На этой неделе ряд СМИ сообщил о задержании таможней 28 тонн рыбы, названной «Аргентинская корюшка». Партия рыбы привлекла внимание госорганов из-за несоответствий в документах, по которым можно предположить, что оформлены они левым способом — чуть ли не до вылова самой рыбы
Не вдаваясь в биологические изыскания и изучение таможенных и прочих нормативно-правовых актов, рассмотрим один аспект данного происшествия — почему некая «аргентинская корюшка», доставленная в Петербург аж из Южной Америки, оказывается весьма конкурентноспособной с набившим оскомину отечественным производителем. Для подобных трансатлантических поставок необходимо содержать флотилию рыбодобывающих судов, а также суда-рефрижераторы, способные сохранить рыбу в съедобном состоянии. Кроме того, прохождение пограничного и таможенного контроля также неизбежно повышает себестоимость товара за счет официальных и неофициальных поборов контролирующих организаций, оформления кучи разрешительной документации. Все это включается в оптовую цену товара, которая с каждым посредническим звеном неизбежно возрастает.
С другой стороны, местные рыбопромысловики. Их расходы очевидно меньше из-за отсутствия необходимости столь длительной транспортировки, хранения и уплаты различных погранично-таможенных пошлин. А главное — оперативность, которая для столь деликатного товара, как свежая рыба, очень важна. В идеале рыба может попасть на прилавок в тот же день, что и день поимки. И все же заокеанская рыба приходит, на границе по липовым (это значит — лишние «теневые» расходы) документам оформляется, попадает на прилавок и умудряется конкурировать с местной продукцией. В чем проблема?
По большому счету, проблема одна, но очень серьезная. Цена на пойманную у нас рыбу формируется совершенно спекулятивно. Она обусловлена не трудозатратами рыболовов-промысловиков и не стоимостью орудий лова, а собственным хотеньем, помноженным на хотенья перекупщиков. В итоге, разные виды рыб, технология ловли которых практически никак не отличаются, различаются ценой, как день и ночь. Например, уклейка с плотвой и корюшка. Во время весенней путины, когда стаи рыбы готовятся к нересту, наловить энное количество каждого вида профессионалам не составляет особенного труда. Разница лишь в том, что за плотву и уклейку люди заплатят несколько десятков рублей, да и то со скрипом и нехотя, а корюшку «раз в год» готовы на пару-тройку сотен купить многие.