Пустуют арестные помещения и тюрьмы, пустуют камеры мировых судей и судебных следователей. Хулиганство местами как рукой сняло. В один момент на пространстве громадной империи была остановлена вся сеть спиртоносной системы со всеми её артериями и венами. Глубоко укрепившемуся бытовому пороку сразу были оборваны корни. Уже через две недели закрытия винных лавок Россия почувствовала себя как бы воскресшей. Все увидели, что полная трезвость возможна, что она легко достижима, что, кроме лишь совершенно больных делириков, водка ни для кого не составляет потребности и что единственно лишь общедоступность водки питает безобразное явление пьянства народного. Итоги принудительной трезвости. М., 1916 г
Все громче раздавались голоса, что правительство спаивает народ и что от казенной торговли водкой надо отказаться. Распутин говорил, что «негоже царю торговать водкой и спаивать честной народ», что пора «прикрыть царские кабаки». Критики правительства утверждали, что потребление алкоголя неумеренно растет. Коковцов доказывал, что рост этот вполне соответствует росту населения, душевое же потребление не растет, а падает и вообще Россия занимает по этому показателю среди развитых стран чуть ли не последнее место.
В 1913 году в Думе был разработан законопроект о борьбе с пьянством. Предлагалось, в частности, расширить полномочия земств и городов, которые бы, исходя из местных условий, могли бы разрешать либо не разрешать открывать заведения, торгующие крепкими напитками. Многие, правда, считали, что такая мера приведет лишь к росту взяток и к развитию тайной торговли. Однако «парламентская тактика» не позволяла депутатам вслух усомниться в честности и благоразумии местных органов самоуправления. При обсуждении законопроекта в Государственном совете, Витте обвинил правительство в спаивании народа — он-де в бытность министром финансов стремился всеми способами ограничить потребление водки, а после него все пошло прахом: «Широко раскрылись двери нового кабака, каким стали покровительствуемые министерством трактиры, акцизный надзор стал получать невероятные наставления, направленные к одному — во что бы то ни стало увеличить доходы казны. Я говорю, я кричу об этом направо и налево, но все глухи кругом, и мне остается только теперь закричать на весь мир "караул"!».
И хотя большинство членов верхней палаты не поддержали Витте, он сильно тормозил обсуждение. Государь сказал Коковцову, что Витте сам десять лет применял винную монополию, однако по существу вопроса он разделял мнение Витте, предлагавшего установить лимит на доходы от продажи водки, а излишек передавать земствам и городам на борьбу с пьянством. Коковцов доказывал, что казна недосчитается значительных сумм, а земства потратят деньги без всякого толку, если заранее не определить, как именно они должны бороться с пьянством, и не установить контроль за расходованием средств. Доводы премьера Николай слушал безучастно.
___________________________________________
Сухой закон 1914 года
"Уровень самогоноварения возрастал в десятки раз в год (хотя, к началу 20 века в России оно практически исчезло, после реформ государственной водочной торговли в 1890е, продавать зерно и покупать водку стало дешевле чем гнать самогон самому), уже в 1916м примерно 1/5 всего производимого в стране зерна шла на изготовление самогона, невозможность закупить зерно у крестьян привела к созданию продовольственных отрядов (повторяю, в 1916м, за год до большевиков пришлось уже вводить насильственные реквизиции зерна у крестьян). Контрабанда спиртных напитков из Великого княжества финляндского (забавно, но в Финляндии как раз и был сухой закон, но хитрый - нельзя было употреблять кроме определенных мест и времени, но торговать оптом спиртными напитками - сколько угодно) привела к разгулу бандитизма, преступности да еще дико облегчила возможности революционерам (собственно Ленин в 1917м из Разлива в Финляндию был вывезен на паровозе "спиртоношей" :smile:. При этом в городах спиртное подавалось в виде "холодного чая" - в чайник разлитое и подкрашенное - то же коррупция и черный рынок. Молчу про резкий взрыв наркомании - кокаин, свободно продающийся в аптеках (хрустальная мечта гражданина Позднера сегодня) стал прекрасным "спиртозаменителем" для представителей богемы и матросов Балтийского флота.
В общем проведение революций 1917 "сухой закон" 1914 года здорово облегчил"