Федеральная налоговая служба
П и с ь м о
О совместных покупках
07.06.2013№ АС-3-2/2057@
Федеральная налоговая служба в связи с поступающей информацией о возможном уклонении от уплаты налогов при осуществлении так называемых "совместных покупок" с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщает следующее.
"Совместная покупка" заключается в покупке физическим лицом - организатором "совместной покупки" (далее - организатор) партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор.
Как правило, такая наценка составляет 10-15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по стоимости ниже стоимости аналогичного товара, реализуемого в розничных сетях.
Таким образом, при осуществлении "совместной покупки" и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет. При этом такая деятельность, как следует из открытых источников в сети Интернет, зачастую осуществляется организаторами - физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской деятельностью.
Учитывая изложенное, организатор покупки в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах обязан:
- в случае, если такая деятельность осуществляется на систематической основе - встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет в соответствии с применяемым режимом налогообложения;
- в случае, если такая деятельность носит разовый характер - задекларировать свои доходы и уплатить налог на доходы физических лиц в установленном порядке.
Учитывая изложенное, ФНС России поручает принять исчерпывающие меры в рамках полномочий налоговых органов в целях обеспечения исполнения законодательства о налогах и сборах, в том числе:
1) организовать мониторинг доступной информации (из сети Интернет, СМИ, обращений граждан), свидетельствующей об осуществлении "совместных покупок";
2) установить круг лиц, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве организаторов, а также правовые основания осуществления такой предпринимательской деятельности (в т.ч. факт постановки на учет в качестве индивидуальных предпринимателей);
3) осуществить мероприятия по привлечению к декларированию и уплате налогов организаторов покупок;
4) принять меры по информированию организаторов покупок о необходимости соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также требований законодательства в части учета наличных денежных расчетов;
5) в случае, если по итогам проведенных контрольных мероприятий организатор покупки не примет мер по декларированию доходов, необходимо направлять соответствующую информацию в органы внутренних дел с приложением материалов, свидетельствующих об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
Информацию о практике работы по данному направлению направлять в Контрольное управление ФНС России.
Довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.