В продолжение темы....
Смертельный номер: за что борется изобретатель первого в мире 3D-пистолета
Радикальный либертарианец Коди Уилсон напечатал на 3D-принтере полноценную модель пистолета и первым испытал инновационное оружие. Чем грозит миру его изобретение?
Порядок. Один… два…»*На счет «три» умиротворенный техасский ландшафт сотрясает выстрел. Высокий светловолосый инженер Джон только что потянул за край 6-метровой желтой веревки, которая спустила курок первого в мире пистолета, созданного с помощью технологии 3D-печати. Пуля от боеприпаса калибра 9x17 мм улетает в заросли низкого густого кустарника.
Первый пошел!» — кричит Джон, который попросил меня не публиковать его полного имени. Он спешит проверить оружие, закрепленное на алюминиевом каркасе. Но испытателя опережает Коди Уилсон, рослый щетинистый мужчина в поло и бейсболке. Джон просто спустил курок пистолета, в то время как 25-летний Уилсон является отцом и идейным вдохновителем прорывного проекта. Он провел больше года, совершенствуя свое детище, которому дал имя «Освободитель» (Liberator) в честь дешевых однозарядных пистолетов периода Второй мировой войны. «Предок» инновационного оружия был разработан союзниками специально для сброса больших партий с воздуха на территории оккупированной Франции.
В отличие от стального «оригинала» пистолет Уилсона почти полностью состоит из термопластика: из этого материала созданы 15 из 16 деталей оружия. Все они напечатаны на подержанном промышленном 3D-принтере производства Stratasys Dimension стоимостью $8000. Исключение разработчик сделал для бойка, в качестве которого использован обычный гвоздь.
Уилсон склоняется над пистолетом и внимательно исследует ствол. На печать самой крупной детали ушло четыре часа. После выстрела и ствол, и корпус пистолета выглядят неповрежденными. Спустя еще несколько секунд визуального анализа изобретатель констатирует: «Думаю, мы сделали это». В его голосе заметны нотки скепсиса.
В августе 2012 года Уилсон, студент Университета Техаса и радикальный анархист-либертарианец, сколотил в Остине некоммерческую организацию Defense Distributed для реализации проекта 3D-оружия, доступного любому желающему. Цифровые чертежи пистолета, который в черновиках создатель называл Wiki Weapon, сможет найти в сети и скачать каждый пользователь интернета. Это не только ставит под сомнение существующие параметры регулирования рынка оружия, но и обостряет конфликт между государством и сторонниками свободного общества. «Вы можете напечатать смертоносное устройство. Звучит страшно, но именно в этом наша цель. Везде, где есть компьютер и интернет, пользователи получат доступ к оружию», — объясняет Уилсон.
1 мая 2013 года он впервые собрал детали «Освободителя» и согласился, чтобы фотограф Forbes запечатлел компоненты на камеру. Днем позже пистолет прошел первые стрелковые испытания на территории частных владений в часе езды от Остина. Точные координаты импровизированного полигона меня также попросили не разглашать.
Вердикт таков: эта штука работает. Пистолет выпустил стандартный патрон 9x17 без видимых технических огрехов. Правда, случилась и первая осечка: боек не ударил по капсюли и вместо выстрела раздался лишь глухой стук.
Гш
Пока технология оружия позволяет использовать лишь патроны определенного калибра. Когда Уилсон попробовал зарядить в пистолет калибр 5,7x28 мм, при нажатии курка «Освободитель» попросту разорвало. Так «летально» завершились дебютные испытания изобретения.
По дороге домой Уилсон выглядел не слишком удовлетворенным итогами тестов, несмотря на относительный успех мероприятия. Он предпочел сконцентрироваться на проблемах. Изобретатель сам установил себе крайний срок, к которому ему предстоит довести до ума чертежи для интернета. «Я еще не совсем доволен, — констатировал он. — У нас впереди много работы».
До самого главного теста Wiki Weapon оставалось несколько дней. «Моментом истины» для проекта в понимании Уилсона должен был стать выстрел с руки. После того как прототип на наших глазах разорвало на куски, эта перспектива выглядела действительно пугающей.
За что борется Уилсон?
Когда в пятницу на сайте Forbes мы опубликовали фотографии «Освободителя», вокруг проекта развернулась настоящая политическая баталия. Вместо обсуждения самой многообещающей технологии 3D-печати спорщики сконцентрировались на террористическом потенциале изобретения Уилсона. Конгрессмен Стив Исраэл на новости от Defense Distributed ответил законодательной инициативой о необходимости расширения «Акта о незаметном оружии» (Undetectable Firearm Act), который запрещает оборот огнестрельного оружия, недоступного к фиксации с помощью металлодетекторов. «Отделения охраны, проверка документов и регулирование рынка мало помогут нам, если преступники получат функционал для печати пластиковых пистолетов дома и проноса их через рамки», – говорится в заявлении конгрессмена. Исраэла поддержал сенатор Чарльз Шумер: «Террорист, психически нездоровый человек или приверженец радикальных идей теперь имеет все для обустройства маленького оружейного завода у себя в гараже».
Исраэл и Шумер не первые оппоненты проекта Уилсона. Еще в прошлом августе фандрайзиговая кампания Defense Distributed была свернута администрацией краудсорсингового портала Indiegogo из-за одиозного характера стартапа. В октябре производитель 3D-принтеров Stratasys конфисковал арендованную командой Уилсона модель, узнав о целях лизинга. Дважды изобретателей выгоняли из воркшопов, где те трудились над чертежами оружия. В итоге им пришлось ютиться в каморке площадью 3,5 кв. м в мастерской на южной окраине Остина. И это без учета того факта, что большую часть пространства занял 3D-принтер, по размеру напоминающий современный холодильник.
Впрочем, каждое новое препятствие лишь подстегивало энтузиазм Уилсона. Средства на реализацию проекта он собрал с использованием цифровой валюты Bitcoin, в которой сегодня аккумулировано 99% активов Defense Distributed. В марте группа получила федеральную лицензию на производство оружия. Теперь документ в рамке висит на стене миниатюрной мастерской. Дилемму с «Актом о незаметном оружии» изобретатель обошел, вживив в корпус «Освободителя» 170-граммовый стальной куб. Нефункциональная деталь не слишком обременяет владельца пистолета, и в то же время позволяет металлодетектору фиксировать его. Рамку стоимостью $400 Уилсон установил прямо на входе в мастерскую. «Наша стратегия состоит в полном соблюдении всех требований закона», — говорит он (правда, гарантий того, что пользователи инструкции Уилсона тоже сподобятся на установку в свои «освободители» металлической плашки, никто дать не может).
Успех первых испытаний пистолета заставит замолчать и критиков технического решения, избранного изобретателем. Многие скептики утверждали, что пластиковое оружие не выдержит давления и температуры выпуска патронной гильзы и при выстреле деформируется или взорвется. Но в Defense Distributed придумали, как решить сложную задачу. Уже после тестов на полигоне Уилсон показал мне видео, на котором напечатанный пластиковый ствол, закрепленный на обычном корпусе, стреляет десять раз подряд патронами 9x17 и лишь на одиннадцатом круге ломается.
Изобретатель признается, что и сам не до конца понимает, как стал возможен подобный эффект. Важную роль могло сыграть решение предварительно опустить ствол в сосуд с ацетоном. Химическая обработка оружия делает рельеф более гладким и позволяет избежать дополнительного трения. Модель принтера, которую использовала Defense Distributed, также допускает печать при температуре 75 градусов по Цельсию. Термическая запатентованная технология Stratasys придает «Освободителю» большую механическую прочность.
Цель Defense Distributed — адаптировать технологию к более бюджетным моделям принтеров, вроде Replicator от Makerbot за $2200 и еще более дешевого RepRap, созданного энтузиастами и использующего свободный «софт». На случай порчи ствола у Уилсона готов выход: его пистолет использует съемный ствол, который можно сменить в течение нескольких секунд.
Автор смертоносного проекта не слишком переживает насчет дискуссий вокруг своего изобретения. Прошлогодняя бойня в массачусетской школе «Сэнди Хук», когда 20-летний Адам Лэнза в одиночку расстрелял 12 детей и 6 взрослых, лишь ускорила реализацию инициатив Уилсона по обходу федеральных запретов в части оборота оружия. Пока Конгресс накладывал вето на магазины вместимостью свыше 10 патронов, Defense Distributed представила напечатанный на 3D-принтере 30-патронный магазин для полуавтоматических винтовок AR-15 и «Калашникова». В марте Уилсон и его соратники выложили на YouTube видео, в котором с гордостью демонстрировали напечатанный ресивер (нижнюю часть винтовки — рамку с курком) AR-15 с потенциалом в несколько сотен выстрелов. Именно оборот ресиверов ограничивают американские законы. Получается, воспользовавшись советами Defense Distributed, любой владелец 3D-принтера получил инструкцию, как обойти запреты. Все остальные детали винтовки не составляет труда заказать по почте.
Фигура Уилсона в связи с возрастающим арсеналом его изобретений вызывает все более активную критику. Многие оппоненты делают акцент на энтузиазме лидера группы, которая на сегодня объединяет порядка 15 волонтеров — дизайнеров и инженеров — по всему миру. В адрес амбициозного либертарианца уже поступило с десяток угроз расправы, и нередко анонимные злопыхатели обещают пристрелить демиурга 3D-оружия из его же детища. Журнал Wired даже включил Уилсона в список 15 самых опасных людей в мире. Коалиция борьбы с распространением огнестрельного оружия (Coalition to Stop Gun Violence) аттестовала изобретателя как «ярого мятежника» и защитника антигосударственного насилия. «Этот парень на самом деле посылает сигнал «печатайте собственное оружие и будьте готовы убивать госслужащих, — категоричен представитель организации Лэдд Эверитт. — Тот факт, что мы до сих пор, даже после бостонского теракта, не говорим о нем именно в таких терминах, невообразим».
Уилсон подозрения в желании организовать мятеж отметает. Глобальную цель своей деятельности он видит в демонстрации преимуществ технологий над стремлением государства регулировать оборот оружия. В конечном итоге люди должны осознать беспомощность и ненужность властей в их нынешнем виде. «Нужно вдохновлять население на выстраивание собственного независимого пространства. Правительство все чаще будет оказываться за бортом частной жизни и лепетать там: «Эй, подождите-ка», — рассуждает изобретатель. — Это начало нового порядка на развалинах порядка старого».
Он не отрицает, что 3D-оружие потенциально может быть использовано для убийств или политического насилия: «Я понимаю, что устройство способно навредить людям. Но послушайте: речь ведь идет об оружии. Просто я не думаю, что это достаточно веский довод в пользу отказа от наших разработок. Свобода — вот что по-настоящему важно в данном случае».
Уилсону нравится думать о своем «Освободителе» в дискурсе истории «предка» пистолета. В 1940-х годов американские мастера создали элементарное оружие, которое массово сбрасывали с воздуха на территории захваченных нацистами стран. Отчасти в планах у союзников тогда была идея не столько вооружить сопротивление, сколько деморализовать оккупантов, заставить их быть более осторожными. Тот же фокус идеолог Defense Distributed надеется проделать с современными государственными машинами: «Тогда враг просто смотрел, как оружие сбрасывается с воздуха. Наши возможности еще шире. У нас есть интернет
В жаркий воскресный день Уилсон возвращается на техасский полигон, где пару дней назад он испытал прототип «Освободителя». Ни один из соратников по Defense Distributed на этот раз не составил компанию своему лидеру, даже инженер Джон в исторический момент отбыл на встречу активистов Национальной стрелковой ассоциации в Хьюстоне. Зато рядом с основателем группы — его отец Дэннис Уилсон, адвокат из Литтл-Рок, который решился стать единственным свидетелем триумфа сына — первого в истории выстрела из 3D-пистолета с руки.
Последние пару дней изобретатель провел над доработкой системного обеспечения «Освободителя» и распечаткой новых ствола и корпуса для корректировки бойка и минимизации угрозы повторного взрыва. В самый ответственный момент Уилсон становится максимально сосредоточен. Его отец спрашивает, далеко ли отсюда до ближайшей больницы: выясняется, 45 минут на машине. Мы изучаем, как наложить жгут в случае, если дела пойдут плохо. «Вы, парни, хотите, чтобы у меня совсем сдали нервы», — шутит в ответ главный герой дня.
Постепенно разговоры отступают на второй план. Уилсон открывает кейс с распечатанными деталями и собирает их, затем заряжает пистолет и вставляет беруши в уши. Он задерживает дыхание, целится, стреляет и резко облегченно выдыхает.
«Потрясающе, — говорит Дэннис. — Поздравляю, сынок».Уилсону становится заметно легче. Первым делом он жмет руку отцу, никаких повреждений у стрелка нет. Затем изучает пистолет, который достойно прошел испытание с единственной помаркой в форме трещины на бойке.На несколько секунд возникает ощущение, будто Уилсон потерял дар речи. Эмоции он прячет за солнечными очками. Наконец произносит фразу, которая первая пришла ему в голову: «Что ж, кажется тут грядут кое-какие перемены».
http://m.forbes.ru/article.php?id=238760