Не знаю был этот документ здесь или нет. Но как говориться вот. Чудесное чтиво между прочем. Так и хочется сказать "А минздрав ведь предупреждал". Короче можно было все избежать.
Зарегистрировано в Минюсте России 17 февраля 2015 г. N 36075
------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 81
ОБ УСИЛЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИКУ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве на территории Российской Федерации продолжает оставаться напряженной.
За последнее время, в период с 2009 года по 2014 год, в Российской Федерации зарегистрировано 40 случаев заболеваний людей сибирской язвой, что на 43% превысило количество случаев заболеваний за предыдущие пять лет, из них в 2009 году - 1 случай, в 2010 году - 22 случая, в 2011 году - 4 случая, в 2012 году - 12 случаев, в 2013 году - 2 случая; за 10 мес. 2014 года - 7 случаев. Два случая заболеваний людей сибирской язвой в 2010 и 2012 году закончились летальным исходом.
Заболевания сибирской язвой людей регистрировались в 3 федеральных округах Российской Федерации: в том числе в 4 субъектах Северо-Кавказского федерального округа - 20 случаев (Республика Дагестан - 14 случаев, или 70% всех случаев заболеваний, зарегистрированных в округе; Чеченская Республика - 3 случая, или 15%; Ставропольский край - 2 случая, или 10%; Республика Северная Осетия - Алания - 1 случай, или 5%); в 3 субъектах Южного федерального округа - 9 случаев (Краснодарский край и Волгоградская область - по 4 случая, или по 44,4%; Ростовская область - 1 случай, или 11,1%); в 2 субъектах Сибирского федерального округа - 11 случаев (Омская область - 6 случаев, Алтайский край - 5 случаев).
Причинами заболевания явились непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными при проведении вынужденного убоя без уведомления ветеринарных специалистов, при разделке туш и захоронении трупов животных, павших от сибирской язвы, при кулинарной обработке инфицированного мяса, при уходе за больными животными или при торговле мясом на рынке.
Инфицирование людей происходило от животных, которые были заражены во время выпаса в зоне, где ранее отмечался падеж животных от сибирской язвы, а также от кормов, заготавливаемых на этих территориях. Все заболевшие животные не были привиты против сибирской язвы.
При расследовании очагов сибирской язвы в личных подсобных хозяйствах был выявлен неучтенный скот.
Крупный рогатый скот является основным источником заболевания сибирской язвой для людей.
У заболевших сибирской язвой людей регистрировалась в основном кожная форма сибирской язвы, в 48% случаев легкое и 42% - среднетяжелое клиническое течение.
Летальность от сибирской язвы обусловлена поздним обращением за медицинской помощью. Фактором риска эпизоотологического неблагополучия по сибирской язве продолжают оставаться сибиреязвенные скотомогильники, состояние многих из которых не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с Кадастром стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации в России насчитывается более 35 тысяч стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, в которых учтено около 8 тысяч сибиреязвенных скотомогильников. Кроме этого, существует вероятность наличия значительного количества неучтенных скотомогильников.
Проведенный анализ состояния сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации показал, что только 52% сибиреязвенных скотомогильников имеют ветеринарно-санитарные карточки, из них: в Южном федеральном округе - 94,1%, Приволжском - 91,4%, Северо-Кавказском - 83,8%, Центральном - 35,1%, Сибирском - 31,7%, Дальневосточном - 31,4% и Уральском - 9,65%.
Соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям 37,03% сибиреязвенных скотомогильников. Из них в Северо-Кавказском федеральном округе - 69,9%, в Приволжском - 67,1%, Северо-Западном - 59,8%), Южном - 50,9%, Сибирском - 25,2%, Центральном - 21,9%, Дальневосточном - 20,7%, Уральском - 7,53%.
В Российской Федерации 31,2% сибиреязвенных скотомогильников находятся в собственности юридических лиц. В Северо-Кавказском федеральном округе в собственности юридических лиц находятся - 90,7% сибиреязвенных скотомогильников, в Дальневосточном - 87,3%, Северо-Западном - 68,2%, Южном - 42,1%, Приволжском - 37,8%, Сибирском - 37,4%, Центральном - 17,6%, Уральском - 6,46%.
Удельный вес сибиреязвенных скотомогильников, у которых определены географические координаты границ, в том числе с использованием GPS-навигационной системы, составляет 39,3%, из них в Южном федеральном округе - 94,1%, в Северо-Кавказском - 83,9%, Приволжском - 70,5%, Северо-Западном - 50,7%, Сибирском - 25,6%, Дальневосточном - 24,2%, Центральном - 21,8% и Уральском - 8,15%.
Особую угрозу представляют скотомогильники, которые попадают в зону прохождения паводковых вод. Так, по данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, весной 2014 года на территории 7 субъектов Российской Федерации (республиках Бурятия, Крым и Саха (Якутия), Ставропольском и Хабаровском краях, Ивановской и Нижегородской областях) имелось 66 сибиреязвенных скотомогильников и захоронений, попадающих в зону затопления в период прохождения паводковых вод.
В последние годы отмечается сокращение объемов плановой иммунизации контингентов, входящих в группу риска, на территориях, имеющих зоонозные очаги в республиках Калмыкия, Татарстан, Адыгея и Дагестан, Краснодарском и Забайкальском краях, Волгоградской, Самарской и Омской областях.
Не проводится иммунизация в Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике и Чеченской Республике, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.
За пятилетний период в России зарегистрировано 182 случая заболеваний и 18 случаев падежа сельскохозяйственных животных в 22 неблагополучных пунктах на территории 14 субъектов Российской Федерации.
Заболевания сельскохозяйственных животных сибирской язвой обусловлены неполным охватом вакцинацией поголовья, подлежащего иммунизации, выпасом скота на территориях санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, в местах несанкционированных захоронений павших животных. Вместе с тем, в субъектах Российской Федерации не проводится поголовный учет домашних животных.
Эпизоотии сибирской язвы среди сельскохозяйственных и диких животных ежегодно регистрировались в странах Азии, Африки и Южной Америки, зачастую приводя к масштабным вспышкам среди людей. В последние годы в Западной Европе имели место случаи инъекционной формы сибирской язвы среди наркоманов, употреблявших внутривенно героин, контаминированный спорами возбудителя сибирской язвы.
Неблагополучная эпизоотологическая ситуация по сибирской язве в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья продолжает создавать угрозу завоза больных животных, сырья и продуктов животноводства, содержащих споры возбудителя сибирской язвы, на территорию Российской Федерации.
В целях обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 50, ст. 7329; 2012, N 24, ст. 3069, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4079, N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377); ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6599; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7589; 2013, N 19, ст. 2331, N 27, ст. 3477) и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56, зарегистрированным в Минюсте России 17.06.2010, регистрационный N 17577) постановляю:
1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации, в том числе по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройству; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; об ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.
1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сибирской язвы в субъектах Российской Федерации.
1.3. Совместно с федеральными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, обеспечить ведение учета сибиреязвенных скотомогильников, мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, биотермических ям с определением их географических координат и хозяйственной принадлежности.
1.4. Организовать обустройство сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил.
1.5. Принять меры по запрещению несанкционированной продажи мяса и продуктов животного происхождения в неустановленных для торговли точках в соответствии с действующим законодательством.
2. Руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор, рекомендовать:
2.1. Принять необходимые меры для поголовной регистрации сельскохозяйственных животных и вакцинации против сибирской язвы скота общественного и частного секторов.
2.2. Оценить ветеринарно-санитарное состояние всех сибиреязвенных скотомогильников, прочих известных захоронений павших от сибирской язвы животных и представить предложения главам администраций субъектов Российской Федерации по их обустройству.
2.3. Усилить контроль за реализацией продовольственного мясного сырья на рынках муниципальных образований.
2.4. Обеспечить утилизацию животных, павших от сибирской язвы, сжиганием трупов.
2.5. Обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий в местах содержания, падежа, вынужденного убоя больных сибирской язвой животных, сжигания трупов павших животных с последующим бактериологическим контролем эффективности дезинфекции.
2.6. Информировать о случаях регистрации сибирской язвы у животных в субъекте Российской Федерации управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать принять меры по:
3.1. Обеспечению готовности медицинских организаций к приему больных сибирской язвой, своевременностью их выявления и госпитализации.
3.2. Обучению медицинского персонала и сотрудников клинических лабораторий по вопросам диагностики, клиники и профилактики сибирской язвы.
4. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья совместно с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации рекомендовать:
4.1. Определить контингент лиц, подлежащих вакцинации против сибирской язвы, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56, зарегистрированным в Минюсте России 17.06.2010, регистрационный N 17577).
4.2. Организовать подготовку специалистов медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы.
5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить:
5.1. Организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.
5.2. Контроль за соблюдением санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников.
5.3. Контроль за проведением иммунизации лиц, подлежащих вакцинации против сибирской язвы.
5.4. Проведение ежегодных семинаров для специалистов территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, диагностики и профилактики сибирской язвы.
5.5. Организацию проведения в средствах массовой информации разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики сибирской язвы.
5.6. Взаимодействие с референс-центром по мониторингу за возбудителем сибирской язвы, созданным на базе ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям.
6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить взаимодействие с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, при:
6.1. Проведении анализа состояния профилактической работы по сибирской язве в субъектах Российской Федерации по организации учета сельскохозяйственных животных и их иммунизации против сибирской язвы; организации учета существующих сибиреязвенных скотомогильников и их благоустройстве; отработке схемы организации противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очагов; оценке ответственности юридических лиц, деятельность которых связана с переработкой продуктов животноводства, при приеме сырья сомнительного качества из частных хозяйств.
6.2. Вынесении на заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в субъектах Российской Федерации вопросов об усилении мер по профилактике сибирской язвы.
6.3. Получении информации об эпизоотической и эпидемиологической ситуации в рамках сотрудничества на приграничных территориях.
6.4. Внесении коррективов в Комплексные планы по санитарной охране территории в субъектах Российской Федерации по вопросам организации и проведения противоэпидемических мероприятий по сибирской язве.
7. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Роспотребнадзора - центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, директорам противочумных учреждений Роспотребнадзора:
7.1. Обеспечить готовность к проведению лабораторной диагностики сибирской язвы.
7.2. Обеспечить передачу выделенных штаммов сибиреязвенного микроба в Референс-центр по мониторингу за возбудителем сибирской язвы в установленном порядке. <*>
--------------------------------
<*> Приказ Роспотребнадзора от 17 марта 2008 г. N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 31.03.2008 N 01/3065-АБ).
8. Директору ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора обеспечить:
8.1. Оказание консультативно-методической и практической помощи учреждениям Роспотребнадзора и здравоохранения по вопросам лабораторной диагностики и эпидемиологического расследования случаев сибирской язвы среди людей.
8.2. Проведение окончательной идентификации и типирования штаммов, выделенных на территории Российской Федерации, в том числе с использованием современных молекулярных методов исследования.
8.3. Проведение ежегодного анализа, подготовку прогноза эпидемиологической ситуации по сибирской язве.
9. Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации взять на контроль производство сибиреязвенной вакцины в необходимых объемах.
10. Директору ФГУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Роспотребнадзора обеспечить взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при ведении, издании и направлении в субъекты Российской Федерации Кадастра стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов в Российской Федерации.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.
А.Ю.ПОПОВА