«Факт проживания в зоне экологической катастрофы меня угнетает!» Жители Лабытнанги проклинают чиновников, отвергают депутатов, ночуют в суде
Последние несколько лет чиновники северного региона озадачены вопросами развития Арктики, бросив все силы на поддержку инвестиционного климата в округе. Сотрудничество между правительством Ямала и предприятиями ТЭКа в результате приносят свои плоды: одни получают разрешения и средства для освоения арктического шельфа, другие – поддержку в развитии инфраструктуры муниципалитетов региона. Важным вопросом двустороннего сотрудничества также является и контроль за экологической обстановкой. Представители нефтегазовых компаний заявляют, что уделяют этому пункту особое внимание, и жалобы со стороны коренного населения Ямала, а также жителей муниципалитетов не поступают.
Некоторые эксперты считают, что за экологической обстановкой на Ямале нужно следить не только в местах освоения Арктики, но и в самих муниципалитетах региона. Однако с тех пор, как чиновники стали уделять максимальное внимание развитию и строительству стратегически важных объектов Крайнего Севера, решения экологических проблем в городах округа «отошли» на второй план.
Жители города «Семи лиственниц» (Лабытнанги) снова заговорили о качестве питьевого водоснабжения, которое, судя по всему, по-прежнему не пригодно для потребления. На одном из местных форумов гости ресурса высказали свое возмущение в адрес местной власти.
Отметим, что воду в Лабытнанги «черпают» из реки Ханмей, которая является источником питьевой воды для жителей города и микрорайона Обская. Открытый водозабор, ветхие водопроводные сети сказываются на ее качестве.
«Эта тема неоднократно поднималась на всех местных ресурсах, выкладывался даже скан анализа нашей воды. Депутаты и мэры обещания обещают, а воз и ныне там!!!», - пишет один из участников «водной» дискуссии.
«Прямо из Ханмея воду качают в водопровод... поэтому каждый год в мае развозят харпскую водовозками, ибо из кранов муть льется паводковая... все депутаты зато постоянно этот пункт в свои программы включают, обеспечить город чистой водой, построить очистные!!», - поддержал предыдущего оратора еще один форумчанин.
«В Лабытнангах нормальной воды по нормативам нет (на сие есть доки с роспотребнадзора - из 36 месяцев 18 месяцев вода некачественная и не соответствует питьевой) и вряд ли появится, хоть 100 водоочистных станций поставь, пока не заменят ВСЕ водопроводные трубы в городе. Для примера эксперимент: Берем 0,5 л воды полярного ледника, в крышку бутылки всабачиваем трубочку с шоколадными шариками и переливаем воду из бутылки в стакан через эту трубочку, в случае если перелитая из бутылки в стакан через эту трубочку вода останется такая же чистая и без малейшего привкуса/вкуса шоколада 1000 р с меня. Пока народ либо покупает воду в колбяхах, либо ставят фильтры. У меня в квартире на воде стоит тройной фильтр (грубая очистка 1-5 мкр + арагон + угольный) с полной заменой всех картриджей 1 раз в месяц, ибо им за месяц ппц приходит (полностью забиваются грязью и их страшновато как-то в руки брать). Где-то даже были фото фильтров после 1 недели очистки. Пинать муниципалитет бесполезно, ибо им либо пофиг, либо денег нет на приведение всё в соответствие, вот они и зациклились на водоочистных сооружениях», - заключил очередной участник форума.
Были и такие граждане, которые писали обращения и в прокуратуру, и в Управление Роспотребнадзора, и в администрацию города с просьбой «обязать поставщиков услуг водоснабжения для населения города Лабытнанги обеспечить предоставление питьевой воды из системы центрального водоснабжения к употреблению по качеству, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»».
В местной администрации недовольному гражданину сразу же ответили, что: «Государственное казённое учреждение Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа» выполняет работы по разборке проектно-сметной документации для строительства вышеуказанного объекта (водоснабжения), в соответствии с техническим заданием, утвержденным и согласованным всеми заинтересованными организациями, в том числе Администрацией муниципального образования город Лабытнанги. Подготовка проектной документации по строительству гидротехнических сооружений ведется, но, прежде чем проект пройдет государственную экспертизу, потрется большое количество согласований, на что потребуется время. Пока реализуются эти планы, в городе проводится комплекс компенсирующих мероприиятий: это обеззараживание воды методом хлорирования, установка локальных систем водоочистки. Контроль за качеством воды регулярно осуществляет ресурсоснабжающая организация ОАО «Тепло-Энергетик» и Роспотребнадзор».
Следом житель города пожаловался на бездействие сотрудников Роспотребнадзора в решении «водного» вопроса в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ведомстве рассмотрели жалобу и, что удивительно, признали вину сотрудников Роспотребнадзора
«В Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступили Ваши обращения на бездействие должностного лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО. Для установления обстоятельств, послуживших основанием Вашего обращения в Федеральную службу, руководителем Управления было принято решение о проведении служебной проверки в отношении лица, проводившего рассмотрение обращения. В ходе проверки Ваши доводы о бездействии должностного лица нашли свое подтверждение. По результатам проведенной проверки специалист, допустивший нарушения, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Разъясняем Вам, что в случае предоставления услуги водоснабжения ненадлежащего качества, Вы имеете право на возврат уплаченной стоимости услуги», - сообщили в ведомстве жителю города.
После долгих разбирательств, сотрудники Роспотребнадзора все же провели выездные проверки в отношении ОАО «Тепло-Энергетик» и МПП ЖКХ МО Лабытнанги «Ямал». В рамках мероприятий по надзору специалистами территориального отдела, совместно с экспертом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Лабытнанги и Шурышкарском районе», в присутствии представителей ОАО «Тепло-Энергетик» и МПП ЖКХ «Ямал» был проведен отбор проб воды водопроводной в пределах зон ответственности.
«По результатам проведенных лабораторных испытаний отобранные пробы воды водопроводной не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» по химическому составу (превышена ПДК железа, окисляемости перманганатной), а так же в исследуемой воде обнаружены общие колиформные бактерии в 100 мл. Таким образом, доводы, изложенные в обращениях, подтвердились. По результатам проверок в адрес юридических лиц ОАО «Тепло-Энергетик» и МПП ЖКХ МО г.Лабытнанги «Ямал» направлены уведомления о явке для составления протоколов об административном правонарушении по ст. 6.5, КоАП РФ», - сообщили в ведомстве
В итоге ОАО «Тепло-Энергетик» был оштрафован на 20 тыс рублей, и МПП ЖКХ МО Лабытнанги «Ямал» - на 30 тыс рублей. Кроме того, было возбуждено гражданское дело, участниками которого стали: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Лабытнанги и Шурышкарском районе, ОАО «Тепло-Энергетик», МПП ЖКХ МО Лабытнанги «Ямал», а также администрация города.
Тем не менее, местный житель решил довести дело до суда. Мужчина написал исковое заявление в суд с просьбой взыскать с администрации города Лабытнанги в счет компенсации морального вреда 100 тыс рублей.
«С 04 октября 2012 года визуально наблюдал за состоянием воды, поступающей из сети водопровода в квартиру, в которой проживаю с 2002 года. Постоянно наблюдалось несоответствие воды по цвету и мутности (вода была мутная, светло-желтого цвета). При многочисленных обращениях в надзорные органы, мне были предоставлены результаты мониторинга, что вода не соответствует требованиям СанПин «Питьевая вода». По результатам лабораторного контроля качества воды содержание железа превышает ПДК в 2-3 раза, присутствовали колиформные бактерии. Поставляемая вода не соответствует нормативны требованиям СанПиН. Вода непригодна для употребления в пищу и полноценного употребления в хозяйстве и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. […] Я употреблял загрязненную воду в качестве питьевой и для бытовых нужд. Достоверной информации о недопустимости использования водопроводной воды не было. Считаю, что Администрация города Лабытнанги не обеспечила безопасной эксплуатации водопровода, который является источником повышенной опасности. Считаю, что вина Администрации города Лабытнанги заключается в том, что она своевременно не информировала местных жителей о недопустимости использования загрязненной воды. […]Это создает прямую и непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей и может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых отравлений. […] Администрация города Лабытнанги не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения, выразившееся в образовании бесхозяйных сетей водоснабжения, предоставление воды, не соответствующей по качеству и количеству. Моральный вред: при употреблении загрязненной воды в пищу я почувствовал недомогание, повышенное давление, боли в спине. Я испытываю большие неудобства в связи с тем, что вынужден носить с 09 апреля 2013 года (с момента извещения контролирующим органом о качестве воды) бутилированную воду, по несколько раз за день, из-за этого у меня болит спина. Сам факт проживания в зоне экологической катастрофы меня угнетает, в связи с этим я испытываю дискомфорт», - было написано в исковом заявлении.
На сегодняшний день вопрос с обеспечением горожан питьевой водой, которая должна соответствовать всем необходимым нормам, остается открытым. Местные депутаты не могут прокомментировать данный вопрос, а чиновники «не готовы».
К слову, в мае текущего года прокуратура города провела проверку по фактам перебоев обеспечения питьевой водой жителей поселка Уралец в Новой Уренгое. В результате проверки силовики установили, что жилые дома в поселке были построены в 80 годах, и 25 из 58 домов были признаны аварийными, а питьевая вода, поставляемая населению через централизованную систему, не соответствовала санитарным правилам и нормам. В итоге северяне были вынуждены набирать воду 3 раза в неделю из автоцистерн. Но, не смотря на нарушения закона, администрация не принимала никаких мер для выполнения обязательств по обеспечению нормального водоснабжения поселка. В результате чего прокурор внес главе муниципального образования представление об устранении нарушений закона.
Однако чиновники все равно проигнорировала требование прокуратуры. В связи с этим сотрудники надзорного ведомства решили обратиться в суд, чтобы «заставить» городскую власть наконец-то обеспечить жителей поселка централизованным холодным водоснабжением в соответствии с требованиями СанПиН. Накануне Новоуренгойский городской суд удовлетворил требования прокуратуры.
http://www.xn--80aaf2bgddl.xn--80as...gajut_deputatov_i_noc***ut_v_sud/2014-11-15-8