ух статья доставила)
Самый, однако, распространенный вид комментариев глориков — рассказочки о том, что «Спартак» все 90-е ослаблял конкурентов, скупал лучших российских игроков пачками, шантажировал диссидентов невызовом в сборную, был самым богатым и т.д. Не нам, впрочем, этих детишек судить — нам их читать и ужасаться. Для того, чтобы ужасаться нам пришлось хоть немного но меньше, я составил эту памятку, в которую каждый раз при необходимости можно и нужно тыкать носом глориков. Касается она трансферной деятельности «Спартака». Приступим.
1990 год. Именно с этой даты началось то, что глорики «Зенита» и цска называют грабежом команд. Именно в этом году красно-белые серьезно усилились, отпустив в Швецию, Францию, Чехию и т.д. своих лучших футболистов — Бубнова, Родионова, Черенкова, Кузнецова, Бокия, Пасулько и других (список не полный, говорю только о лидерах — кто скрывается за этими фамилиями и чем таким эти люди славны, вы, дорогие девятикласники, болеющие за «Зенит», сможете узнать в интернете). Отпустить — отпустили, но надо чем-то потери компенсировать. И тут страшный админресурс «Спартака» начинает работать на полную мощь, увлекая и переманивая к себе лидеров из команд-конкурентов. Из легендарного одесского «Черноморца», одно название которого наводило ужас на Бескова, Романцева, Симоняна и Николая Петровича Старостина, были куплены Перепаденко, Секинаев, Имреков. Из другого гранда - «Факела» - был коварно выкран перспективный пацан Валерий Карпин а из еще одного конкурента за титул чемпиона «Шинника» к нам пришел Женя Бушманов (+ Олег Иванов и Дмитрий Хлестов из дубля). Понимающему, как говориться, достаточно. Но все же это был еще советский чемпионат а нас, болельщиков «Газпро...», извините, «Зенита», интересует все-таки беспредел нашего независимого чемпионата. Скоро мы до него доберемся а пока...
1991 год. В котором свирепствующий КБ-админресурс и адские тыщи денег не помогли удержать в команде Сергея Базулева, Позднякова, Имрекова и Перепаденко (тех, что в прошлом году перешли из «Черноморца», лишив его тем самым заветного титула). Лучший снайпер минувшего чемпионата Валерий Шмаров (тогда еще не все русские форварды у нас были димамисычёвыми и ББББ и потому могли забивать больше трех мячей за сезон) улетел в самый разгар сезона в «Карлсруэ», Игоря Шалимова купила «Фоджа», Василия Кулькова - «Бенфика» (а чуть позже к Кулькову присоеденился и Александр Мостовой). Деточки, я знаю, все эти имена вам ни о чем не говорят, но поверьте — это были игроки гораздо выше классом чем Губочан и Крижанац и даже выше классом чем Данни. Разумеется, ресурсы были снова восстановленны за счет главных соперников за титул чемпиона: первой жертвой «Спартака» в «войне кошельков» стал один из претендетов на золотые медали — ростовский спортинтернат, из которого пришли Дмитрий Ананко и Александр Каратаев. Плюс из Франции вернулся Федор Черенков. Так же из московского «Динамо» пришел Андрей Мох, в конце года уехавший в «Эспаньол» а из — дождалися!!! - «Зенита» был бесцеременно выгрызен Дмитрий Радченко. Правда, в том году «Зенита» не было в высшей лиге (а «Спартак» на «Сантьяго Бернабеу» возил мордой «Реал») но всем и так понятно, что помешал «Зениту» именно уход Радченко.
1992 год. Страшный год для конкурентов «мяса» - ведь из клуба «Титан» (Реутово) в «Спартак» забран Андрей Тихонова а из «Пахтакора» Тархановым были привезены некто Пятницкий и некто Велли Касумов. Так же из вечного середняка «Шахтера» (тогда еще на Украйне уголь не разворовывали и олигархов не было) перешел Виктор Онопко, из тбилисского «Динамо» Цхададзе, из «Памира» - Рахимов. Так же «Спартак» усилился 17-летним юнцом из дубля Владимиром Бесчастных. С этими игроками Романцев провел половину сезона, после чего, по традиции, начал терять игроков — уже посреди сезона в московское «Динамо» уходят Цхададзе и Касумов (который, в итоге, стал лучшим снайпером чемпионата), Рахимов уезжает в «Вальядолид».
1993 год. «Спартак» разбушевался — у одесского «Черноморца» куплены Цымбаларь и Никифоров, из «Пахтакора» - Валерий Кечинов а из клуба второго дивизиона
Эти клубы, правда, не участвовали в ЧР, но мы все прекрасно понимаем, что это не более чем жалкое оправдание беспредела, учиненного «Спартаком» на внутреннем рынке в деле ослабления конкурентов. В том же году москвичи хотели подписать Юрия Ковтуна из «Ростсельмаша» но даже свирепый админрусурс и золотые горы не смогли на этот раз сбить игрока с правильного пути — Юрий выбирает московское «Динамо». Туда же летом уйдет Чернышев. Так же команду покидают еще три игрока основы — Черчесов, Радченко и Попов.
1994 год. По традиции «Спартак» отпускает заграницу новую партию своих лидеров — Бесчастных, Карпина и Ледяхова. Заменять всех троих призван Дмитрий Аленичев, ранее выступавший за гранда под названием «Локомотив». Летом пополнил ряды КБ Мухсин Мухамадиев, до этого бегавший в Турции. Само собой, Мухсин хотел попасть только в «Динамо», «Зенит», цска, «Ротор» или «Аланию», но его буквально заставили перейти в «Спартак», запугивая прежде всего угрозами непопадания в сборную России. А еще из цска был забран форвард Масалитин — всем было известно, что армейцы всеми силами сопротивлялись, не желая отпускать забивного нападающего, который в сезоне-93 в 13 матчах расписался в воротах соперников 1 раз. Но, детишки, мы же знаем, что против админресурса и бабок «Спартака» в 90-е переть было невозможно.
1995 год. Это стало возможно только команде на водочных бабках под названием «Алания» (тогда она еще называлась «Спартак-Алания»). Именно эти ребята выиграли титул чемпионов России 1995 года и не позволили перейти в «Спартак» Омари Тетрадзе. Поэтому Романцеву пришлось отбирать лучших игроков у других конкурентов за медали — например, у КАМАЗа из Набережных Челнов (кипер Нигматуллин). Так же в команду вернулись Кульков, Шмаров, Черчесов + Сергей Юран (все играли за пределами РФ). Впрочем, пробыли все в команде недолго — Юран с Кульковым уехали в «Миллуол», у Черчесова закончился срок аренды и в добавок ко всему капитан КБ Онопко перешел в испанский «Овьедо».
1996 год. Сразу после Евро-96 вслед Кулькову, Шмарову, Черчесову и Юрану заграницу подался Никифоров а Тяпушкин, Мухамадиев, Андрей Иванов, Масалитин, Афанасьев перешли в другие российские клубы, смело отказавшись от миллионных контрактов в «Спартаке». Кто же пришел им на смену, спросите вы? Мелешин, Джубанов, Ширко, Титов, Головской, Евсеев, Безродный и Дуюн (все — воспитанники спартаковской школы). Но надо было не только укрепиться матёрыми дублерами, но и ослабить конкурентов — поэтому из камышинского «Текстильщика» перешел вратарь Филимонов а из «Алании» - вечно запасной 34-летний защитник Горлукович, не так давно вернувшийся в Россию из Германии. Именно эти пацанята с Горлуковичем и вернули себе титул чемпионов в «золотом» матче.
1997 год. Сразу становится понятно, что поставленное на поток ослабление конкурентов, могучий админресурс и адские мильоны долларов достигли своего пика — ведь в Тарасовку перебирается бразильская суперзвезда Луис Робсон (он же «Кабзон», он же «Максимка»). Едва не был переманен у главного конкурента цска другой звездный бразилец Леонидас, но не получилось. На этом Романцев, естественно, не останавливается, покупая у «Уралмаша» Мирослава Ромащенко а у тальяттинской «Лады» - Бахарева и Бузникина. В этом же году происходит знаковое событие — Василий Кульков, вернувшийся из Англии, смело расторгает контракт со «Спартаком» в пользу питерского «Зенита». Причины, как мы понимаем, прежде всего идеологического свойства. В кулуарах все только и говорят «Наконец у кого-то хватило смелости бросить вызов карающему админресурсу, отказаться от миллионного контракта и забить на мафию в сборной».
1998 год. И снова ослабление конкурента — Анатолий Канищев, в прошлом сезоне фееривший за «Аланию» (30 матчей, 4 мяча) уезжает в застенки Тарасовки, сманенный огромной зарплатой и посулами заиграть в сборной. Тот же финт КБ проводят с легендой «Торпедо» бразильцем Самарони. И все же хватка у Романцева уже не та — в «Локомотив» уходит Нигматуллин, в «Ротор» - Бахарев, в «Динамо» - Головской, в «Торпедо» - Евсеев.
Наконец, в итальянскую «Рому» уезажает лучший игрок прошлого чемпионата Аленичев. Впрочем, суперфорварда Канищева и легенды Самарони хватило «Спартаку» для победы в ЧР.
1999 год. «Спартак» сманивает суперзвезду первой величины — защитник Юрий Ковтун, до сих пор снящийся в ко*****х любому игроку, игравшему против «Спартака», бросает «Динамо» ради ромбика. Всем понятно, что так ослаблять своего главного конкурента не позволенно никому — и только КБ раз за разом игнорируют трансферный фейр-плей. Это окончательно становится ясно после того, как из «Торпедо» возвращают Вадима Евсеева, у которого кончился срок аренды.
2000 год. В «Локомотив» уходят Евсеев и Цымбаларь. А приходят Щеголев из «Факела», Тчуйсе из «Черноморца» (не одесского а новороссийского) и Калиниченко из «Днепра». И если «Факел» с «Черноморцем» можно и нужно назвать конкурентами «Спартака» в чемпионской гонке, то «Днепр», к сожалению, выступает в чемпионате Украины, как и «Шахтер», откуда перешел латыш Штолцерс. Напоследок, в рамках тотального ослабления конкурентов из Бразилии приезжают Алешандре и Маркао.
2001 год. Легенда «Спартака» - Андрей Тихонов — надевает футболку самарских «Крыльев». В ответ на это Романцев начинает фирменные спартаковские махинации, ослабляя конкурентов покупками Игора Митрески, кипера Левицкого, мега-форварда Жафара Ирисметова а так же трех хохлов, напуганных максимой "В Спартак дважды не зовут" — Цихмейструка («Он не хуже Титова» - Романцев), Грановского («Он перебегает Роберто Карлоса» - Романцев) и Мохова («Он хавает» - Романцев). Теперь мы понимаем, как эти трансферны повлияли на то, что «Спартак» в очередной раз стал чемпионом.
К счастью, уже в следующем году спартаковский админресурс закончился, как и миллиардные контракты спонсоров, депутаты перестали назначать команду чемпионом, конкурентов не за что стало ослаблять, судьи перестали свистеть в пользу КБ а Романцев прекратил шантажировать игроков вызовом в сборную. В ЧР пришла долгожданная свобода.