Столичный порт Ямала оказался примером дикой приватизации в условиях вертикали власти и стабильности
18.04.2013 21:51
Салехарде скоро появится новый комплекс речного вокзала. Какая роль будет отведена старому?
Салехардский речной порт — мощное и стратегически важное предприятие Ямала, переходящее из рук в руки и от того нищающее, заинтересовало федеральных чиновников. Управление Росимущества намерено отобрать часть собственности у бизнесменов. В качестве аргументов приводится закон, применение которого представители предприятия считают рейдерским захватом. За этими спорами и судебными тяжбами не видно грустной истории приватизации столичного порта, с которого сейчас бегут работники. Часть из тех, кто не сбежал, могла бы рассказать, как успешный порт оказался в частных руках и стал банкротом, как к его разгосударствлению приложили руку окружные чиновники, а к разграблению — опытные «речные» рейдеры, а государство вынуждено заново вкладывать сотни миллионов рублей. Что удалось найти — в материале «URA.Ru».
В Салехарде вокруг главного речного узла города уже несколько лет идут затяжные судебные разбирательства, а сам он постепенно тонет в долгах. Столичный порт должен принимать теплоходы из Тобольска и Омска. Он же является пунктом междугородних сообщений внутри округа.
Тем временем федеральные власти «воюют» с бизнесменами за право собственности на пассажирский причал, входящий в состав Салехардского речного порта. Очередное заседание по иску федералов накануне состоялось в арбитражном суде ЯНАО. Суть иска такова: после приватизации порт полностью отдан в частные руки, что закону это недопустимо. По мнению федералов, причал — это стратегический объект, который должен контролироваться государством.
История приватизации портового комплекса стоит того, чтобы рассказать о ней с самого начала. Первый шаг к разгосударствлению был сделан еще в 1993 году — тогда порт был акционирован, 25,5% акций остались в собственности РФ в лице Росимущества. Впоследствии, в 2010 году, федерация избавилась и от этого пакета, передав его частникам за смешную сумму — чуть более 14 млн рублей. Тогда никто и не заметил, что с молотка ушел стратегически важный причал. К сожалению, федеральные власти действовали с портом прямо по пословице: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Наверстывать упущенное начали только в 2011 году — тогда ОАО оформило право собственности на речной вокзал. Как сегодня пояснили в управлении, ошибка была допущена сотрудниками Росимущества еще в девяностых годах.
«Причал вошел в уставный капитал ОАО „Салехардский речной порт“ еще в 1993 году, при акционировании предприятия. Существовал план приватизации, который это предусматривал. Проблема связана с тем, что в этом плане невозможно было идентифицировать объекты, в том числе и спорный причал. В документах от 93 года он значится как „причальная стенка“ — без всяких дополнений и определений», — пояснила ведущий специалист-эксперт отдела по работе с арестованным, конфискованным и иным имуществом и приватизации госсобственности управления Росимущества Ямала Дарья Буланова.
У представителей акционерного общества свое мнение. В разговоре с корреспондентом агентства сотрудники ОАО заявляет: забирать причал несправедливо.
«Вы видели этот причал? Это просто опоры и железный забор. Его нельзя считать стратегическим объектом. Он находится в самом центре города, очевидно, это место просто кому-то приглянулось, поэтому федеральные органы решили обратить на него свое внимание. Мы выиграли уже несколько судов, и считаем себя полностью правыми», — заявляет представитель ОАО «Салехардский речной порт» (ОАО СРП).
Между тем, наблюдатели выдвигают свою версию: неправомерные действия были не только в 1993, но и позднее. И к манипуляции госсобственностью приложили руку чиновники. Есть мнение, что сделал это бывший начальник департамента имущества администрации Салехарда Сергей Кондаков, ставший впоследствии фигурантом уголовного дела. Именно он помог ОАО незаконно приватизировать причал. Напомним, сегодня в отношении этого лица ведется уголовное дело, ему вменяется халатность. По версии следствия он купил для администрации технику по цене, более чем в два раза превышающей рыночную, пустив на ветер около 15 млн рублей. В прокуратуре округа пояснили, что дело в отношении г-на Кондакова очень объемное и пока даже не близится к завершению.
Отрезанный от Большой земли Ямал нуждается в речном сообщении
Отметим, сегодня Салехардский порт переживает не лучшие времена. Согласно бухгалтерским документам, убытки ОАО за 2012 год составили 28 млн 880 тыс. рублей. Вероятно, государство, пытаясь найти для инфраструктурных активов эффективных собственников, сделало ставку не на тех. Лица, контролирующие жизненно важное для города предприятие в разные годы, не отличались безупречной репутацией. В двухтысячных долю в ОАО СРП получил через подконтрольные структуры известный бизнесмен Богдан Новорок, с ним также правил бал и одиозный Илья Гаффнер, которого до сих с мурашками вспоминают еще два северных предприятия — «Севтюменьтранспуть» и «Надымдорстрой». А в 2010 году 75% пакет акций сосредоточило в своих руках ООО «Сибирской логистической компании», которую контролирует Ильдар Мухутдинов. Семья Мухутдиновых аккумулирует множество активов в сфере водного транспорта. С одним из самых крупных его активов связан громкий скандал. Около шести лет назад по факту вывода активов Обь-Иртышкого речного пароходства было возбуждено уголовное дело. Тогда управление генпрокуратуры УрФО объявило, что в период нахождения на посту совета директоров г-на Мухутдинова общество продало не менее трех теплоходов за 9,6 млн рублей при их реальной стоимости более 110 млн рублей. В прошлом году стала появляться информация о том, что дело прикрыли. Сегодня в ведомстве, которое курировало эти материалы — МВД по Тюменской области, не удалось уточнить статус уголовного дела.
Навигация на Ямале длится всего несколько месяцев — с конца мая по октябрь
Эксперты отмечают, что менеджеры, поставленные частными собственниками, не смогли удержать Салехардский речной порт на плаву. Судьба причала, вероятно, мог быть успешнее, если бы им владело государство.
«На сегодняшний день в приватизации порта я вижу только крах и разруху. Это было мощнейшее предприятие (имеется в виду „Салехардский речной порт“). Зарплата на предприятии просто мизерная. Нехватка кадров — одно из последствий приватизации. Опять же со слов работников порта, с которым разговаривал, дай бог, предстоящую навигацию они отработают, но не исключено, что для них она станет последняя. Потому что предприятие просто-напросто разваливается. И уже больше чем на половину развалено», — говорит парламентарий окружного ЗакСО Максим Лазарев (ЛДПР).
Он добавляет, что спасти причал могли бы окружные проекты, то есть вмешательство государства. В частности, прибыль порту могут принести переправы.
«По паромам у нас в основном работают пришлые фирмы, а не наши ямальские. Все бюджетные деньги уходят не к нашим предприятиям, а к ним. На сегодняшний день вопрос сохранения предприятия я вижу лишь в одном — полная передача речпорта либо муниципалитету, либо округу», — заявил он.
Схожее мнение высказал и коллега Лазарева по заксобранию округа Валерий Степанченко. «Я не сторонник приватизаций таких глобальных производственных мощностей. Что касается речных портов, авиационных предприятий, заводов — эти ключевые позиции должны оставаться в управлении государства. Также, как производство спиртосодержащей продукции. Должна быть государственная монополия. А сегодняшняя политика — все раздать и почивать якобы на лаврах в расчете на то, что рынок все разрулит. Не разрулит. Это показывает и западный опыт. В штатах и на западе госуправления ничуть не меньше. Но нам надо жить не только сегодняшним днем. Но думать о детях и внуках, который будут дальше жить на этой земле. Поэтому я не в восторге», — прокомментировал депутат сегодняшнее положение вещей.
Впрочем, на приватизированном салехардском речном порту можно ставить крест. Дело в том, что власти округа уже сделали ставки на новые портовые зоны и вкладывают средства в другие объекты. Десятки и сотни миллионов, притом из бюджета
«Причал Салехардского порта — важный социально-значимый объект. Однако в окружном центре располагается и другой инфраструктурный объект — причал ОАО „Северречфлот“, на котором осуществляется посадка пассажиров на суда водного транспорта. В рамках адресной инвестиционной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов запланировано строительство комплекса речвокзала в Салехарде, в том числе проектно-изыскательские работы по объекту», — сообщили сегодня в департаменте транспорта и дорожного хозяйства.
Если же управление Росимущества добьётся своего и причал перейдет в собственность государства, бюджету придется содержать неликвидный актив.
Юлия Фролова, Максим Леонов, © «URA.Ru»
а я бы еще дельце с распродажей комбината копнул
18.04.2013 21:51
Салехарде скоро появится новый комплекс речного вокзала. Какая роль будет отведена старому?
Салехардский речной порт — мощное и стратегически важное предприятие Ямала, переходящее из рук в руки и от того нищающее, заинтересовало федеральных чиновников. Управление Росимущества намерено отобрать часть собственности у бизнесменов. В качестве аргументов приводится закон, применение которого представители предприятия считают рейдерским захватом. За этими спорами и судебными тяжбами не видно грустной истории приватизации столичного порта, с которого сейчас бегут работники. Часть из тех, кто не сбежал, могла бы рассказать, как успешный порт оказался в частных руках и стал банкротом, как к его разгосударствлению приложили руку окружные чиновники, а к разграблению — опытные «речные» рейдеры, а государство вынуждено заново вкладывать сотни миллионов рублей. Что удалось найти — в материале «URA.Ru».
В Салехарде вокруг главного речного узла города уже несколько лет идут затяжные судебные разбирательства, а сам он постепенно тонет в долгах. Столичный порт должен принимать теплоходы из Тобольска и Омска. Он же является пунктом междугородних сообщений внутри округа.
Тем временем федеральные власти «воюют» с бизнесменами за право собственности на пассажирский причал, входящий в состав Салехардского речного порта. Очередное заседание по иску федералов накануне состоялось в арбитражном суде ЯНАО. Суть иска такова: после приватизации порт полностью отдан в частные руки, что закону это недопустимо. По мнению федералов, причал — это стратегический объект, который должен контролироваться государством.
История приватизации портового комплекса стоит того, чтобы рассказать о ней с самого начала. Первый шаг к разгосударствлению был сделан еще в 1993 году — тогда порт был акционирован, 25,5% акций остались в собственности РФ в лице Росимущества. Впоследствии, в 2010 году, федерация избавилась и от этого пакета, передав его частникам за смешную сумму — чуть более 14 млн рублей. Тогда никто и не заметил, что с молотка ушел стратегически важный причал. К сожалению, федеральные власти действовали с портом прямо по пословице: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Наверстывать упущенное начали только в 2011 году — тогда ОАО оформило право собственности на речной вокзал. Как сегодня пояснили в управлении, ошибка была допущена сотрудниками Росимущества еще в девяностых годах.
«Причал вошел в уставный капитал ОАО „Салехардский речной порт“ еще в 1993 году, при акционировании предприятия. Существовал план приватизации, который это предусматривал. Проблема связана с тем, что в этом плане невозможно было идентифицировать объекты, в том числе и спорный причал. В документах от 93 года он значится как „причальная стенка“ — без всяких дополнений и определений», — пояснила ведущий специалист-эксперт отдела по работе с арестованным, конфискованным и иным имуществом и приватизации госсобственности управления Росимущества Ямала Дарья Буланова.
У представителей акционерного общества свое мнение. В разговоре с корреспондентом агентства сотрудники ОАО заявляет: забирать причал несправедливо.
«Вы видели этот причал? Это просто опоры и железный забор. Его нельзя считать стратегическим объектом. Он находится в самом центре города, очевидно, это место просто кому-то приглянулось, поэтому федеральные органы решили обратить на него свое внимание. Мы выиграли уже несколько судов, и считаем себя полностью правыми», — заявляет представитель ОАО «Салехардский речной порт» (ОАО СРП).
Между тем, наблюдатели выдвигают свою версию: неправомерные действия были не только в 1993, но и позднее. И к манипуляции госсобственностью приложили руку чиновники. Есть мнение, что сделал это бывший начальник департамента имущества администрации Салехарда Сергей Кондаков, ставший впоследствии фигурантом уголовного дела. Именно он помог ОАО незаконно приватизировать причал. Напомним, сегодня в отношении этого лица ведется уголовное дело, ему вменяется халатность. По версии следствия он купил для администрации технику по цене, более чем в два раза превышающей рыночную, пустив на ветер около 15 млн рублей. В прокуратуре округа пояснили, что дело в отношении г-на Кондакова очень объемное и пока даже не близится к завершению.
Отрезанный от Большой земли Ямал нуждается в речном сообщении
Отметим, сегодня Салехардский порт переживает не лучшие времена. Согласно бухгалтерским документам, убытки ОАО за 2012 год составили 28 млн 880 тыс. рублей. Вероятно, государство, пытаясь найти для инфраструктурных активов эффективных собственников, сделало ставку не на тех. Лица, контролирующие жизненно важное для города предприятие в разные годы, не отличались безупречной репутацией. В двухтысячных долю в ОАО СРП получил через подконтрольные структуры известный бизнесмен Богдан Новорок, с ним также правил бал и одиозный Илья Гаффнер, которого до сих с мурашками вспоминают еще два северных предприятия — «Севтюменьтранспуть» и «Надымдорстрой». А в 2010 году 75% пакет акций сосредоточило в своих руках ООО «Сибирской логистической компании», которую контролирует Ильдар Мухутдинов. Семья Мухутдиновых аккумулирует множество активов в сфере водного транспорта. С одним из самых крупных его активов связан громкий скандал. Около шести лет назад по факту вывода активов Обь-Иртышкого речного пароходства было возбуждено уголовное дело. Тогда управление генпрокуратуры УрФО объявило, что в период нахождения на посту совета директоров г-на Мухутдинова общество продало не менее трех теплоходов за 9,6 млн рублей при их реальной стоимости более 110 млн рублей. В прошлом году стала появляться информация о том, что дело прикрыли. Сегодня в ведомстве, которое курировало эти материалы — МВД по Тюменской области, не удалось уточнить статус уголовного дела.
Навигация на Ямале длится всего несколько месяцев — с конца мая по октябрь
Эксперты отмечают, что менеджеры, поставленные частными собственниками, не смогли удержать Салехардский речной порт на плаву. Судьба причала, вероятно, мог быть успешнее, если бы им владело государство.
«На сегодняшний день в приватизации порта я вижу только крах и разруху. Это было мощнейшее предприятие (имеется в виду „Салехардский речной порт“). Зарплата на предприятии просто мизерная. Нехватка кадров — одно из последствий приватизации. Опять же со слов работников порта, с которым разговаривал, дай бог, предстоящую навигацию они отработают, но не исключено, что для них она станет последняя. Потому что предприятие просто-напросто разваливается. И уже больше чем на половину развалено», — говорит парламентарий окружного ЗакСО Максим Лазарев (ЛДПР).
Он добавляет, что спасти причал могли бы окружные проекты, то есть вмешательство государства. В частности, прибыль порту могут принести переправы.
«По паромам у нас в основном работают пришлые фирмы, а не наши ямальские. Все бюджетные деньги уходят не к нашим предприятиям, а к ним. На сегодняшний день вопрос сохранения предприятия я вижу лишь в одном — полная передача речпорта либо муниципалитету, либо округу», — заявил он.
Схожее мнение высказал и коллега Лазарева по заксобранию округа Валерий Степанченко. «Я не сторонник приватизаций таких глобальных производственных мощностей. Что касается речных портов, авиационных предприятий, заводов — эти ключевые позиции должны оставаться в управлении государства. Также, как производство спиртосодержащей продукции. Должна быть государственная монополия. А сегодняшняя политика — все раздать и почивать якобы на лаврах в расчете на то, что рынок все разрулит. Не разрулит. Это показывает и западный опыт. В штатах и на западе госуправления ничуть не меньше. Но нам надо жить не только сегодняшним днем. Но думать о детях и внуках, который будут дальше жить на этой земле. Поэтому я не в восторге», — прокомментировал депутат сегодняшнее положение вещей.
Впрочем, на приватизированном салехардском речном порту можно ставить крест. Дело в том, что власти округа уже сделали ставки на новые портовые зоны и вкладывают средства в другие объекты. Десятки и сотни миллионов, притом из бюджета
«Причал Салехардского порта — важный социально-значимый объект. Однако в окружном центре располагается и другой инфраструктурный объект — причал ОАО „Северречфлот“, на котором осуществляется посадка пассажиров на суда водного транспорта. В рамках адресной инвестиционной программы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов запланировано строительство комплекса речвокзала в Салехарде, в том числе проектно-изыскательские работы по объекту», — сообщили сегодня в департаменте транспорта и дорожного хозяйства.
Если же управление Росимущества добьётся своего и причал перейдет в собственность государства, бюджету придется содержать неликвидный актив.
Юлия Фролова, Максим Леонов, © «URA.Ru»
а я бы еще дельце с распродажей комбината копнул