Паромная переправа через реку Обь соединяет города Салехард и Лабытнанги. Несмотря на непродолжительное время в пути (как правило, один рейс длится около 20 минут), этот маршрут является на сегодня самым социально значимым и востребованным у населения западной части Ямало-Ненецкого автономного округа.
На самые популярные вопросы пользователей переправы ответил руководитель «Реском-Ямал» Георгий Силин, имеющий большой опыт работы на речном флоте (с 1980 года). Он уже четвёртую навигацию стоит «у штурвала» переправы. В ведении организации - несколько судов и большая команда, работающая как на теплоходах, так и на суше.
- Георгий Кузьмич, самый популярный вопрос у пользователей переправы: почему паромы работают строго по расписанию? Все мы знаем, что утром большинство пассажиров ожидает посадки со стороны города Лабытнанги, люди спешат на работу. Вечером ситуация обратная. Почему нельзя по утрам и вечерам пускать паромы «по наполнению»?
- Паромная переправа через реку Обь является объектом транспортной инфраструктуры. Учитывая высокую социальную ответственность перед жителями городов Салехард и Лабытнанги, мы работаем в рамках установленных правил безопасности. Расписание паромов установлено по нескольким причинам: во-первых, упорядочить работу паромов предлагали сами пользователи переправы, во-вторых, как любой вид общественного транспорта паром должен ходить по расписанию для общего порядка, в-третьих, упорядоченный выход в рейс паромов обусловлен и технически. С 2015 года мы стремимся соблюдать время отправления, определённое в расписании, более того, это жёсткое требование к судоводителям.
Введение строгого расписания отправлений составов привело к значительному сокращению ожидания в очередях на паром и значительно облегчило работу персонала, обсуживающего переправу (судоводителей, кассиров, охранников и т.д.). Теперь мало кто помнит очереди по 2-3 часа на паром, когда работа по наполняемости приводила к скоплению паромов у того берега, на котором машин меньше, так как ждали полной загрузки, и толчее автотранспорта на противоположном берегу.
Количество автотранспорта, пользующегося переправой, неравномерно распределяется в течение дня и недели. Как правило, пиковые нагрузки приходятся на начало и конец рабочего дня и четверг-пятницу в течение недели. В это время очереди увеличиваются по независящим от паромщиков причинам. Справедливости ради стоит отметить, что расписание отправлений паромов составлено с учётом пиковых нагрузок в течение суток: утром граждане едут на работу из Лабытнанги, вечером – с работы домой. Так с берега города Лабытнанги по утрам с 7:00 до 8:00 отправляется 7 рейсов с интервалом 10 минут - как городской автобус. Каждый паром берёт на борт порядка 20 легковых автомобилей. Возмущаются работой по расписанию граждане, перемещающиеся на личном автотранспорте. Их понять можно, они в машине, они хотят ехать. А пешеходам удобнее планировать поездку по расписанию, так как наземный общественный транспорт тоже работает по расписанию (и это никого не возмущает почему-то). Совет пользователям переправы: изучайте расписание, планируйте поездку заранее.
Кроме того, ширина реки в районе переправы составляет 2,2 км. Путь паромного состава с учётом подходных путей - 2,5 км. Это расстояние паром проходит за 20 минут (вместе с манёврами подхода/отхода).
Изменение графика отправлений паромных составов возможно при сезонном понижении уровня воды в реке и открытии причала, расположенного на косе в 500 м от кассы. В этом случае расстояние, преодолеваемое паромом, и, соответственно, время в пути сокращается. Это позволит сократить интервал между отправлениями паромов.
- Требует объяснения и вопрос регламента работы паромов в дни с неблагоприятными погодными условиями. Все-таки на что ориентироваться людям, ожидающим посадку на паром в непогожие дни?
- Главный ориентир – сведения, которые предоставляет наша диспетчерская служба. Руководствоваться прогнозом погоды тоже можно, но он не всегда точен, и погодные условия на берегу не всегда отражают ситуацию на реке.
В период навигации в районе переправы в среднем случается от пяти до пятнадцати дней с так называемыми экстремальными ветрами. Известно, что безопасная работа паромов возможна при ветре до 17 м/с вне зависимости от направления ветра. При этом скорость ветра в пределах русла реки на пять – десять метров отличается от скорости ветра на суше. Это объясняется тем, что на пути воздушных масс вместо шероховатой поверхности земли появляется обширное водное пространство. Обычно в таких случаях сила ветра увеличивается, уменьшается повторяемость штилей и изменяется направление господствующих ветров.
Ветер, соприкасаясь с поверхностью земли или воды, благодаря трению, несколько затихает, поэтому скорость ветра с высотой увеличивается. Стоящий на берегу человек не может объективно оценить силу ветра на уровне ходовой рубки теплохода. Считается, что при переходе с суши на воду скорость ветра увеличивается в среднем на 30%.
На работу паромов влияет и направление ветра: северный, северо-восточный ветер в районе переправы дует против течения реки, возникают крупные волны. Ветер указанного направления часто бывает затяжным и монотонным, иногда «задувает» до трех суток. В 2014 году с 17 по 19 июля на переправе дул северо-восточный ветер со скоростью 20-25 м/с на протяжении трех суток, не ослабевая, высота волны достигала высоты двух метров.
Северо-западный, западный ветер пересекает реку практически перпендикулярно берегам. При этом левый берег (г. Лабытнанги) является подветренным, а правый наветренным. Из-за этого скорость ветра на разных берегах отличается на пять-десять метров. У правого берега (г. Салехард) развивается короткая волна до одного метра высотой. Такие условия значительно затрудняют маневрирование у правого берега.
Ветер западных румбов часто имеет порывистый характер. При постоянном десяти-тринадцатиметровом ветре могут случаться резкие порывы до 18-22 двух м/с неравномерными периодами на десять-тридцать минут. Это может привести к тому, что паром, отходя от левого берега в благоприятных условиях, у правого берега при подходе к причалу попадает в шквал, который создает капитану теплохода значительные трудности при подходе к берегу.
Юго-западный ветер не создает большой волны, но может значительно осложнить подход и отход от причалов.
При значительной ширине реки и длине берегов паромные причалы и прилегающая к ним акватория невелики. При экстремальных ветрах на манёврах отхода/подхода возможны столкновения составов, что приводит к повреждениям судов. При стоянке у причала на прибое баржа бьётся о берег, что также приводит к повреждениям обшивки днища и водотечности корпуса судна, а также исключает возможность безопасной загрузки/выгрузки автомобилей.
Мы знаем, что на Ямале сильные ветра – не редкость, тем более на Оби. Обращаю внимание, что речь идет о ветрах, дующих со скоростью более 15-17 м/с.
- Были случаи, когда работа паромов останавливалась из-за погодных условий, но стоящие на берегу люди видели, как от берега отходит паром с двумя-тремя автомобилями и несмотря на запрет, выезжает в рейс. Почему так происходит? Что это за автомобили?
- Действительно, у нас на подряде работает перевозчик, владелец судов; и если его суда совершают рейсы в неблагоприятных условиях по его распоряжению, перевозят технику, принадлежащую его компании, то он прекрасно осознаёт все сопутствующие риски. Такие рейсы не остаются без нашего внимания, по их итогам проводится работа с субподрядчиком. В сущности, это дело его как судовладельца: он рискует своими судами, перевозимым имуществом. Но мы в ответе не только за команду и суда, а также и за пассажиров, и дать «добро» на перевозку людей и автомобилей в неблагоприятных погодных условиях я не могу. На основании эксплуатационных характеристик, указанных в регламентирующих документах, утверждённых Российским Речным Регистром, в случае неисполнения данных требований это будет являться нарушением лицензионных условий работы.
- Какие автомобили имеют право на внеочередной проезд?
- Это транспорт специального назначения: скорая помощь, полиция, МЧС, весовой контроль и другой транспорт, определённый федеральным законом.
- Есть ли способ донести до вас, как до генерального подрядчика, информацию о нарушениях на переправе: несоблюдение очереди, непрофессиональное поведение служащих павильонов, команды на пароме?
- Существует адрес электронной почты
parom-pereprava@mail.ru, на который пользователи могут направить свою жалобу. Для объективности суждений, к жалобе желательно прикладывать фото или видео, если обращение содержит вопрос к непрофессиональной работе паромщиков: допуск транспорта на паром вне очереди, необеспечение безопасного съезда транспорта с парома. Если суть претензии не предполагает фото- или видеофиксации, разобраться в проблеме поможет указание времени и места произошедшего, имени и должности нарушителя, если речь, к примеру, идет о работнике павильона.