Северные народы сменили президента
Активисты сомневаются, что новый президент сможет противостоять крупным корпорациям
Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ
Впервые за 16 лет в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сменился президент. Им стал депутат Госдумы от «Единой России» Григорий Ледков, которого поддерживали власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Многие делегаты были разочарованы, так как посчитали, что известный общественник Павел Суляндзига снял свою кандидатуру под давлением властей, а сам господин Ледков, как «человек системы», вряд ли сможет достаточно эффективно отстаивать интересы коренных народов, например, в конфликтах с нефтегазовыми компаниями.
Выборы президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока начались в пятницу днем, а закончились уже после полуночи. Они проходили в рамках двухдневного съезда ассоциации в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ), на который приехало около 350 делегатов из более чем 20 регионов России. Еще в первый день спикер законодательного собрания ЯНАО Сергей Харючи, возглавлявший ассоциацию последние 16 лет, признался “Ъ”, что не хочет больше претендовать на этот пост. «На одном олене долго не ездят»,— кратко прокомментировал он. А в пятницу в качестве преемника господин Харючи официально представил депутата Госдумы от «Единой России» Григория Ледкова, который представляет ЯНАО. «Руководить ассоциацией должен человек, живущий в центре и работающий в центре (в Москве.— “Ъ”). Желательно, у него должен быть мандат, чтобы заходить в нужные двери»,— объяснил господин Харючи свой выбор. Он признал, что у 44-летнего Григория Ледкова небольшой опыт общественной работы. «Но и мы с вами 20 лет назад были неопытными. В любом случае мы с вами без работы не останемся. Я вам плохого не желаю и не буду желать»,— заключил он.
Впрочем, помимо господина Ледкова сами делегаты выдвинули лидера Ассоциации коренных народов Чукотки Анну Отке и члена рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным корпорациям и иным видам бизнеса от Восточной Европы Павла Суляндзигу, известного своими акциями протеста против давления крупного бизнеса на коренные народы. В своем выступлении на съезде господин Суляндзига сообщил, что «вынужден заниматься политикой» с 1989 года, когда оказалась под угрозой территория его общины в уссурийской тайге: власти приняли решение о сдаче ее в аренду на 30 лет под вырубку лесов компании Hyundai. «Тогда нашу землю удалось отстоять. С тех пор органы власти считают, что меня хлебом не корми — дай подраться. Но я просто считаю, что нельзя поступаться принципами»,— отметил господин Суляндзига.
Выступали и другие кандидаты. Григорий Ледков описал план действий в случае победы на президентских выборах. «Нужно разработать региональные стандарты обеспеченности конкретных этносов или семьи, чтобы было понимание, какое количество субсидий действительно необходимо выделять»,— отметил он, указав, что в каждом из четырех федеральных округов, где есть коренные народы, должен быть назначен первый вице-президент ассоциации. Анна Отке отметила, что «чукчи — народ немногословный», и предложила проводить все мероприятия российской ассоциации без алкоголя.
В первом туре во время тайного голосования Григорий Ледков получил 139 голосов, Анна Отке — 27, Павел Суляндзига — 190. Но из-за того что господин Суляндзига недобрал двух третей голосов, необходимых для победы, был объявлен второй тур. Во втором туре господин Ледков набрал 153 голоса, господин Суляндзига — 200. Было видно, что господин Харючи занервничал. Он попросил прессу и гостей съезда покинуть зал заседаний, чтобы договориться с делегатами и кандидатами наедине. «Как из труб пойдет белый дым, так вопрос будет решен»,— пошутил он.
По сведениям “Ъ”, за закрытыми дверями господин Суляндзига объявил о своем решении не претендовать дальше на пост президента. «Это решение добровольное. При моем избрании наша ассоциация не сможет эффективно работать. К Григорию Петровичу (Ледкову.— “Ъ”) я обращаюсь с требованием: мнение людей, которые не поддаются давлению, должно быть всегда услышано»,— сказал он. Делегаты закричали: «Это нечестно». Около 50 из них вышло из зала, категорически отказавшись принимать дальше участие в голосовании. «Мы считаем, что произошло давление на Павла Суляндзигу. Другого объяснения нет. Ведь он дважды набрал большинство голосов, но отказался дальше бороться. В итоге нам предлагают в качестве президента государственного человека, который зарплату получает в Госдуме. Ледков — заинтересованная сторона»,— пояснил свою позицию Борис Николаев, один из делегатов Якутии, покинувший зал. «Есть опасения, что Ледков нужен власти, потому что, как человек, встроенный в систему, он не будет агрессивно отстаивать интересы народов, например, в сложных ситуациях с нефтегазовыми компаниями»,— отметил другой делегат, не пожелавший назвать своего имени. По сведениям “Ъ”, с господином Суляндзигой действительно «проводились консультации» между первым и вторым турами голосования. «Говорили о том, что для нормальной работы ассоциации нужен договороспособный человек. Намекали, что работа ассоциации может быть прервана, если на пост президента придет Суляндзига»,— рассказал источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
Тем временем Сергей Харючи в зале пытался успокоить делегатов. Он указал, что на проведение съезда было потрачено из бюджета ЯНАО 300 млн рублей. «Нас просто засмеют, если мы останемся без президента»,— отметил он. В итоге был организован третий тур, во время которого делегаты голосовали открыто. Господин Ледков получил 232 голоса из 307 и победил. «Я считаю, все прошло честно, справедливо и по закону»,— заявил господин Ледков во время брифинга после голосования. Господин Харючи, в свою очередь, вручил ему пояс президента ассоциации. В этот торжественный момент в зале не было никого, кроме журналистов: делегаты покинули зал в течение нескольких минут после голосования.