«Практически мы должны дать правовое обоснование наличия правого руля до какого-то определенного времени»,– разъяснил свой замысел министр.
«Определенное время может наступить только тогда, когда правительство сможет эффективно что-то предложить другое. Вот это называется 'концепция правого руля'. Не запретить с первого января 2003 года, а расписать ситуацию на несколько лет и показать, как она должна развиваться»,– продолжил он.
Как объяснил представитель Мипромнауки корреспонденту «Газеты.Ru», в принципе заявление Клебанова надо понимать не как немедленный запрет, а как идею постепенного вытеснения праворульных машин: «Cначала ограничим ввоз, потом запретим его, одновременно увеличив тарифы на страхование гражданской ответственности для этих автомобилей, а потом запретим их вовсе». «При этом, – добавил чиновник Минпромнауки, – правительство отлично понимает, что такие меры не могут быть реализованы без создания достойных альтернатив "японкам" на Дальнем Востоке, где они являются основным средством передвижения».
Идея запретить праворульные автомобили, которая сейчас возродилась в связи с планами возрождения автопрома, совсем не нова. Еще в январе 1993 года Виктор Черномырдин подписал постановление, запрещавшее эксплуатацию таких машин с 2001 года. Правда, уже в апреле Ельцин это постановление отменил. Теперь, когда автопром решил кардинальным образом защитить себя от конкуренции подержанных иномарок, к идее, разумеется, вернулись. И как всегда, ее облекли в приличную и демонстрирующую заботу о потребителе форму. Начались разговоры о том, что праворульные машины являются источником повышенной опасности на российских дорогах. Как и в случае со старыми иномарками, появилась и соответствующая статистика ГАИ… Они, может, и опаснее, но разница в качестве и надежности между «Жигулями» и даже старыми «японками» с лихвой компенсирует трудности, возникающие у «праворуких» при обгоне (с правого сиденья хуже виден встречный транспорт) и посадке-высадке (переднему пассажиру приходится выходить не на тротуар, а на проезжую часть).
Вытеснение праворульных машин с нашего рынка – грандиозная задача. По сведениям регистрирующих органов, автомобили с правым рулем составляют сейчас более 30% общего числа иномарок, или 5% всех легковых автомобилей в стране. Запретить такое количество машин не только сложно, но и опасно в социальном плане. Однако на это раз в правительстве настроены очень серьезно. Автолобби, не удовлетворенное либеральным вариантом постановления о повышении пошлин (напомним, что на 3-7-летние машины их вообще не повысили), готово отыграться на праворульных иномарках.
Проект постановления, сказал Илья Клебанов, уже разрабатывается. Разумеется, самая сложная ситуация даже при небольшом ограничении ввоза сложится на Дальнем Востоке. Сейчас, по данным Приморского краевого управления ГАИ, более 75% легковых автомобилей во Владивостоке, Находке и Уссурийске – с правым рулем. Еще выше процент «истинных японок» на Сахалине и Камчатке. Более половины легковых автомобилей имеют правый руль в Хабаровском крае, других регионах российского Дальнего Востока и Сибири. Сейчас только в морские порты Владивостока еженедельно привозят из Японии около полутора тысяч автомобилей.
[