Госдума подготовила целый ряд поправок, серьезно ужесточающих наказание за пьянство за рулем, превышение скорости, а также за повторное нарушение ПДД, предлагается вернуть балльную систему для водителей. Почти все главные постулаты документа уже сформулированы и согласованы, но пока неясно, появится ли допустимая норма алкоголя в 0,2 промилле.
Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков в четверг рассказал, как проходит обсуждение готовящегося законопроекта, который резко ужесточит ответственность за ряд нарушений ПДД, прежде всего за езду в пьяном виде. Парламентарий пообещал, что текст документа будет окончательно готов в пятницу вечером, а его принятие должно состояться в течение полутора месяцев.
За езду в пьяном виде или отказ от медосвидетельствования депутаты хотят наказывать штрафом в 50 тыс. рублей и лишением водительских прав на 3 года (сейчас за это предусмотрено только лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет). Для водителей, которые в нетрезвом состоянии садятся за руль, уже будучи лишенными прав, предусматривается введение уголовной ответственности с лишением свободы на срок до 3 лет. «Нынешняя норма — арест на срок 15 суток — не работает, у нее нулевая эффективность. Когда ее принимали, казалось, что это очень строгое наказание, но пьяные водители не боятся», — считает Лысаков. От предлагавшейся градации наказания в зависимости от степени опьянения депутаты решили отказаться.
Если же нетрезвый водитель устроит ДТП, в котором погибнет человек, то благодаря поправкам в ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) нарушителю после принятия законопроекта будет грозить до 10 лет лишения свободы (сейчас — до 7), а если жертв будет от двух и более — до 20 лет колонии (сейчас – до 9). Кроме того, в первом случае виновника аварии предлагается лишать прав на 10 лет после отбытия наказания в тюрьме, а во втором — пожизненно.
Резко возрастут штрафы и за остальные нарушения ПДД: минимальное наказание поднимут со 100 до 500 рублей, а максимальное — с 5 тыс. до 50 тыс. рублей. Резко возрастет ответственность для людей, которые садятся за руль, еще не имея водительских прав: штраф за это поднимут с 2,5 тыс. до 30 тыс. рублей.
Многократно возрастут штрафы за превышение скорости. Кроме того, законопроект существенно видоизменяет саму классификацию подобных нарушений. Сейчас Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) за превышение установленной скорости на 10–20 км/ч наказывает штрафом в 100 рублей или предупреждением, на 20–40 км/ч — штрафом в 300 рублей, на 40–60 км/ч — от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, на более чем 60 км/ч — штраф 2–2,5 тыс. рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
«Мы предлагаем за превышение скорости на величину не менее 10, но не более 40 км/ч штрафовать на 500 рублей», — отметил Лысаков. За превышение разрешенной скорости на 40–60 км/ч будут, как и сейчас, штрафовать на 1–1,5 тыс. рублей, а на 60–80 км/ч — 2–2,5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. За превышение скорости на 80 км/ч и более будут карать штрафом в 5 тыс. рублей или лишением прав на полгода.
Повторное нарушение скоростного режима будет караться уже двойными штрафами. Если повторное превышение скорости на 60–80 км/ч и более зафиксирует видеокамера, то нарушителя оштрафуют на 10 тыс. рублей.
Депутаты также впервые предложили соединить вместе штраф и административный арест, а также штраф и лишение прав. Ранее это наказание применялось по отдельности.
Лысаков рассказал, что в КоАП вводится новый пункт 12.38, по которому карать будут за систематическое нарушение ПДД. Введут балльную систему, которая практиковалась еще во времена СССР. За каждое нарушение будут начислять баллы, при достижении определенной суммы водителя автоматически лишат прав. Рубеж будет установлен на отметке 150 баллов. Минимальный штраф в 500 рублей будет соответствовать 5 баллам, а максимальный, в 50 тыс. рублей — 50 баллам. Таким образом, чтобы лишиться прав на 1 год, водителю достаточно 30 раз превысить скорость на 10–40 км/ч. «Виновники самых страшных трагедий — водители, за спиной которых десятки штрафов, как оплаченных, так и неоплаченных. Задача — остановить этих людей в начале пути или как минимум в середине, чтобы не довести до трагедии», — пояснил депутат.
За непристегнутый ремень безопасности предлагается штрафовать на 1000 рублей (сейчас — 500 рублей), за неиспользование детского кресла — на 3 тыс. рублей (сейчас — 500 рублей).
Главным неурегулированным вопросом остается возвращение в КоАП допустимой нормы алкоголя в крови. За введение порога в 0,2 промилле активно выступают сам Лысаков, а также ряд его коллег по Госдуме, известные врачи — токсикологи, наркологи, фармакологи (Лысаков привел имена многих авторитетных специалистов, выступающих в поддержку его инициативы), Минтранс и МВД. «Мы не предлагаем отменить сухой закон для водителей, мы предлагаем его ужесточить, но он должен стать справедливым, — пояснил свою позицию Лысаков. — Сейчас ввиду нулевых критериев сухой закон не является справедливым, и мы иногда наказываем людей, которые не употребляли алкоголь». Он привел в пример историю одного хирурга, который, спеша на операцию, отправился в больницу на автомобиле, приложив к десне вату, смоченную в растворе календулы. Доктора остановили, и экспресс-анализ показал во выдыхаемом им воздухе небольшое содержание алкоголя. В итоге врача лишили прав на полтора года. «Ну и кто от этого выиграл?», — задал риторический вопрос депутат. По его словам, подобный порог применяется в известных строгостью своих законов скандинавских странах, в других европейских государствах допустимая норма еще выше. Кроме того, допустимая норма в крови водителей регламентируется Венской конвенцией, которую приняла и Россия.
Против возвращения нормы выступает премьер-министр Дмитрий Медведев (который и стал инициатором ее отмены в 2010 году), а также ряд других высокопоставленных членов правительства. По словам Лысакова, ему пока не удалось убедить в своей правоте премьера, но тот может изменить свою позицию, если ему представят убедительные доказательства. По всей видимости, депутаты все-таки внесут допустимую норму в законопроект, после чего будут стараться убедить правительство ее сохранить.
Также Лысаков не обошел вниманием проблему взяточничества сотрудников ГИБДД. Депутат подчеркнул, что в готовящемся законопроекте на этот счет не будет принято никаких поправок, но, по его мнению, сотрудников ГИБДД стоит строго наказывать за использование личного алкотестера, а также за излишнее количество наличных денег во время дежурства. «Если у инспектора в наличии есть алкотестер, личный, — немедленное увольнение с работы, — сказал Лысаков. — Если в кармане у него больше определенной суммы (депутат предлагает порог в 2 тыс. рублей. — «Газета.Ru») — немедленное увольнение». Подобные акты, по его мнению, могли бы быть введены внутренними инструкциями МВД.
По словам депутата, в пятницу вечером текст документ будет окончательно выработан, после чего он будет отправлен в правительство и Верховный суд, которым предстоит дать на него свой отзыв. Затем его внесут в профильный думский комитет. «Мы рассчитываем примерно через полтора месяца уже выйти на голосование», — заявил депутат, отметив, что процедура согласования обычного законопроекта занимает больше времени.
(с)