Однополые браки
Британский парламент поддержал инициативу о легализации однополых браков. Премьер-министр Дэвид Кэмерон назвал голосование по этому вопросу, которое прошло накануне,
"большим шагом вперед". А лидер лейбористов Эд Милибэнд заявил, что днем, когда большинство парламентариев проголосовали за однополые браки, можно гордиться.
За изменение действующего законодательства высказались 400 парламентариев, против — 175. Примечательно, что депутаты голосовали независимо от генеральной линии своей партии, выражая свое личное мнение по данному вопросу.
Дебаты длились шесть часов, передает
Reuters. Нашлось немало парламентариев, которые осудили эти законодательные изменения, назвав их "морально неверными, не отвечающими общественным приоритетам, вызывающими рознь".
Законодатель от консерваторов Джеральд Ховарт заявил, что у государства нет права проталкивать законы, которые вызовут "массовые социальные и культурные перемены". Другой представитель Тори, Эдвард Ли, назвал эти изменения "не эволюцией, а настоящей революцией", добавив, что брак сам по себе – это союз гетеросексуальный.
Однако по мнению лидера консерваторов, Дэвида Кэмерона, признание однополых браков только укрепит британское общество. "Я сам очень верю в такую вещь как брак. Благодаря ему люди признают свои обязанности друг перед другом. И я думаю, что геи тоже должны иметь возможность сочетаться браком", – сказал британский премьер.
Однополые браки рассорили консерваторов
По мнению журналистов, Дэвид Кэмерон пытается показать чудеса балансирования: с одной стороны, он хочет показать, что его партия идет в ногу со временем, с другой стороны, многие представители его партии не поддерживают такие прогрессивные реформы. Некоторые консерваторы считают, что премьер жертвует основными ценностями, которые пропагандирует их партия, в угоду популизму.
"У него осталось не так уж много политического капитала", – говорит представитель консерваторов Стюарт Джексон, который проголосовал против закона об однополых браках. – В ближайшее время ему стоило бы заняться более консервативной политикой".
Серьезное недовольство этим законом выразили не только некоторые парламентарии, но и представители церкви – как католической, так и англиканской. И государственный закон вряд ли заставит их признать однополые браки и венчать геев. Однако население Великобритании, похоже, поддерживает нововведения: как показал соцопрос, 55% респондентов приветствуют их, тогда как против высказываются 36% опрошенных.
Ожидается, что одобренный британским парламентом закон разрешит представителям ЛГБТ-сообщества жениться уже в 2014 году. Впрочем, активисты, выступающие в поддержку однополых браков, считают, что с юридической точки зрения мало что изменится. Дело в том, что с 2005 года британцы уже имеют право вступать в однополый гражданский союз. С юридической точки зрения он отличается от брака только названием. То есть, действующее законодательство дает однополым парам практически те же возможности, что предусмотрены и в новом законе.
Впрочем, пока что это только законопроект, и чтобы стать полноценным законом, документу нужно пройти несколько стадий. Некоторые его противники в парламенте уже пообещали, что постараются затормозить процедуру его принятия.
А некоторые эксперты полагают, что закон об однополых браках, расколовший Консервативную партию, сослужил ей и ее лидеру плохую службу. Кэмерон попытался продемонстрировать, что его партия живет в современной Великобритании, в 21 веке. Но многие британцы в этом увидели другой посыл, а именно – что Консервативная партия разделилась, ее члены ссорятся между собой даже по вопросам, которые не имеют большой важности для большинства ее избирателей.
И хотя до следующих выборов осталось еще два с половиной года, не исключено, что за это время Тори окончательно рассорятся из-за однополых браков. И тогда разговоры о том, что британский парламент возглавит представитель другой партии, перестанут быть просто разговорами. "Дэвид Кэмерон расколол Консервативную партию напополам и утратил поддержку большинства консерваторов. Лейбористы победили", – констатировал парламентарий Стюарт Джексон.
Геи и дети: как быть с усыновлением?
А между тем, вопрос об однополых браках взбудоражил не только британских политиков. Когда во Франции приняли первую статью закона об однополых браках, противники этого нововведения вышли на улицы с митингами и демонстрациями. Теперь во Франции – как в парламенте, так и на улицах – обсуждают вопрос о том, чтобы разрешить геям усыновлять детей. И хотя (по данным соцопросов) до 60% французов поддерживают легализацию однополых браков, лишь половина из них высказывается за то, чтобы разрешить таким семьям усыновлять детей.
А как быть с усыновлением детей из-за рубежа, в частности – из России? Этот вопрос актуален еще и потому, что Франция входит в пятерку стран, граждане которых активнее всего усыновляют детей из нашей страны. Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин отметил, что в нижней палате следят за обсуждением закона об однополых браках во Франции. По его словам, если закон в итоге будет принят, Россия может пересмотреть соглашение об усыновлении, которое действует между двумя странами.
Этот вопрос прокомментировал уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов. Он отметил, что усыновлять детей, по российскому законодательству, могут только семейные пары, и только в крайнем случае – одинокий гражданин. Что касается понятия семейной пары и отношения России к проблеме однополых браков, все это, по словам омбудсмена, прописано в основных российских законах.
"Позиция эта уже выражена в наших базовых законах – в Конституции и Семейном кодексе. Там прямо указано, что браком считается союз мужчины и женщины. Ничего другого у нас нет. Точка", – заявил Астахов в интервью "Российской газете".
По мнению Астахова, в этом вопросе все опирается и на общечеловеческие нормы, которые постепенно становятся международным правом. "Возьмите Конвенцию ООН о правах ребенка. Там сказано: ребенок имеет право на папу и маму. Нет у взрослых обязательного права на ребенка. А у ребенка право на маму и папу есть. А нам предлагают изменить модель этого мира, этих отношений", – отмечает уполномоченный.
Первой страной мира, в которой полностью легализовали однополые браки, стали Нидерланды. Там соответствующий закон приняли в 2001 году. Однополым парам здесь дали абсолютно равные права с гетеросексуальными семьями. Геям, вступившим в брак, разрешено усыновлять детей. До легализации однополых браков здесь действовал закон о зарегистрированных гражданских партнерствах. От полноценного брака такие союзы зачастую отличались только названием. Во многих европейских странах сейчас такие союзы. Впрочем, есть в Европе страны, где однополые союзы запрещены конституцией.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1025353