ПРЕЗИДЕНТ подписал Федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 2010 года N 343-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ", который полностью меняет размер выплат при уходе в декретный отпуск ...
Статья 14 новой редакции закона 255-ФЗ содержит новое правило о расчетном периоде для целей расчета пособий.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Таким образом, расчетный период становится не просто 24 календарных месяца вместо 12 – он становится равным двум полным предшествующим календарным годам.
Следовательно, наступление нетрудоспособности в январе 2011 года и в декабре 2011 года будут оплачиваться по одному и тому же среднему заработку работника – за 2009-2010 годы. Любые изменения размера заработной платы – и снижение, и повышение – произошедшие в 2011 году, никак не повлияют на размер среднего заработка.
А если в расчетном периоде нет дохода?
Такое вполне может быть – принимаем на работу работника в январе 2011 года впервые, заводим ему трудовую книжку и в том же 2011 году работник уходит в отпуск по беременности и родам или на больничный. Может быть и так – работница (работник), у которого лежит на предприятии трудовая и идет страховой стаж, не выходя из отпуска по уходу за ребенком до трех лет, уходит в новый отпуск по беременности и родам. И в том, и в другом случае в расчетном периоде 2009-2010 годов у работника нет дохода.
Что же происходит по новым правилам?
Закон устанавливает два варианта выхода из данной ситуации.
Первое. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. То есть для ситуации «из декрета в декрет» можно 2009-2010 годы поменять на 2007-2008 годы. Или если полностью нет дохода только в 2010 году – на 2008-2009 годы.
Второе. В случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Эта «бомба» выглядит очень скромно - всего-навсего в пункте 3 статьи 14 закона 255-ФЗ, который посвящен расчету среднего заработка для определения сумм пособий, установлено, что средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период в два календарных года на 730.
В действовавшей ранее редакции закона 255-ФЗ – да, собственно, и до принятия закона 255-ФЗ – в расчетный период включались только календарные (когда-то ранее рабочие) дни, приходящиеся на отработанный период. Ведь люди не только работают – они болеют, ухаживают за больными детьми, увольняются, уходят в отпуск без содержания, уходят в обычный отпуск.
С точки зрения обычного отпуска справедливость налицо – обычные отпускные входят в расчетную базу для начисления взносов во внебюджетные фонды, а поэтому с тем фактом, что период обычного очередного отпуска и обычные «отпускные» входят в расчетную базу и расчетный период, согласиться можно.
Но вот за период больничных взносы во внебюджетные фонды не платятся. За тот период, когда человек не имел дохода в связи с поиском работы – тоже не платятся. Но по новым правилам все эти дни никак не влияют на расчет пособия – они автоматически включаются в дня для подсчета среднего заработка.
А самое главное – ситуацию невозможно изменить. Ведь в 2009 – 2010 годах люди уже болели, не работали, ухаживали за больными детьми. И «переиграть» это просто невозможно.
Такого радикального ухудшения положения застрахованных лиц в постсоветской истории еще не было.
Немного на примерах
Вообще, конечно, возникает интересный вопрос - а кто-нибудь, кроме бюджета, о чем мы уже писали, выиграет от новой системы?
Пожалуй, да, можно придумать такую модель. Скажем, в 2011 году будущая мама собирается в отпуск по беременности и родам. При этом в 2009 году она весь год работала и зарабатывала 25000 рублей в месяц, с 1 января 2010 года работу потеряла, а с 1 июля 2010 года снова устроилась на работу, но уже с зарплатой 8000 рублей в месяц.
Ее средний заработок за 2 года составит: 25000 х 12 + 8000 х 6 = 348000 рублей. По «правилу 730» средний заработок составит: 348000 : 730 = 476,71 рублей. Пособие за 140 дней составит: 476,71 х 140 = 66739,40 рублей. Если бы заработок по старой работе у нее не учитывался, пособие составило бы примерно 37000 рублей.
Следовательно, выигрывать будут однозначно те, кто поменял высокооплачиваемую работу на низкооплачиваемую.
А вот более реальная рабочая ситуация. Будущая мама, и
дущая в декрет в 2011 году, в 2009 году закончила вуз, трудоустроилась впервые с октября 2009 года. В 2009 году ее заработок был 4330 рублей, первые два месяца в 2010 году - 4330, затем с 1 марта 2010 года заработная плата была повышена до 8000 рублей, с 1 октября 2010 года в преддверии декрета человеку дали заработать и установили заработную плату 15000 рублей.
Итого за два года она заработала: 4330 х 5 + 8000 х 7 + 15000 х 3 = 122650 рублей.
Средний дневной заработок: 122650 : 730 = 168,01 рубль в день.
Следовательно, за 140 дней отпуска по беременности и родам она получит пособие 23521,4 рубль. Это - на грани МРОТ. А по правилам 2010 года она получила бы примерно 69000 рублей. Читая финансовая потеря - около 45000 рублей.
В 2011 году на совместителях решено сэкономить.
Закон содержит три варианта поведения совместителей после 1 января 2011 года.
Первый. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Еще раз подчеркнем – это случай, когда человек и в 2011 году, и в 2009-2010 годах работал у нескольких одних и тех же работодателей.
Второй. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Следовательно, для целей повышения размера пособия оперативно в 2011 году никого уже не получится принять на работу.
Третий. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
(Что при этом хотели сказать законодатели и что имели в виду - не очень понятно. Разберемся - расскажем.)
При этом застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Документы для назначения пособия
В связи с изменением расчетного периода для расчета пособий меняется документооборот, связанный с их назначением.
Для назначения пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам помимо больничного листа работником обязательно представляется справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).
Это очень важно! Это не 2-НДФЛ. Это особая справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В настоящее время это – Минздравсоцразвития РФ.
Конечно, такой формы еще нет.
Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
То есть если в справке Вы написали работнику больший доход, чем показали по базе ПФР – ущерб будет взыскан с Вас.
А как быть, если на руках у работника нет справки, а его бывший работодатель ликвидирован?
Это очень важно! В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
А если работник приносит справки позже?
Установлено правило и на такой случай:
«В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка."
То есть если справок нет – посчитаем из тех сведений, которые есть. А потом донесите и пересчитаем…
Получается, что только сам работник отвечает за свои справки о заработной плате для целей расчета больничных. Работодатель их требовать как безусловное условие найма не вправе.
На наш взгляд, вся эта система справок очень тяжеловесна и сильно удлиняет документооборот между страхователем и Фондом. Кроме того, очень усложняется – особенно с учетом изменений в законе 212-ФЗ – система и схема получения дотаций из Фонда на выплату пособий, особенно малым бизнесом. В конечном счете страдать будут, конечно, работники – но и работодатель тоже, вынужденный фактически выплачивать пособия из оборотных средств без дотации.
Справки за прошлые периоды
Получается, что при обращении работника, работавшего в 2009-2010 году и в отдельных случаях даже в 2007-2008 годах, за справкой о заработной плате – по новой, еще не утвержденной форме – эти справки надо будет выдавать, да в разрезе базы по закону 212-ФЗ. Установлено, что предельная величина базы для расчета пособий за любой год из периода до 1 января 2011 года составляет 415000 рублей (как в 2010 году).
Подлежат ли пособия пересчету?
Как обычно, в законе есть оговорка по продолжающимся случаям.
По страховым случаям, наступившим до 1 января 2011 года, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по новым правилам за период после 1 января 2011 года, если размер соответствующего пособия, исчисленный по новым правилам, превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по действовавшим ранее нормам.
Статья 14 новой редакции закона 255-ФЗ содержит новое правило о расчетном периоде для целей расчета пособий.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Таким образом, расчетный период становится не просто 24 календарных месяца вместо 12 – он становится равным двум полным предшествующим календарным годам.
Следовательно, наступление нетрудоспособности в январе 2011 года и в декабре 2011 года будут оплачиваться по одному и тому же среднему заработку работника – за 2009-2010 годы. Любые изменения размера заработной платы – и снижение, и повышение – произошедшие в 2011 году, никак не повлияют на размер среднего заработка.
А если в расчетном периоде нет дохода?
Такое вполне может быть – принимаем на работу работника в январе 2011 года впервые, заводим ему трудовую книжку и в том же 2011 году работник уходит в отпуск по беременности и родам или на больничный. Может быть и так – работница (работник), у которого лежит на предприятии трудовая и идет страховой стаж, не выходя из отпуска по уходу за ребенком до трех лет, уходит в новый отпуск по беременности и родам. И в том, и в другом случае в расчетном периоде 2009-2010 годов у работника нет дохода.
Что же происходит по новым правилам?
Закон устанавливает два варианта выхода из данной ситуации.
Первое. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. То есть для ситуации «из декрета в декрет» можно 2009-2010 годы поменять на 2007-2008 годы. Или если полностью нет дохода только в 2010 году – на 2008-2009 годы.
Второе. В случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Эта «бомба» выглядит очень скромно - всего-навсего в пункте 3 статьи 14 закона 255-ФЗ, который посвящен расчету среднего заработка для определения сумм пособий, установлено, что средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период в два календарных года на 730.
В действовавшей ранее редакции закона 255-ФЗ – да, собственно, и до принятия закона 255-ФЗ – в расчетный период включались только календарные (когда-то ранее рабочие) дни, приходящиеся на отработанный период. Ведь люди не только работают – они болеют, ухаживают за больными детьми, увольняются, уходят в отпуск без содержания, уходят в обычный отпуск.
С точки зрения обычного отпуска справедливость налицо – обычные отпускные входят в расчетную базу для начисления взносов во внебюджетные фонды, а поэтому с тем фактом, что период обычного очередного отпуска и обычные «отпускные» входят в расчетную базу и расчетный период, согласиться можно.
Но вот за период больничных взносы во внебюджетные фонды не платятся. За тот период, когда человек не имел дохода в связи с поиском работы – тоже не платятся. Но по новым правилам все эти дни никак не влияют на расчет пособия – они автоматически включаются в дня для подсчета среднего заработка.
А самое главное – ситуацию невозможно изменить. Ведь в 2009 – 2010 годах люди уже болели, не работали, ухаживали за больными детьми. И «переиграть» это просто невозможно.
Такого радикального ухудшения положения застрахованных лиц в постсоветской истории еще не было.
Немного на примерах
Вообще, конечно, возникает интересный вопрос - а кто-нибудь, кроме бюджета, о чем мы уже писали, выиграет от новой системы?
Пожалуй, да, можно придумать такую модель. Скажем, в 2011 году будущая мама собирается в отпуск по беременности и родам. При этом в 2009 году она весь год работала и зарабатывала 25000 рублей в месяц, с 1 января 2010 года работу потеряла, а с 1 июля 2010 года снова устроилась на работу, но уже с зарплатой 8000 рублей в месяц.
Ее средний заработок за 2 года составит: 25000 х 12 + 8000 х 6 = 348000 рублей. По «правилу 730» средний заработок составит: 348000 : 730 = 476,71 рублей. Пособие за 140 дней составит: 476,71 х 140 = 66739,40 рублей. Если бы заработок по старой работе у нее не учитывался, пособие составило бы примерно 37000 рублей.
Следовательно, выигрывать будут однозначно те, кто поменял высокооплачиваемую работу на низкооплачиваемую.
А вот более реальная рабочая ситуация. Будущая мама, и
дущая в декрет в 2011 году, в 2009 году закончила вуз, трудоустроилась впервые с октября 2009 года. В 2009 году ее заработок был 4330 рублей, первые два месяца в 2010 году - 4330, затем с 1 марта 2010 года заработная плата была повышена до 8000 рублей, с 1 октября 2010 года в преддверии декрета человеку дали заработать и установили заработную плату 15000 рублей.
Итого за два года она заработала: 4330 х 5 + 8000 х 7 + 15000 х 3 = 122650 рублей.
Средний дневной заработок: 122650 : 730 = 168,01 рубль в день.
Следовательно, за 140 дней отпуска по беременности и родам она получит пособие 23521,4 рубль. Это - на грани МРОТ. А по правилам 2010 года она получила бы примерно 69000 рублей. Читая финансовая потеря - около 45000 рублей.
В 2011 году на совместителях решено сэкономить.
Закон содержит три варианта поведения совместителей после 1 января 2011 года.
Первый. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Еще раз подчеркнем – это случай, когда человек и в 2011 году, и в 2009-2010 годах работал у нескольких одних и тех же работодателей.
Второй. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Следовательно, для целей повышения размера пособия оперативно в 2011 году никого уже не получится принять на работу.
Третий. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
(Что при этом хотели сказать законодатели и что имели в виду - не очень понятно. Разберемся - расскажем.)
При этом застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Документы для назначения пособия
В связи с изменением расчетного периода для расчета пособий меняется документооборот, связанный с их назначением.
Для назначения пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам помимо больничного листа работником обязательно представляется справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).
Это очень важно! Это не 2-НДФЛ. Это особая справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В настоящее время это – Минздравсоцразвития РФ.
Конечно, такой формы еще нет.
Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
То есть если в справке Вы написали работнику больший доход, чем показали по базе ПФР – ущерб будет взыскан с Вас.
А как быть, если на руках у работника нет справки, а его бывший работодатель ликвидирован?
Это очень важно! В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
А если работник приносит справки позже?
Установлено правило и на такой случай:
«В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка."
То есть если справок нет – посчитаем из тех сведений, которые есть. А потом донесите и пересчитаем…
Получается, что только сам работник отвечает за свои справки о заработной плате для целей расчета больничных. Работодатель их требовать как безусловное условие найма не вправе.
На наш взгляд, вся эта система справок очень тяжеловесна и сильно удлиняет документооборот между страхователем и Фондом. Кроме того, очень усложняется – особенно с учетом изменений в законе 212-ФЗ – система и схема получения дотаций из Фонда на выплату пособий, особенно малым бизнесом. В конечном счете страдать будут, конечно, работники – но и работодатель тоже, вынужденный фактически выплачивать пособия из оборотных средств без дотации.
Справки за прошлые периоды
Получается, что при обращении работника, работавшего в 2009-2010 году и в отдельных случаях даже в 2007-2008 годах, за справкой о заработной плате – по новой, еще не утвержденной форме – эти справки надо будет выдавать, да в разрезе базы по закону 212-ФЗ. Установлено, что предельная величина базы для расчета пособий за любой год из периода до 1 января 2011 года составляет 415000 рублей (как в 2010 году).
Подлежат ли пособия пересчету?
Как обычно, в законе есть оговорка по продолжающимся случаям.
По страховым случаям, наступившим до 1 января 2011 года, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по новым правилам за период после 1 января 2011 года, если размер соответствующего пособия, исчисленный по новым правилам, превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по действовавшим ранее нормам.