что правовой базы никакой нет? В консультанте тысячи арбитражных дел, связанных с ТК РФ.
Ну вот по районного коэффициенту (близкое нам), ФСС пытается доказать, что РК должен быть 1,5, а предприятие доказывает, что в нефтянке на севере Хантов РК должен быть 1,7, а дело рассматривается по размерам больничных с применением РК
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2010 г. по делу N А75-10400/2009
резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.,
судей Комковой Н.М., Мартыновой С.А.,
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 27.11.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 17.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-10400/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МегионНефтеРемСервис" к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании ненормативного правового акта в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МегионНефтеРемСервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным решения от 01.09.2009 N 32 с/с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Фонд) в части непринятия к зачету сумм выплаченных пособий по временной нетрудоспособности с применением районного коэффициента 1,7.
Решением от 27.11.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Фондом проведена документальная выездная проверка Общества на предмет правомерности расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд за период деятельности с 01.01.2007 по 30.06.2009.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение 01.09.2009 N 32с/с "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", которым не приняты к зачету расходы в сумме 94 380,74 руб., Обществу предложено отразить указанные суммы в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда, а также представить уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН.
Общество, частично не согласившись с решением Фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов.
Основанием для непринятия спорных расходов явилась, по мнению Фонда, неправомерная выплата работникам Общества пособий по временной нетрудоспособности в большем размере, чем предусмотрено законодательством, а именно, при расчете пособия к окладам применен районный коэффициент 1,7 вместо 1,5.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что поскольку до настоящего времени Правительство Российской Федерации не установило размер районного коэффициента и порядок его применения для расчетов заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным ТК РФ продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего СССР в части, не противоречащей ТК РФ. Суды также указали, что поскольку заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1,7, то формирование расходной части средств Фонда на выплату социальных пособий должно производиться с применением данного коэффициента.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктов 2.1, 2.2 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 N 11, пункта 1 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 13.01.1995 N 5, статей 7, 10, 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее - Закон N 4520-1), статей 316, 423 ТК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216, полно и всесторонне оценив доводы Фонда и Общества, пришли к правильным выводам о правомерном исчислении Обществом пособий с учетом районного коэффициента 1,7 в связи с обоснованным применением постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области".
Довод кассационной жалобы относительно необходимости применения в спорных взаимоотношениях пункта 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РФСФР" (далее - Постановление N 162), судом кассационной инстанции не принимается. Как верно указано судами, данное постановление регулировало правоотношения в иной экономической ситуации при осуществлении государственного регулирования цен. Более того, Постановление N 162 действует в части, не противоречащей Закону N 4520-1, в котором отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 55 данного постановления.
Ссылка Фонда на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", судом кассационной инстанции не принимается, поскольку, как правильно указано судами, данное письмо не относится к нормативным правовым актам и носит информационный характер.
Суд кассационной инстанции не принимает ссылку Фонда на невозможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-ОЗ, поскольку суды при рассмотрении настоящего дела названным законом не руководствовались.
Поскольку доводы Фонда не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела путем представления совокупности допустимых доказательств, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования Общества.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.11.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10400/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.ЧАПАЕВА
Судьи
Н.М.КОМКОВА
С.А.МАРТЫНОВА
Здесь ФСС доначисляет взносы в фонд в связи с признанием гражданско-правового договора трудовым
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 г. N Ф03-3620/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: ООО "СП-Конструкция" - Бронич И.П., представитель по доверенности б/н от 20.09.2012;
от ГУ - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Буркова С.С., представитель по доверенности б/н от 29.12.2011;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СП-Конструкция"
на решение от 17.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012
по делу N А24-906/2012
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в апелляционном суде судьи: Алферова Н.В., Еремеева О.Ю., Гончарова А.В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "СП-Конструкция"
к государственному учреждению - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения N 278 н/с от 01.02.2012
Общество с ограниченной ответственностью "СП-Конструкция" (ОГРН 1024101022362, место нахождения: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Озерновская Коса, 11, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения N 278 н/с от 01.02.2012 государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012, место нахождения: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 18, далее - учреждение, фонд социального страхования).
Решением суда от 17.04.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их неправомерностью и признанием судами оспариваемого решения фонда социального страхования законным и обоснованным.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушена часть 4 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), из буквального толкования которой следует, что отношения сторон, возникшие из гражданско-правовых договоров, могут быть признаны трудовыми только по решению суда. В настоящем деле судебные решения о признании спорных гражданско-правовых договоров трудовыми договорами отсутствуют.
Кроме этого, заявитель жалобы считает, что учреждение в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не обосновало законность принятия оспариваемого решения и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклонили в полном объеме и просили принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, фондом социального страхования в результате проверки ООО "СП-Конструкция" по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании (далее - страховые взносы) и расходования этих средств за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 установлены факты неначисления обществом страховых взносов на выплаты по договорам подряда, являющимся фактически трудовыми.
Результаты данной проверки отражены в акте N 265 н/с от 20.12.2011, а 01.02.2012 вынесено решение N 278н/с, которым отказано в привлечении общества к ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, но указанным решением обществу предложено уплатить пени в размере 48,55 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество оспорило его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств и правильного применения норм материального права установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав выводы о том, что спорные договоры подряда фактически являлись трудовыми договорами. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды при разрешении спорных правоотношений обоснованно исходили из положений статей 1, 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), статей 431, 779, 780 Гражданского кодекса РФ, статей 16, 56, 57, 59 ТК РФ, а также правовой позицией, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Статья 20.1 устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (пункт 1).
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2).
В результате исследования и оценки судами обеих инстанций условий договоров подряда, представленных обществом, суды пришли к выводу о том, что фактически эти договоры имеют признаки срочного трудового договора, предусмотренные статьей 59 ТК РФ. По ним работник обязуется выполнить определенную работу по обусловленной трудовой функции, а общество - оплатить ее. Из предмета договоров видно, что по ним выполнялись работы определенного рода, носящие системный характер, а не разовые задания, договоры заключались с одними и теми же лицами регулярно.
Оплата труда по договорам гарантирована в определенной сумме, выплачивалась ежемесячно после подписания акта приема-передачи услуг независимо от объемов выполненных работ.
При этом, как указали суды, страховые взносы в фонд социального страхования с выплат по данным договорам не начислялись, что обществом не оспаривалось.
На основании изложенного обоснованными являются выводы обеих судебных инстанций о неправомерном неначислении обществом страховых взносов с сумм выплат по названным выше трудовым договорам, в связи с чем у учреждения имелись основания для вынесения решения, явившегося предметом проверки в судебном порядке.
Довод заявителя жалобы о том, что фонд социального страхования обязан был сначала признать в судебном порядке спорные договоры трудовыми, и лишь затем начислять страховые взносы на выплаты по данным договорам, во внимание судом кассационной инстанции не принимается, как ошибочный и противоречащий нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, часть четвертая статьи 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Указанные нормы права не содержат положения об обязанности учреждения признавать отдельно в судебном порядке гражданско-правовые договоры трудовыми и лишь затем доначислять к уплате страховые взносы по ним. Оценку таким договорам последнее дает при принятии решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности страхователя и о начислении к уплате страховых взносов на суммы выплат по спорным договорам и обосновывает свою позицию в суде при оспаривании принятого решения.
Учитывая, что доводы жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, а выводы судов сделаны на основе всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 АПК РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных обеими судебными инстанциями, поэтому жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 17.04.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А24-906/2012 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "СП-Конструкция" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.Н.ТРОФИМОВА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
И.С.ПАНЧЕНКО