последняя новость по росгосстраху
Больше я там страховать ни буду
http://ura.ru/content/svrd/25-06-2013/articles/1036259816.html
---------- Добавлено в 19:27 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 19:27 ----------
Старейшая страховая компания России, проработавшая на рынке 90 лет, может не встретить очередной юбилей. «Росгосстрах» не в состоянии больше «переваривать» убытки по автогражданке и идет на хитрости, чтобы сократить число клиентов. Третья по величине российская сеть после Сбербанка и Почты России отправляет людей, пришедших за компенсацией по ДТП, за «тридевять земель». Система прямого возмещения убытков, которая запускалась в России ради удобства граждан, в исполнении РГС хоть и соответствует нормам закона, но похожа на издевательство. Для чего крупнейший страховщик ввел новую «географию обслуживания», как на это отреагировали конкуренты и почему вы больше не нужны страховщикам — в материале «URA.Ru».
Росгосстрах первым в России придумал, как, не нарушая закона, исполнять его реже
Убийственная новость для автовладельцев от великана страхового рынка — на прошлой неделе компания «Росгосстрах» перенесла центры урегулирования убытков по ОСАГО в небольшие города и сельские поселения. Если вы не являетесь клиентом РГС, но ваша машина пострадала в ДТП, где виновником выступил клиент РГС (по закону, владелец полиса ОСАГО может обратиться за выплатой как в свою, так в чужую страховую компанию), то ваше заявление может быть принято только в единственном офисе на весь регион.
Проблема в том, что новые центры находятся на расстоянии около 300 километров от столиц уральских субъектов. Так, в Свердловской области центр урегулирования убытков (ЦУП) расположен в Каменске-Уральском (109 км от Екатеринбурга), челябинцам придется ехать в Златоуст (138 км), в ХМАО — центр перенесен в Сургут (301 км от Ханты-Мансийска), в Тюменской области автолюбителей ждут в Ишиме (289 км от Тюмени), для ямальской автономии выбран Тарко Сале (560 километров от Салехарда), а в Курганской области — город районного подчинения Макушино (150 км от Кургана). По сравнению с Дальним Востоком, где расстояния достигают 1 тыс. километров, на Урале все не так и плохо.
Форумы и социальные сети взорвались — граждане, которые уже столкнулись с нововведением, рассыпают проклятия, пытаются понять, куда теперь отправлять документы и за что им такое наказание. Основной посыл большинства таких сообщений можно свести к формулировке, использованной одним из пользователей: «РГС жжет. Они лучшие на рынке по созданию эксклюзивных проблем».
Представители других страховых компаний, опрошенных «URA.Ru», комментировать ноу-хау конкурентов не торопятся, однако в неофициальных беседах заявляют, что им нововведения не нравятся. «Здесь есть одно серьезное противоречие закону о прямом урегулировании убытков: он гарантирует, что человек может обратиться за выплатой как в свою, так в чужую страховую компанию. Но инициатива РГС, по сути, лишает человека такого выбора. Какой человек поедет за тридевять земель? Тем более что сдать весь пакет документов с первого раза не всегда получается, и иногда людям приходится приезжать по пять раз. Формально выходит, что автовладельца лишили выбора. А во-вторых, нужно понимать, что для РГС удобство пострадавших в ДТП находится на последнем месте в списке приоритетов. Кроме того, пока непонятно, как нам выстраивать отношения с РГС. Тоже ограничить права их клиентов? Сложно прогнозировать, как будет соблюден этот баланс, но вероятно, что у страховщиков будет увеличиваться количество регрессных исков», — говорит представитель югорского отделения одной из федеральных страховых компаний.
Директор филиала «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточиков утверждает, что все претензии к компании безосновательны. «В законе сказано только, что в регионе должен быть центр. Где он будет находиться — неважно. Кто сказал, что непременно в региональном центре? Для жителя Ивделя неважно куда ехать — в Каменск-Уральский или Екатеринбург, — говорит г-н Каточиков. — Географию мы меняли, чтобы отдать предпочтение своим клиентам, людям, которые принесли деньги в компанию. И простимулировать чужих клиентов обращаться к своему страховщику, чтобы не делать его работу. Это несправедливая ситуация: РГС третья по размеру сеть после Сбербанка и Почты России, и другие страховщики этим пользуются. Мы делаем всю работу за них, берем на себя организационные расходы, а они только получают профит».
По словам страховщика, ему известны случаи, когда конкуренты намеренно отправляли своих клиентов в РГС, особенно, если речь идет о крупных суммах выплат. «Небольшой ущерб они выплачивают сами, а вот с десятками тысяч рублей отправляют к нам. Проблема в том, что система взаиморасчетов между страховщиками несовершенна. За чужого клиента мы получаем не столько, сколько потратили на выплату, а установленную сумму за количество инцидентов. То есть если мы по суду выплатили 120 тыс. ущерба, обратно получим в шесть раз меньше», — говорит Каточиков.
Руководитель Российского союза автостраховщиков по УрФО Вячеслав Тарасов поясняет, что такая норма действительно существует. По решению президиума РСА стоимость одного события составляет 22 тыс. 700 рублей. «По системе взаимных платежей (РСА-клиринг) утверждена фиксированная ставка, которую компании используют для взаиморасчетов. Но средняя цена ущерба на уральском рынке 30 тыс. рублей, поэтому говорить о том, что на каждой выплате компания теряет деньги — неправильно. Тем более что ущерб может составлять тысяч десять, а возмещение все равно будет 22 тыс.», — объясняет г-н Тарасов.
По его мнению, РГС сам создает себе трудности, затягивая период выплат. В результате люди подают иски и отсуживают «по полной программе». В судах в размер компенсации, как правило «зашивают» услуги адвоката по 5-10 тыс. рублей, судебные издержки, дополнительные экспертизы, в результате чего общая сумма может вырасти в несколько раз.
Большинство опрошенных экспертов считают, что глобальная причина, которая заставила РГС пойти на непопулярную меру — попытка сократить долю ОСАГО в портфеле компании. Убыточность по автогражданке сегодня зашкаливает. Общая цифра по рынку, с которой соглашаются все участники, почти более 100% убыточности. В Челябинской и Курганской областях, по некоторым оценкам, она достигает 115-120%.
Так, по официальным данным Федеральной службы по финансовым рынкам, по итогам 1 квартала 2013 года в Свердловской области при сборах по рынку в размере 671,7 млн рублей, выплаты составили 636 млн. По итогам аналогичного периода прошлого года, эта разница составляла 993 млн рублей. Но при этом большинство игроков заканчивали «с плюсом». В этом же году в минус сработали и «Ингосстрах» (36,2 млн), и «Северная казна» (4,3 млн рублей). РГС же по официальной статистике заработал 28 млн рублей. Но в реальности (если оценивать выплаты, совершенные на основании судебных решений) только на Среднем Урале в первые три месяца года РГС получила ущерб 39,5 млн рублей.
Чуть получше ситуация складывается и в Челябинской области. При сборах 544,8 млн рублей по рынку, выплат было совершено на 622 млн. То есть чистые потери — 77 млн рублей. Официальный убыток РГС — 44,2 млн рублей, в реальности — 133,5 млн. Чистый убыток по ОСАГО «Южурал—Аско» 10,9 млн, прибыль «Альфа-страхования» — 3,8 млн рублей, хотя не исключено, что в реальности компания также «закончила с минусом».
В Курганской области в первые три месяца объем рынка ОСАГО оценивался в 105 млн рублей, при объемы выплат 88,8 млн. «Официальный» убыток «Ингосстрах» по версии ФСФР — 5 млн., но по факту 9,2 млн. Дельта РГС — 10,6 млн, но после исполнения судебных решений — 171 тыс. рублей.
Относительно стабильно выглядит только Тюменская область, где компании собрали в совокупности в 1 квартале 1 млрд 57 млн рублей, а выплатили 610,8 млн. Лидер роста опять же РГС, дельта которого достигает 161 млн рублей. На втором месте «Югория» со сборами 137,3 млн рублей и выплатами — 92,6 млн. Разница — 44,3 млн рублей. Если вычесть из денег, поступающих по ОСАГО 4,5 в виде взноса в РСА и 20% на ведение дела, то окажется, что рынок не так уж и велик. Дельта всех компаний сокращается до 187 млн рублей, и, вероятно, пойдет на выплаты будущих периодов.
И что делать с этой убыточностью — не знает никто. Представитель СК «Югория» говорит, что в таких условиях страховой бизнес сложно назвать бизнесом. Но худшее еще впереди. Эксперт напоминает «URA.Ru», что в ближайшее время в силу должны вступить поправки к закону об автогражданке, которые увеличивают выплаты до 400 тыс. рублей только за «железо» (автомобиль). Вадим Каточиков согласен с экспертом и говорит, что заниматься страхованием в таких условиях стало просто не выгодно. «Мы не то что прибыли не видим, мы не понимаем, как бороться с такими расходами и вынуждены сокращать свое присутствие на рынке», — говорит он.
Но легальных способов отказывать клиентам в заключении новых договоров у компаний нет: ОСАГО — это публичный договор, и ни один страховщик не может выставить человека за дверь без видимых оснований. Три самых популярных способа, которые могут дать такую возможность и при этом не будут трактоваться как нарушение Гражданского кодекса: отказ по причине отсутствия бланков («подойдите, пожалуйста, позже, так как у нас временно нет бланков»), сокращение времени работы точек продаж полисов и отмена вознаграждений агентов, чтобы им невыгодно было продвигать услугу. Инициатива РГС тоже может быть отнесена к таким ухищрениям, но при этом, полностью остается в рамках закона.
Существование тренда по искусственному снижению продаж ОСАГО на уральском рынке подтверждает инцидент двухнедельной давности: региональное отделение ФСФР в УрФО заявило о растущем числе обращений граждан, сообщающих о массовых отказах участников рынка на заключение новых договоров. Регулятор рекомендовал людям фиксировать отказы (в письменном виде или на видео) и обращаться в суд. Однако это вряд ли поможет быстро исправить ситуацию. Поскольку нежелание игроков наращивать долю портфелей автострахования связано с системными проблемами. Не исключено, что вслед за РГС о новой географии объявят и другие федеральные страховые компании.