"Овечка" - возможно тот же или другой утопленный на 501-й паровоз. Вот вам и сама история, и предыстория к ней.
/Красный Север. – 2001. – 2 августа; 9 августа; 16 августа. Статья "Густая кровь эпохи" Баландин А.:
В те далекие годы все было иначе: страна шире, жизнь короче, а труд тяжелей.
В те далекие годы, когда сахарин считался лакомством, а патефон - роскошью, родился наш герой. Родился один из двухсот миллионов, и была ему уготована удивительная судьба. Не трагичная, но и не сладкая, не тяжкая, а такая, что была в самый раз по плечу поколению крепких дедов.
Итак, шли тридцатые годы... Челюскинцы кололи арктические льды. Стаханов выдавал на-гора рекордный уголь. Суперпаровоз "ФД" батрачил за троих. И так получилось, что в какой-то момент сошлись в одной точке арктическая стужа и морские воды, паровозный жар и стальная прохлада железных дорог. А скрепил их нелегкий труд "по-стахановски"...
До войны Леонид Потапович жил в Минске. Его отец Иван Фомич работал стрелочником на железной дороге. Это он привил своему беспокойному сыну любовь к паровозам. Что ж, чему быть, того не миновать!
У Ивана Фомича была колоритная внешность, роскошная борода. С этой бородой он и попал в кино. В заметную картину прошлых лет "Миколка-паровоз". Роль не главная — массовка в тюрьме на нарах. Вот Леонид и пошел по стопам отца. Только жизнь — не кино. В ней все настоящее: и паровоз, и нары.
Когда Леониду было одиннадцать лет, началась война. Прямо из пионерлагеря его с другими малолетками распихали по вагонам и на восток, а там в детдом...
Из детдома они бежали, толпой. Повзрослевшие за три военных года пацаны пристали к воинскому эшелон. Все как один мечтали стать сынами полков. И гнались они за фронтами, а фронты гнались за немцами. И стучали колеса вагонные: на запад, на запад, на запад...
Забегая вперед, скажем, что паровозы еще повезут Леонида Потаповича обратно на восток, а там и дальше, на самый Крайний Север, на строительство 501-й "сталинки". И не будет в таком повороте судьбы ничего удивительного. Ведь в те далекие годы люди были неотъемлемой частью машин, живым механизмом, продолжавшим движение станка, паровоза и танка.
Так вот, до фронта наш герой так и не доехал, зато насмотрелся жути в тылу. Об этом он рассказывает так:
"На товарной станции Брянск-2 я увидел жуткую картину: два беспризорных мальчика тонули в яме с гудроном. Летняя жара растопила эту черную смолу так, что дети буквально на глазах погружались все глубже и глубже. Сотни солдат, ехавших на фронт, со слезами на глазах спасали детей. Мы, пацаны, помогали им изо всех сил: таскали доски, бревна, делали настил над ямой. А яма была метра четыре в квадрате... Дети плакали, кричали и все глубже погружались в гудрон...
Наконец настил сложили. Уже можно было подобраться к детишкам. Подсунули под них бревна, доски. Дорога была каждая минута. Железнодорожники где-то добыли автокран, тросами зацепили бревна и тихонько стали поднимать их вместе с детьми. Но здесь прозвучал гудок паровоза и клич "По вагонам!"
И я с солдатами поехал дальше,так и неузнав, спасли ли малышей..."
Вскоре после этого случая Леонид добрался до Минска, нашел родителей (они были уверены, что сын погиб). Жить бы ему да радоваться, в школу ходить, но потянуло пацана на приключения. Купил он с дружками карту всех морей Советского Союза. Стали искать на карте лучшие края. Вот Балтика - там свежо и холодно. Вот северные моря — там еще холодней. До Тихого океана далеко, а вот Одесса - порт что надо! Черное море, тепло и близко. Да и школа юнг имеется, быть ребятам моряками!
Долго ли, коротко ли, бежал Иванов сын из родительского дома и на паровозах, на крышах вагонов - в Одессу. Только там он со своим корешем Генкой узнал страшную правду - в Одессе нет школы юнг, зато есть мореходное училище, куда берут после семи классов... Стали пацаны бродягами, потом милиция, детприемник, конец скитаний (ненадолго). Генку, который был помладше, отправили обратно, в Минск, а Леониду подфартило. За похвальные познания в паровозной технике взяли его... в ЭПРОН!
В те далекие времена многие романтики бредили приключениями Экспедиции подводных работ особого назначения. Еще бы, ведь эта экспедиция поднимала затонувшие корабли. И вот стал Леонид матросом второго класса, отработал месяц и лишь потом сфотографировался. Карточку отправил домой: "Простите меня, мама, папа, что убежал из дому, но теперь я моряк!"
---------- Добавлено в 20:11 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:00 ----------
Здесь Леонид узнал важную тайну, такую, что попади он в руки одесского гестапо в 1942-м, пытали бы его до смерти. А дело было вот в чем. Когда фашисты подошли к Одессе, было принято решение эвакуировать из порта не только солдат, военную технику, но и паровозы. Первую партию из двадцати двух машин благополучно переправили в Новороссийск, а вот второй партии из тридцати шести паровозов не повезло. С воздуха баржу бомбят, с моря угрожают вражеские эсминцы. И тогда эпроновцы приняли решение: затопить судно аккуратненько вместе с паровозами, мол, война кончится — сами же и достанем! Немцы потом долго искали место затопления ценного груза, но так и остались ни с чем...
И вот Леониду предстояло поучаствовать в подъеме паровозов. Конечно, он не был обучен подводным работам, зато помогал водолазам облачаться в скафандры, подавал помпой воздух, дежурил на мостике. Наблюдая в бинокль за морем, высматривал мины, которых после войны осталось предостаточно.
Обнаружив "рогатую", кричал: "Полундра!" Потом приплывали саперы и уничтожали мину...
Паровозы поднимали долго и трудно. Бывало, подцепят один, подтянут на поверхность так, что одна труба над водой торчит. А тут шторм, и ползет спасательный катамаран в порт, волны раскачивают паровоз, бьют им о борт судна. Такая вот романтика! Зато потом, когда паровоз-утопленник очистят от ракушек и ржавчины, поставят на него новые механизмы, — страна получает новые тысячи лошадиных сил. "Был бы котел цел, а остальное приложится!" — поговаривали эпроновцы.
И вот однажды был получен приказ: "Срочно поднять несколько паровозов для отправки на Север!" Заказчик работ - управление ЖД МВД СССР. Эпроновское начальство поговаривало, что дело это на контроле у Берии. Когда приказывал всесильный Лаврентий Палыч, работа шла и быстрей и веселей. Эпроновцы работали сутками, но заказ выполнили в срок. И побежали ожившие "утопленники" в Киев, там к ним прицепили вагоны с зэками, теплушки с конвоем, и в путь, на 501-ю сталинскую стройку.
А юный Леонид Потапович, стоя на путях, смотрел сцепке оживших паровозов вслед. Смотрел и не знал, что через пару лет его движение продолжится в паровозной тяге, что судьба приговорит его к жаркой топке и лагерям...
---------- Добавлено в 20:17 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:11 ----------
А юный Леонид Потапович, стоя на путях, смотрел сцепке оживших паровозов вслед. Смотрел и не знал, что через пару лет его движение продолжится в паровозной тяге, что судьба приговорит его к жаркой топке и лагерям...
О том, как он попал на 501-ю, Леонид Иванович не любит рассказывать. Лишь поясняет: "По малолетке". Да и не важно, за что именно его осудили, ведь, чтобы попасть на "сталиику", достаточно было совершить незначительный проступок. Итак, первые дни семнадцатилетнего парня на 501-й стройке в его собственном описании:
"Я пришел на паровоз "ОВ" — "Овечка". Он встретил меня шипением пара, запахом масла и угольной пылью. Так сбылась мечта детства - я стал кочегаром... Бригада наша состояла из трех человек — машиниста, помощника и меня, хозяина топки. Жили мы в теплушке, прицепленной к паровозу. Паровоз и вагон-теплушка были одним целым. Куда паровоз, туда и наш дом на колесах.
Работали мы в основном на маневровых работах. Развозили питание, одежду для заключенных паровозных бригад, что работали в карьерах.
А еще раз в десять дней мы подцепляли вагон-лавку для вольнонаемных - и в путь, на построенные участки дороги ".
У тех, кто хотя бы раз добирался поездом от Сейды до Лабытнаног, этот рассказ вызовет улыбку. Уж больше полувека минуло, а вагон-лавка, учрежденная лагерным начальством, бегает до сих пор. Будто цивилизация обошла эти края стороной. Будто здесь, как и в те далекие времена, все иначе...
Свой "Ов" они утопили в тундре, в болоте, трясине. Всего на скорости 10 км в час. Полотно и шпалы подмыло, рельсы разошлись, и паровоз плавно сполз на бок в болото. Теплушка чудом устояла на рельсах, оборвав ручную сцепку. Спасти паровоз не было ни малейшей возможности - кругом трясина... Потом пришла команда зэков, проложила ветку вокруг "утопленника" , и побежала дорога рядом с "мертвой Овечкой". Проходившие мимо паровозы гудком приветствовали могучую груду железа.
Пришла зима. Лед сковал болото. Бригада взрывников, подобравшись к "Овечке", взорвала ее. Вновь приехала бригада зэков и переложила рельсы на прежнее место...
---------- Добавлено в 20:30 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 20:17 ----------
В ту зиму бригада Леонида Потаповича работала на паровозе серии "Л" — "Лебедянке". Это был самый распространенный грузовой локомотив новой постройки. Машина эта была исключительно легкой и лучше всего подходила для хлипких путей 501 -и стройки. Впрочем, это не уберегло ее с бригадой от опасных приключений. О них Леонид Потапович рассказывает так:
"На подъезде к перевалу Уральского хребта нас застала сильная пурга. Остановиться нельзя - занесет. Еле пробились мы через полустанок Подгорное* и двинулись на станцию Вор-га. Пурга заносит рельсы. Отцепляем состав, бросаем его на перегоне. Кругом ничего не видно, ветер сшибает с платформы. Даже паровозный гудок чуть слышен: ветер уносит его в горы. Пробиваемся налегке: паровоз и теплушка. Связи со станциями нет, не знаем, что делается на путях впереди. Остановиться нельзя — это смерть паровозу. Разморозится котел, трубы... И мы можем замерзнуть, если потушить топку.
Подъезжаем к Ворге, даем гудок, требуем путь к станции Лабытнанги. Но оказалось, нет нам дальше пути. На путях станции Ворга стоят два состава с паровозами. Их замело окончательно. Принимают нас на главный путь, и мы застреваем в снегу у здания станции.
На маленькой станции собралось 18 человек. Селектор не работает, связи нет. Решаем, как спасти паровозы. Решили у двух спустить воду с котлов, а наш третий, как более новый, залить водой до нужного уровня. Перенести мешками уголь, ведрами воду с других паровозов и заставить жить нашу "Лебедянку"...
Мы знали по опыту, что пурга будет не один день. Значит, надо готовиться к худшему. Наносили воды, угля...
К нам на Воргу прибилась из пурги опергруппа из трех человек. Это были ребята из охранного батальона, который искал беглецов-заключенных. На стокилометровом пути пятьсот первой стройки ежедневно кто-нибудь бежал. Опергруппы постоянно дежурили на станциях, полустанках и перегонах. Бывало, бежали бригады и целые лагеря (1949 год). Если бежали одиночки, опергруппы их ловили. Если бежали большие партии зэков, то опергруппы прятались от них в горах. В основном в бега шли солдаты и офицеры, прошедшие с боями всю войну, прибывшие из Германии и имевшие 15-20 лет срока. За что сидели? Кто за изнасилование немки, кто за мародерство – взял у немцев кое-что из одежды для отправки домой, кто за политику, кто за драку, а кто и за любовь... А еще на Воргу занесло пургой аборигена на собачьей упряжке. Он тоже решил отсидеться в тепле.
В этой местности жили, кочуя со стадами оленей, множество аборигенов: ханты, коми, ненцы... Стройка встряхнула их и заставила многих уйти дальше в тундру В то время еще были князья с большими стадами оленей, они прятались от советской власти и не хотели организовываться в артели и совхозы. А власть не могла найти их, ибо вертолетов не было: полгода день, полгода ночь. У аборигенов много дорог, а у власти одна: «железка»...
Семь дней бушевала пурга. Мы съели все продукты. Стали трясти, у кого, что есть в теплушках. Абориген зарезал двух собак и в пищу. Ничего, можно есть...
Все обитатели Ворги перезнакомились, рассказали про свою жизнь, кто за то сидит и кто кого ловит... Оперативники нудно жаловались зэкам на свою жизнь. Их можно понять, здесь ведь не курорт. Были случаи, что конвой на вышках от тоски кончал жизнь самоубийством.
Абориген на ломаном русском языке поведал нам, как он ловил беглецов-заключенных и получал за это огненную воду (водку или спирт), соль, сахар...
Но вот кончилась пурга. Только маленькая поземка еще клубилась. Абориген запряг своих собак и тихонько уехал. Несколько человек вышло на поиски пищи. Пища — это куропатки. Их, погибших в пургу, было множество. Ударяясь о провода на столбах, они падали в снег... Благо, что на Ворге была собака по кличке Зэк, она быстро находила под снегом дичь и своим паем давала знать... Принесли мы несколько мешков птиц, замерзших, как камень, и в печь... Продержались мы на этой пище два дня. Потом к нам пробились на трех оленьих упряжках ненцы. Их снарядило железнодорожное начальство. Они привезли нам продукты. Ненцы содрали с трех оленей шкуру, мясо отдали нам, а голову, потроха и шкуру забрали себе - для собак. Еще они сказали нам, что сюда идет помощь, что в дороге нашли трупы двух замерзших заключенных. Ненцы уехали, а вместе с ними и наша опергруппа. Оперативники надеялись получить отпуск и медали за мертвых беглецов...
А еще через день докопались до нас несколько тысяч заключенных из ближних лагерей. Очистили от снега перегоны, станцию, паровозы и составы. Связисты наладили связь. Пришел снегоочиститель, а за ним на дрезине начальник железной дороги полковник Пудовкин. Пудовкин объявил всем благодарность за спасение паровоза: вольным премию, заключенным пообещал дать побольше зачетов – день за три, и так за целый год...»