По большому счету, работодатель должен включать эти нормы в колдоговор или в трудовой, а если не внесены изменения, то следовательно и нет обязанности. А если даже работодателю выдадут предписание (контролирующие органы), порядок он определяет самостоятельно, на уровне субъекта федерации ни каких нормативных документов, устанавливающих минимальный размер компенсации не принималось.
другими словами работодатель вправе установить максимальный размер компенсации например в 6 000 рублей, или что-то вроде этого.
Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г.)
[FONT="]Размер компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно должен соответствовать предназначению данной компенсации, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.[/FONT]
[FONT="]Пример.[/FONT] С. обратился в суд с иском к ООО «Таттрансконтур» о взыскании расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, ссылаясь на то, что ответчик в нарушение требований трудового законодательства не компенсирует понесенные им расходы на оплату проезда.
В обоснование иска он указал, что в 2011 году ему был предоставлен отпуск, по возвращении из отпуска им представлены документы, подтверждающие фактически понесенные расходы в размере 18 487 рублей 20 копеек, однако до настоящего времени компенсация расходов на оплату проезда ответчиком не произведена.
Представитель ответчика иск не признал, суду пояснил, что в связи с отсутствием прибыли работодателем принято решение не оплачивать проезд работников предприятия к месту проведения отпуска и обратно. Кроме того, у истца отсутствует право на возмещение расходов на оплату проездных билетов для несовершеннолетнего ребенка.
Суд установил, что в период с 10 сентября 2011 года по 31 октября 2011 года истцу предоставлен оплачиваемый отпуск. Авансовый отчет с приложением документов о понесенных расходах переданы истцом работодателю 28 октября 2011 года.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями частей второй и восьмой статьи 325 ТК РФ, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-I, а также Положением о материальной помощи, социальных льготах, компенсациях и гарантиях работников обособленного подразделения ООО «Таттрансконтур» от 25 декабря 2009 года, из которого следует, что работодатель обязан один раз в два года компенсировать расходы работника, постоянно проживающего в районах Крайнего Севера, связанные с проездом и провозом багажа до 30 килограммов с учетом веса, бесплатно разрешенного к перевозке на транспорте, любым видом транспорта, в том числе легковым (кроме такси), к месту использования отпуска и обратно на территории Российской Федерации.
Согласно трудовому законодательству Положение о социальных гарантиях, компенсациях и гарантиях работников обособленного подразделения Общества в городе Муравленко является частью трудового договора каждого работника, что подтверждается трудовым договором между сторонами (пункт 3.5. трудового договора).
Судом установлено, что приказом от 18 февраля 2011 года №11-ко установлен размер компенсационных расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно на 2011 год, соответствующий размеру фактически понесенных расходов, но не более 15 000 рублей.
Из указанного приказа следует, что он был издан без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Приказ от 30 июня 2011 года №3, которым приказ от 18 февраля 2011 года №11-ко отменен, издан вопреки мнению первичной профсоюзной организации «Автомобилист».
В силу части 4 статьи 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьи 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
При таких обстоятельствах суд указал, что отмена гарантии по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно один раз в два года, а равно установление приказом работодателя фиксированного размера выплаты ниже фактически понесенных работником расходов ухудшает правовое положение истца и нарушает требования трудового законодательства.
Решением суда иск удовлетворен, с работодателя взыскана стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере фактически понесенных расходов.
Указанное решение суда первой инстанции полностью согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 9 февраля 2012 года №2-П по делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Труновой И.Г.
Апелляционной инстанцией решение суда оставлено без изменения
[FONT="] (по материалам обобщения судебной практики Суда Ямало-Ненецкого автономного округа).[/FONT]