10-02&Itemid=57
девочки-мамочки, предлагаю делиться опытом))))