Россияне все меньше читают классиков. Более того, многие и вовсе не слышали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. С чем это связано, и вернет ли себе Россия статус самой читаемой страны в мире, специально для радио «Вести ФМ» выясняла Вероника Борисенкова.
Судя по результатам недавнего исследования, многие россияне вовсе не слышали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. В опросе приняли участие более 2 тыс. человек старше 16 лет, проживающих в крупных городах России. Людям предлагалось выбрать из сорока наименований знаменитых отечественных и зарубежных художественных произведений — те, которые они когда-либо читали, или о которых хотя бы слышали.
В частности, выяснилось, что если с поэмой Пушкина «Евгений Онегин» так или иначе знакомы более 80% опрошенных, то о существовании «Повестей Белкина» этого же автора почти столько же респондентов даже не слышали. В похожем положении и Достоевский — многие знакомы с его главным трудом «Преступление и наказание», но большинство ничего не знают о его первом романе «Бедные люди». Еще менее популярен Набоков: с его романами «Защита Лужина» и «Лолита» знакома лишь четверть опрошенных россиян. Писателя, лауреата литературной премии Александра Солженицына Игоря Золотусского не удивляют такие данные.
«Да, люди не читают в массе своей. Существует повальное нечтение русской классической литературы, но есть и сопротивление этому печальному явлению», — говорит Золотусский.
К слову сказать, с зарубежной классикой дела обстоят еще хуже. Например, знаменитую пьесу Шекспира «Гамлет» не читало три четверти опрошенных. Еще меньше людей ознакомилось с одним из самых знаковых произведений ХХ века — романом Сэлинджера «Над пропастью во ржи». В аутсайдерах также такие знаменитые произведения, как «Сто лет одиночества», «Портрет Дориана Грея», «Красное и черное». Практически незнакомо россиянам творчество Байрона и Фицджеральда.
Напрашивается закономерный вопрос, что же тогда читают россияне? Кроме газет и журналов, разумеется.
«Люди стали больше читать детективов, литературу, которая мотивирует их на экономическую деятельность, литературу по домоводству и кулинарии, но классической литературы действительно меньше», — отвечает руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов.
Также наибольшей популярностью в России пользуются книги в жанре фэнтези и исторические романы. У женщин традиционно в большем почете любовные романы и книги по кулинарии. Последние, кстати, в этом году показывают 30-ти процентный рост. Среди прочего наши граждане любят читать книги по психологии. Современная русская и зарубежная проза, как, впрочем, и классическая находятся в самом конце рейтинга литературных предпочтений россиян.
«Везде происходит облегчение жанров. Надо отметить, что облегчение происходит в принципе. Людям легче жить, не углубляясь ни во что. Это болезнь», — говорит Игорь Золотусский.
Любопытно, что при всем при этом более половины опрошенных довольны уровнем своей начитанности, и только четверть признает несовершенство своих знаний в области классической литературы. Между тем, главный редактор журнала и издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова не согласна, что наши люди меньше читают
«Сколько я себя помню, постоянно проводят эти исследования, но вы мне скажите, если бы наши люди не читали, откуда бы тогда множилось такое огромное количество издательств, и как объяснить, что количество разных книг растет. Всегда развлекательных жанров больше. Но так во всем мире. Но это иллюзия, что в советское время читали больше», — утверждает Прохорова.
В любом случае издатели, продавцы и многие эксперты не теряют оптимизма.
«Да, все нормально. Книги разбирают. С людьми все нормально. Не надо трагидизировать», — говорит Прохорова.
Даже скептически настроенный Игорь Золотусский выражает оптимизм, правда, сдержанный:
«Я надеюсь, мы выздоровеем. Но этот процесс будет длительным».
Кстати, статистика тоже оптимистична. Пусть спрос на классическую литературу в последние годы и не растет, но он все же стабилен. А если сравнивать с началом 2000-х, то он даже вырос на четверть. Что касается других жанров, то здесь все тоже не так плохо. Если сравнивать изменения читательских вкусов россиян за последние 7–8 лет, то интерес к боевикам, ужасам, все тем же переводным любовным романам заметно снижается. Почти вдвое за это же время выросло число читателей поэзии, на треть — любителей книг о дореволюционной России.
Похоже, медленно, но верно россияне отходят от легких жанров. Несмотря на уменьшение процентной доли регулярно читающих граждан, их выбор становится более серьёзным, литературные вкусы улучшаются, все больше людей вновь начинают создавать домашние библиотеки.
http://news.rambler.ru/7733710/
Судя по результатам недавнего исследования, многие россияне вовсе не слышали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. В опросе приняли участие более 2 тыс. человек старше 16 лет, проживающих в крупных городах России. Людям предлагалось выбрать из сорока наименований знаменитых отечественных и зарубежных художественных произведений — те, которые они когда-либо читали, или о которых хотя бы слышали.
В частности, выяснилось, что если с поэмой Пушкина «Евгений Онегин» так или иначе знакомы более 80% опрошенных, то о существовании «Повестей Белкина» этого же автора почти столько же респондентов даже не слышали. В похожем положении и Достоевский — многие знакомы с его главным трудом «Преступление и наказание», но большинство ничего не знают о его первом романе «Бедные люди». Еще менее популярен Набоков: с его романами «Защита Лужина» и «Лолита» знакома лишь четверть опрошенных россиян. Писателя, лауреата литературной премии Александра Солженицына Игоря Золотусского не удивляют такие данные.
«Да, люди не читают в массе своей. Существует повальное нечтение русской классической литературы, но есть и сопротивление этому печальному явлению», — говорит Золотусский.
К слову сказать, с зарубежной классикой дела обстоят еще хуже. Например, знаменитую пьесу Шекспира «Гамлет» не читало три четверти опрошенных. Еще меньше людей ознакомилось с одним из самых знаковых произведений ХХ века — романом Сэлинджера «Над пропастью во ржи». В аутсайдерах также такие знаменитые произведения, как «Сто лет одиночества», «Портрет Дориана Грея», «Красное и черное». Практически незнакомо россиянам творчество Байрона и Фицджеральда.
Напрашивается закономерный вопрос, что же тогда читают россияне? Кроме газет и журналов, разумеется.
«Люди стали больше читать детективов, литературу, которая мотивирует их на экономическую деятельность, литературу по домоводству и кулинарии, но классической литературы действительно меньше», — отвечает руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Степан Львов.
Также наибольшей популярностью в России пользуются книги в жанре фэнтези и исторические романы. У женщин традиционно в большем почете любовные романы и книги по кулинарии. Последние, кстати, в этом году показывают 30-ти процентный рост. Среди прочего наши граждане любят читать книги по психологии. Современная русская и зарубежная проза, как, впрочем, и классическая находятся в самом конце рейтинга литературных предпочтений россиян.
«Везде происходит облегчение жанров. Надо отметить, что облегчение происходит в принципе. Людям легче жить, не углубляясь ни во что. Это болезнь», — говорит Игорь Золотусский.
Любопытно, что при всем при этом более половины опрошенных довольны уровнем своей начитанности, и только четверть признает несовершенство своих знаний в области классической литературы. Между тем, главный редактор журнала и издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова не согласна, что наши люди меньше читают
«Сколько я себя помню, постоянно проводят эти исследования, но вы мне скажите, если бы наши люди не читали, откуда бы тогда множилось такое огромное количество издательств, и как объяснить, что количество разных книг растет. Всегда развлекательных жанров больше. Но так во всем мире. Но это иллюзия, что в советское время читали больше», — утверждает Прохорова.
В любом случае издатели, продавцы и многие эксперты не теряют оптимизма.
«Да, все нормально. Книги разбирают. С людьми все нормально. Не надо трагидизировать», — говорит Прохорова.
Даже скептически настроенный Игорь Золотусский выражает оптимизм, правда, сдержанный:
«Я надеюсь, мы выздоровеем. Но этот процесс будет длительным».
Кстати, статистика тоже оптимистична. Пусть спрос на классическую литературу в последние годы и не растет, но он все же стабилен. А если сравнивать с началом 2000-х, то он даже вырос на четверть. Что касается других жанров, то здесь все тоже не так плохо. Если сравнивать изменения читательских вкусов россиян за последние 7–8 лет, то интерес к боевикам, ужасам, все тем же переводным любовным романам заметно снижается. Почти вдвое за это же время выросло число читателей поэзии, на треть — любителей книг о дореволюционной России.
Похоже, медленно, но верно россияне отходят от легких жанров. Несмотря на уменьшение процентной доли регулярно читающих граждан, их выбор становится более серьёзным, литературные вкусы улучшаются, все больше людей вновь начинают создавать домашние библиотеки.
http://news.rambler.ru/7733710/