2 июля 2016 года, 11 часов 07 минут.
Железнодорожная станция «Харп Северное Сияние».
Подъезжаем к вокзалу и спешно выгружаем рюкзаки из машины, слушая объявление о скором отправлении поезда (время отхода по расписанию – 11 часов 11 минут). Бежим к ближайшему вагону и встречаем хмурый взгляд женщины-проводника, отвесившей категоричный отказ воспользоваться тамбуром, чтобы проехать пару остановок. Следующий вагон – опять отказ. Рядом стоят другие, удрученные, туристы - мужчина и женщина - похоже, собрались на сплав. Тоскливо сообщают, что нигде не пускают. Время идет. Проводник рекомендует обратиться к начальнику поезда, до которого бежать несколько вагонов. Делать нечего, бежим. И, о чудо, проводник одного из вагонов идет нам навстречу и, озираясь по сторонам, запускает в вагон... Уффф…
Так началось наше мини-путешествие в горы.
Маршрут был запланирован такой: ж/д станция Полярный Урал (Респ. Коми) – выход к истокам реки Собь на северо-восток в сторону Конгорского прохода – поворот на восток и подъем в направлении Пика Полярный с преодолением горного перевала – спуск к истокам реки Енга-Ю и далее по речке на юг в направлении горы Черной, до технологической автодороги.
В 12:24 выходим на ст. Полярный Урал (165 метров над уровнем моря).
Соблюдаем обязательную составляющую маршрута туристов, прибывающих на станцию Полярный Урал, - посещение стелы «Европа-Азия», находящейся метрах в 300-х от станции, в направлении Лабытков.
И в путь. К истокам реки Собь. По дороге ¬– луга, озера, снежники. Встречается живность – утки, чайки; Серегу чуть не сбил упитанный заяц, выскочивший из зарослей карликовых берёз.
Войдя в долину, расположенную между ближайшими вершинами, оставив вещи, отправляемся на поиски памятника, установленного в память о 13 лыжниках из Коми, попавших под лавину 31 октября 1988 года (кому интересна эта история, здесь небольшая статья, в которой проводится параллель с известной многим трагедией группы Дятлова, -
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6692).
Потратили много времени, но нашли. На фотографиях в вышеуказанной статье, прочитанной после похода, также изображена памятная табличка, но выглядит она иначе. В этой связи сделал вывод: или табличку заменили со временем, или есть еще другая, которую мы прошли, не заметив, что не мудрено.
Для ориентира на местности на будущее - следующая фотография, где видно (вдали, чуть левее от центра, перед мореной) желтую полосу камней, на которой расположена увиденная нами памятная табличка.
20:00. Пора отдыхать. За день пройдено порядка 15 км (из них треть – поиски памятника).
Разбиваем лагерь (400 метров н.у.м.). Ужин. Сон.
Утром в 09:00 поднимаемся вдоль ручья на восток, в направлении Пика Полярный.
Вид назад.
Через два часа на высоте 700 метров н.у.м. выходим к большому живописному озеру, которое хорошо просматривается на карте Гугл.
Делаем для себя вывод на будущее, что неплохо останавливаться на ночевку именно здесь, на берегу достаточно зеленых лужаек для установки лагеря.
Начинаем подъем на перевал. По пути попадаются еще озерца.
Подъем на сам перевал достаточно крут. Приходится изрядно попотеть. И вот мы наверху (1010 метров н.у.м.).
Вид назад.
Вид вперед.
Спуск с перевала по камням до ближайшего снежника не менее крут, но, слава Богу, непродолжителен. Предельная осторожность.
Далее спускаемся по живописным местам истоков реки Енга-Ю.
Справа открывается проход к Леднику Топографов.
Накапливается усталость. Греет душу появившаяся на горизонте гора Черная.
Встречающиеся красоты продолжают радовать глаз, притупляя чувство усталости. Нельзя не остановиться и не заснять.
И вот в 20:00 выходим на автодорогу (330 метров н.у.м.).
За второй день пройдено 21,5 км (данные GPS).
Под нами автомобильный мост через реку Собь.
На протяжении двух дней стояли отличные солнечные деньки. Временами поддувал легкий ветерок, который нами только приветствовался, так как помогал легче переносить жару и отгонял иногда налетающих мошек. Достигнуты поставленные цели – пройден интереснейший маршрут, получен заряд бодрости и хорошего настроения на долгое время. Спасибо Игорю - нашему организатору и идейному вдохновителю похода!
Ниже карта маршрута (спасибо разработчикам сайта sobski.ru за такую наглядную карту).
Красным крестом обозначил место памятной таблички погибшим лыжникам, желтым кругом – место ночевки, черным – альтернативное место лагеря (на будущее), которое представляется более удачным не только с точки зрения его живописности, но и с учетом более равномерного распределения интенсивности нагрузки на дни похода.
Принимая во внимание крутизну преодоления перевала, не уверен, что маршрут мог бы быть рекомендован для прохождения женщинам, особенно неподготовленным к подобного рода передвижениям.
P.S. Весь поход прошел, как грится, «без сучка, без задоринки», за исключением небольшой «изюминки», которая конечно же не повлияла на полученные эмоции. Дело в том, что выход на дорогу совпал с пересменкой в работе технологического транспорта, на который мы рассчитывали в качестве средства передвижения до пос. Харп, где у нас осталась машина. Кроме того, нам составил конкуренцию охранник горнодобывающего предприятия, также добиравшийся до Харпа, а один из грузовиков сошел с линии из-за повреждения колеса. В этой связи на переправе «Лабытнанги – Салехард» оказались в 00:06, лицезрея зад отходящего парома. Следующий – ровно в 01:00. В итоге встреча с подушкой и «поход» в царство Морфея, в котором ждали примелькавшиеся за два дня и стоящие перед глазами камни, камнищи и каменюги, состоялись только в 2 часа ночи. Рядом мирно посапывала жена, вернувшаяся в тот день с Ледника Романтиков. Правое ухо у неё обгорело от солнца. Это она еще меня не видела... :shout: