Пациентам добавили прав

#1
Похоже на то, что спокойные времена для бюджетной медицины закончились. В самое ближайшее время главврачам больниц и поликлиник придется проявить характер и даже жесткость, добиваясь от горздравов и минздравов отличного финансирования, качественной аппаратуры и таких зарплат своим специалистам, чтобы штат был укомплектован полностью, а очереди за бесплатными талонами ликвидированы. Иначе эти самые больницы могут стать неплатежеспособными, а их главврачи – пополнить ряды безработных.

«Виной» всему – новое постановление Пленума Верховного Суда РФ №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (от 28 июня 2012 года), согласно которому пациенты отныне будут судиться с клиниками по «потребительскому» закону. Это прогрессивное постановление, в принятие которого юристам, специализирующимся на делах о врачебных ошибках, верилось с трудом. Но вот оно, спустя полгода после высказывания нынешнего премьера Дмитрия Медведева о необходимости обобщать практику по «потребительским» делам, все же принято. По мнению экспертов, ситуация в бюджетном здравоохранении в ближайшие месяцы в корне изменится. Посчитав, что активность пациентов по использованию судов поможет реформировать здравоохранение, власть дала им для этого инструмент, который по остроте можно сравнить со скальпелем хирурга – федеральный «Закон по защите прав потребителей», один из самых знаменитых в России. И если раньше защитить себя в суде пациенту было непросто – использовались общие нормы законодательства, разбирательства были длительными, расходными, с труднопрогнозируемым результатом, то теперь применяется специальный закон, где прописаны штрафы, неустойки, а оплата госпошлины возложена на больницы (прежде пациенты лишь в отдельных случаях освобождались от госпошлины).


Станут невыгодны «устаревшие» операции

Каждый обратившийся в суд пациент (или его родственники), автоматически признается потребителем медицинских услуг в системе ОМС. А значит, имеет все права потребителя: на надлежащее качество услуги; на ее безопасность, на информацию об исполнителе и о самой услуге, на соблюдение сроков оказания услуги, а при обнаружении недостатков услуги на соблюдение сроков их устранения. А также на соблюдение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя.

И специальных (то есть по «потребительскому» закону) способов защиты этих прав в разы больше, чем по ГК РФ. И специальных (то есть по «потребительскому» закону) способов защиты этих прав в разы больше, чем по Гражданскому кодексу РФ.

Взять, к примеру, право пациента на информацию. Все необходимые сведения – о лечащем враче (его квалификации), потребительских свойствах мед.услуги (какую пользу она принесет здоровью и какой может быть риск при ее оказании) и способах лечения (чем один отличается от другого, какой предпочтительней) должна быть предоставлена пациенту сразу. Причем факт ознакомления больного с информацией фиксируется документально, иначе пациент через суд сможет взыскать компенсацию морального вредаза нарушение своего права потребителя. Если врач сделал больному полостную операцию с большими разрезами, не объяснив, что можно обойтись гораздо менее травматичнойи экономичной (по скорости заживления, а значит, и числу больничных дней) лапароскопией – операцией с небольшими проколами, то это уже повод для иска. Нарушено право на информацию. Так что делать пациентам «устаревшие» операции- не информируя их об этом – врачам станет невыгодно.


Придется срочно ликвидировать очереди

Еще одно право пациента-потребителя – на соблюдение сроков оказания услуг. И тут бюджетные поликлиники, стационары, которые не оказывают услугу в срок, поджидает неприятный сюрприз – опять же из-за использования пациентами специальных способов защиты.
Cамый простой пример – с талонами на обследование у специалиста. И в СМИ, и в Центр медицинского права омские пациенты не раз жаловались на многомесячные очереди. А между тем, согласно Территориальной программе госгарантий, в Омской области предельный срок ожидания диагностического обследования составляет 15 дней.

Согласно ст. 28 «Закона о защите прав потребителей», если исполнитель (медучреждение) нарушил сроки оказания услуги, то потребитель (пациент) по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок или же поручить услугу от третьего лица за разумную цену. А после потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. Вдобавок пациент-потребитель вправе потребовать и полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Итак, если полмесяца прошло, а талона по-прежнему нет, уже на 16-й день пациент с полисом ОМС может воспользоваться своими правами потребителя.Допустим, он выбрал второй вариант и уже на 16-й день прошел платное обследование стоимостью 420 рублей в частной клинике. Предъявив претензию, пациент может потребовать от своей поликлиники возместить ему эту сумму не позднее 10-дневного срока. А получив отказ, обратиться с иском в суд и взыскать не только понесенные расходы, но неустойку в размере 420 рублей, а также компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя получить обследование не позднее 15 дней с момента обращения.

Примерный размер компенсации суд может оценить в 1000 рублей. В итоге получится сумма: 420+420+1000 = 1820 рублей. От этой суммы в пользу потребителя с поликлиники судебным решением взыскивается еще штраф в размере 50 % от присужденной суммы – 910 рублей. Дополнительно с поликлиники будет взыскана и госпошлина в размере 4400 рублей. Всего же из-за несоблюдения требований Территориальной программы госгарантий поликлиника может потерять 1820+910 + 4400 = 7130 рублей. А если тамкаждый месяц десятки таких недовольных?


Больницам придется «мириться»

Так же дорого обойдется стационарам отсутствие необходимых лекарств – входящих в стандарт медпомощи или перечень жизненно необходимых препаратов – и медицинских изделий, необходимых для оказания стационарной медпомощи. Если врач даст больному рекомендацию приобрести недостающий препарат или мед.изделие самостоятельно, и тот ей последует (сохранив кассовый чек) – то может взыскать не только стоимость препарата, но и «добавку» в виде неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. Таким образом, в соответствии с «потребительским» законом, больница заплатит пациенту в разы больше, чем стоил этот самый препарат.

Таких примеров можно привести много. Причем выплаты пациенты станут получать довольно быстро. Ведь за каждый день просрочки медучреждение обязано будет выплатить пеню в размере 3 процентов от цены услуги. Эксперты считают, что уже после двух-трех громких судов с больницами по «потребительскому» закону руководство клиник станет делать все, чтобы договариваться с пациентами полюбовно.
Комментирует руководитель Центра медицинского права Алексей Панов

Если пациенты в соответствии с «потребительским» законом начнут массово реализовывать свои права, бюджетные медучреждения могут понести громадные финансовые потери. Поэтому региональным минздравам и главврачам надо срочно перестраиваться и работать по-новому – без очередей и ошибок, что сегодня непросто из-за дефицита медицинских кадров. Допустившие ошибку врачи научатся, наконец, извиняться – ведь, как показывает практика Центра медицинского права, увидев искреннее раскаяние медиков, пациенты готовы снижать суммы морального вреда в несколько раз.

Как пациенту стать потребителем? В случае некачественной медуслуги или других нарушений прав пациенту следует сначала предъявить претензию больнице, своей страховой компании, фонду ОМС. И лишь получив отказ или ответ, с которым несогласен, обращаться в суд. Тогда и начнут действовать пункты «потребительского» закона – в том числе о неустойке, штрафе, госпошлине.

Ну, а больницам, чтобы избежать «разорения», я рекомендую тщательное ведение медицинской документации и усиление работы юридических служб. Юристы должны следить за законностью взаимоотношений между персоналом и пациентами, разбираясь в причинах конфликтов. По возможности, они должны предварять ошибки персонала – слишком высокой за них теперь будет расплата.

---------- Добавлено в 14:56 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 13:54 ----------

Дело коснулось не только медицины. Сам документ очень большой, можно найти в консультанте.




Судам даны разъяснения по вопросам применения законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"

http://www.consultant.ru/law/hotdoc...t=law_code&utm_term=nov11&utm_conten=89682354

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131885
 

Neo

Заблокирован
15 Ноя 2009
4,670
0
36
#2
Ну чё, поживём - увидим, как оно сложится. Количества врачей в больницах эти меры на добавят, а значит очереди останутся. Ну а если пациенты разорят больницы своими исками, лучше от этого тоже никому не будет. В случае исков администрация больниц всю ответственность повесит на исполнителей. А основные исполнители - это рабочие лошадки, которые тянут на себе основную массу работы в любой больнице. Это - заведующие отделениями.Они же обычно самые квалифицированные специалисты и организаторы лечебного процесса.
Теперь им придётся несладко вдвойне. И они начнут уходить из больниц, либо постараются перейти на более спокойные рядовые должности. Так что ко всем бедам нашего здравоохранения добавится ещё одна - уход самых грамотных и дееспособных специалистов.
 
#3
Ну чё, поживём - увидим, как оно сложится
Да сложится как обычно. Жаловаться будут те, кто всегда этим занимался. Кто так не поступал, им и подавно не надо. Но найдется категория граждан, попытающихся на этом заработать.
 
#4
Ну, не знаю - это ж сколько надо будет иметь здоровья - судиться. Хотя некоторые товарищи, которые всем недовольны, как правило здоровы как лошади - вот у них точно хватит здоровья на такие пакости.
 
12 Май 2010
5,911
1
38
#5
мне тоже кажется, что ничего особо не поменяется...у нас как всегда, перед каждым нпа паника..как это будет...вот теперь все поменяется...а вобщем и целом все также...
кроме того..пленум - это пленум...это не закон!
 
5 Июн 2009
7,978
2
38
Салехард
#6
Ну, не знаю - это ж сколько надо будет иметь здоровья - судиться. Хотя некоторые товарищи, которые всем недовольны, как правило здоровы как лошади - вот у них точно хватит здоровья на такие пакости.
а почему пакости?? у нас в больницах все так радужно что даже помышлять на них в суд низзя??
 

Тавр

Заблокирован
7 Ноя 2010
5,139
0
36
тут
#8
Закон полный бред. Strider ты наверное дальше Салехарда ни ездил, и не знаешь плачевное состояние больниц, у них денег на ремонт зданий нет, а тут это еще. Так простой люд вымирать начнет, его легче теперь на тот свет отправить, чем он каждый день будет жалобы писать.
 
Последнее редактирование:
#9
Смотрим:
к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/19435.html?utm_campaign=hotdocs&utm_source=ya.direct&utm_medium=context&utm_content=law_code&utm_term=nov11&utm_conten=89682354
© КонсультантПлюс, 1992-2012
Особо подчеркнём слово услуга
Теперь посмотрим определение понятию услуга, которое даёт законодатель:
под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора
Я вот что то в больнице не заключаю никаких договоров))))....
 
#11
Ну и как говорилось уже само по себе постановление пленума ВС не является Законом т.е оно не источник права....
А вот и статья 126 КРФ:
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

---------- Добавлено в 13:35 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 13:34 ----------

ОМС чем вам не договор или соглашение
Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Где здесь написано что это договор возмездный и ещё двусторонний?
 
Последнее редактирование:
22 Апр 2012
44
0
6
#12
Да уж... Если у нас разбегутся врачи... И так никуда не попасть на прием - не хватает специалистов.. Например, в женскую консультацию за талончиком очередь с 6-ти утра занимают. В пол-восьмого зимой не вариант достать талон. Летом - чуть проще.
 
13 Ноя 2009
9,601
3
38
Онлайн
#13
Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования
А по факту полис действует только на территории ЯНАО.Я теперь его с собой даже не беру в отпуск,смысл?Всё равно за всё платишь.
 
17 Дек 2009
7,413
1
36
ЗаОбыш
#14
Strider ты наверное дальше Салехарда ни ездил, и не знаешь плачевное состояние больниц
Езжу, только Бог миловал не попадать в больницы "не дома". О ситуации больниц "в глубинке" знаю. Страшно.
 
5 Июн 2009
7,978
2
38
Салехард
#15
Raphail, по ОМС уже дольничка договор имеет с ФОМС... вобщем цепочка есть... тока толку от этого?? есть врачи которые рвут и мечут, есть те кто подписав потом у меня же и просили почитать документ который подписали...разные есть...
 
#16
Ulbasar, меня просто ситуация умиляет. Попадает, допустим, человек в приёмный покой с аппендицитом.... Приходит хирург, а человек ему с порога: мол у меня аппендицит; доктор проведите операцию так то и так то такими то нитками под таким то наркозом(а это ещё и анестезиологу указаний дать), а мы с вами ещё и договор заключим по данному поводу.
Утрирую конечно, но вот никак в голову не вмещается. КАК? ВОТ КАК? можно в спорах связанных с медицинской помощью руководствоваться Законом о защите прав потребителей? Это как шар пытаться впихнуть в куб... Или я всё-таки что-то не понимаю....
 
Последнее редактирование: