Летчики сами не поняли, как оказались в лесу
В загадочном авиапроисшествии потерян первый лайнер Ту-204
Газета «Коммерсантъ» № 49 (4349) от 23.03.2010
В ночь на понедельник, не долетев полтора километра до взлетно-посадочной полосы аэропорта Домодедово, в лесу упал и разрушился самолет Ту-204-100 ульяновской авиакомпании "Авиастар-Ту", на борту которого находились только восемь членов экипажа. Тяжелые травмы получили командир экипажа Александр Косяков и второй пилот Алексей Михайловский. За последние три дня этот самолет дважды побывал в ремонте, тем не менее эксперты связывают происшедшее скорее с действиями экипажа, чем с неполадками в технике.
За минувшие двое суток борт N 64011 стал участником двух инцидентов. В воскресенье в четыре утра этот же Ту-204-100, выполняя рейс Москва—Хургада, вылетел из Домодедово с 210 пассажирами. Когда борт подлетал к Орлу, в кабине авиалайнера произошло задымление и экипаж принял решение вернуться обратно. Через два часа самолет совершил аварийную посадку в столичном аэропорту. По словам представителей Росавиации, причиной ЧП стал "отказ электрического обогревателя ног экипажа". После устранения неисправности самолет с пассажирами на борту, которые некоторое время протестовали, но все-таки решили продолжить полет, отправился в Египет.
Через сутки Ту-204-100 с восемью членами экипажа возвращался в Домодедово, выполняя так называемый технический рейс N 1906 Хургада—Москва. В понедельник в 2.54 при заходе на посадку самолет неожиданно исчез с радара. Через полчаса спасательные службы обнаружили разрушенный авиалайнер примерно в полутора километрах от взлетно -посадочной полосы: машина совершила посадку прямо на березовую рощу, прорубив в ней широкую просеку. Самолет буквально разломился пополам, у него отвалилось левое крыло, а также образовались трещины на фюзеляже. При этом возгорания, обычного для подобных посадок, почему-то не произошло. Пожарные объяснили "Ъ" это
профессионализмом пилотов, которые, по их словам, успели выключить двигатели и обесточить самолет. Только после этого экипаж самостоятельно покинул борт. Тяжелые травмы получили командир экипажа Александр Косяков, у которого черепно-мозговая травма и перелом ключицы, и второй пилот Алексей Михайловский — у него черепно-мозговая травма, перелом грудины и шейки бедра. Объяснить, почему они не дотянули до полосы, члены экипажа Ту-204-100 не смогли. По их словам, все произошло слишком быстро и для себя они с версией инцидента еще не определились.
Причину ЧП сейчас устанавливает специально созданная комиссия из представителей Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Федерального агентства воздушного транспорта и следственных органов. На месте приземления самолета обнаружены бортовые самописцы, которые уже доставлены в МАК для расшифровки. По факту происшедшего Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКП РФ возбудило уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности
движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Пока никаких версий относительно причин авиапроисшествия официально обнародовано не было. Заместитель председателя МАК Олег Ермолаев заявил "Ъ", что "при расследовании комплексно будут рассматриваться абсолютно все условия — и погодные, и условия эксплуатации самолета, и состояние авиатехники, и состояние экипажа, и работа наземных служб".
Неофициально же обсуждаются две версии происшедшего.
По одной из них, авария могла произойти из-за потери пилотом ориентации в условиях плохой видимости — над аэропортом стоял густой туман. Подтверждением этой версии может служить и то, что посадка совершалась в штатном режиме. "Это не аварийная посадка, поскольку экипаж ее не запрашивал,— заявил "Ъ" советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.— Несмотря на сложные метеоусловия и ограниченную
видимость, заход на посадку выполнялся в штатном режиме. Экипаж и диспетчеры поддерживали радиосвязь в процессе всего полета, в том числе и при заходе на посадку". Он также отметил, что "погодные условия действительно были очень непростые — облачность на высоте 60 м, видимость по дальности у земли менялась от 450 до 700 м".
На фото - обнаруженные бортовые самописцы.