В последнее время из-за череды*резонансных ДТП с*трагическим исходом*одной из*топовых тем снова стала безопасность дорожного движения. В первую очередь обсуждается, как*бороться с*проблемой, вызывающей наибольший эмоциональный отклик среди аудитории, – пьянством за*рулем. В общественном сознании это, безусловно, грубейшее и*опаснейшее нарушение правил дорожного движения было возведено в*ранг абсолютного зла и*объявлено чуть ли не*главной причиной аварийности на*российских дорогах. Дело дошло уже до*идеи буквального клеймения водителей, замеченных за*вождением в*нетрезвом виде.
Однако, как*свидетельствует опубликованная недавно статистика ДТП за*2011 год, главную опасность на*российских дорогах составляют вовсе не*пьяные водители. Согласно этим данным, только 7,6% смертей на*российских дорогах спровоцированы водителями, в*чьей крови обнаружено содержание алкоголя. И только 6% ДТП в*России, согласно опять же официальным данным МВД, происходят из-за нетрезвого состояния водителей.*В числе главных причин ДТП в*России нетрезвое состояние водителя занимает лишь шестое место. А основная причина аварий – почти треть, 32% – обозначается в*статистике как*"несоответствие скорости конкретным условиям".
«Наших водителей скорее можно сравнить с*египетскими. У них там вообще дисциплины на*дорогах нет. Большинство нарушают правила умышленно, просто потому, что так привыкли. Но это уже не*проблема обучения вождению, а*проблема воспитания: в*семье, школе. У нас, к*сожалению, оно хромает. Нынешнее поколение водителей, по-видимому, уже не*исправить», – продолжает рассуждать руководитель центра.
Отметим, что сравнение с*Египтом действительно далеко не*лестное. Эта страна, например, признана*самой смертельно опасной в*мире для*автодвижения туристов. Проблема в*особенностях местных ПДД, которые при*своей противоречивости еще и*никем не*соблюдаются. Например, в*столице, 18-миллионом Каире, где всего девять светофоров, просто нет единых правил пересечения нерегулируемых перекрестков.
Как пишет сайт*Evroavtoprokat.ru, специализирующийся на*аренде автомобилей за*границей, «египтяне, в*отличие от*европейцев (которые ценят вежливость на*дорогах), отличаются тем, что у*них работает только одно правило: “проехал – ну и*отлично”. Сайт предостерегает: “Берегитесь! Египетские водители совершенно непредсказуемы”.
Авторы выделяют несколько “особенностей” вождения в*этой стране. Во-первых, местные водители практически не*пользуются зеркалами бокового и*заднего вида, никогда не*пользуются поворотниками для*обозначения направления движения.*Во-вторых, “вас в*любой момент могут обогнать с*правой стороны, подрезать или*просто повернуть из*крайнего правого ряда влево, даже не*включив сигнал поворота”. В-третьих, при*пересечении перекрестков ПДД практически не*соблюдаются: автомобили подъезжают к*перекрестку со*всех сторон, и*водители жестами выясняют, кто поедет первым, а*кто за*ним». В-четвертых, красный сигнал светофора – не*указ для*водителя, который очень торопится. При этом «массовое гудение не*несет никакой смысловой нагрузки – так водители просто оповещают о*своем присутствии».
Прискорбно, но*даже при*такой дикости нравов автомобилистов-египтян и*сравнительной «европейскости» россиян автостатистика остается в*пользу африканцев. В Египте происходит соизмеримо меньше аварий (в 10 раз) и*смертей на*дорогах (в пять раз), чем в*РФ. В среднем, свидетельствуют данные египетского МВД, ежегодно здесь случаются около*27 тыс. ДТП, в*которых гибнут порядка 6 тыс. человек.
В России, население которой больше лишь в*два раза (145 млн против 80 млн), а*уровень автомобилизации*выше только в*пять раз (156 авто на*1000 человек против 30 авто на*1000 человек), те же статистические показатели выше в*10 раз: у*нас в*2012 году произошло 252 тыс. аварий, в*результате которых погибли 28 тыс. человек. Для сравнения: в*США, где население вдвое больше нашего (около 300 млн), а*степень автомобилизации выше в*разы (765 авто на*1000 человек), количество смертей на*дороге больше лишь на*треть – в*среднем около*43 тыс. ежегодно.