В соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение по вопросу стоимости воздушных перевозок по маршрутам Москва - Салехард, Томск и, в пределах своей компетенции, сообщает.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов не являются сферой деятельности, относящейся к естественным монополиям, соответственно, размер тарифов на воздушные перевозки не подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 5 статьи 64 Воздушного Кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками.
Рост тарифов воздушных перевозок обусловлен экономическими факторами, наличием пассажиропотока, лизинговыми платежами, стоимостью авиационного топлива и др.
Топливный фактор имеет особо важное значение, так как расходы на горючее занимают около 28% от операционных расходов в структуре отрасли. При этом стоимость топлива в Российской Федерации выросла с начала года на 14,7 %.
Стоит отметить, что большая часть воздушных судов и обслуживающей техники приобретается организациями, осуществляющими внутрироссийские
авиационные сообщения, в лизинг. В основном договоры лизинга номинированы в валюте. В этой связи финансовая нагрузка на авиакомпании с конца 2014 года по оплате лизинговых платежей в рублях возросла более чем в два раза, что соответственно отражается на росте стоимости воздушных перевозок.
Не смотря на сложные экономические условия авиакомпании стараются минимизировать рост средней стоимости перевозки одного пассажира.
По маршруту Москва - Салехард - Москва регулярные полеты выполняют ОАО «Авиакомпания «Ямал» и ПАО «Авиакомпания «Сибирь». Количество перевезенных пассажиров в 2015 году (январь - октябрь) составило 82 723 пассажира.
По маршруту Москва - Тюмень - Москва регулярные полеты выполняют 7 авиакомпаний: ОАО «Авиакомпания «Ямал», ООО «Авиакомпания «Победа», ООО
«Глобус», ООО «Газпром авиа», ПАО «Авиакомпания «Сибирь», ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Ютэйр». В 2015 году с января по октябрь перевезено 555 822 пассажира.
Уровень рентабельности воздушных перевозок при наличии высокого пассажиропотока и присутствия конкуренции перевозчиков на маршруте Москва-Тюмень-Москва позволяет авиаперевозчикам снизить стоимость тарифа, что не представляется возможным на маршруте Москва-Салехард-Москва.
Относительно разных тарифов, предлагаемых на одном рейсе авиаперевозчиком информируем, с учетом необходимости загрузки воздушного судна и обеспечения рентабельности рейса перевозчик определяет количество пассажирских мест на одном маршруте и даже на одном рейсе с разным уровнем тарифов. В связи с высоким пассажиропотоком, особенно в пиковый период, пассажирские места с низким тарифом быстро заполняются и к продаже остаются билеты по завышенной стоимости.
По маршруту Салехард-Тюмень-Салехард количество перевезенных пассажиров за январь-октябрь 2015 года составило 92 158 пассажиров, воздушные перевозки осуществляют ОАО «Авиакомпания «Ямал» и ПАО «Авиакомпания «Сибирь».
Минимальный тариф, предлагаемый авиакомпаниями в специализированных системах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по маршруту Салехард-Тюмень-Салехард (ОАО «Авиакомпания «Сибирь»), при дате вылета 20.12.2015 и дате прилета 28.12.2015 на одного пассажира составляет от 8 860 рублей.
В целях предотвращения ухудшения основных производственных показателей авиакомпании перевозчик не имеет возможности осуществлять перевозки по более сниженным тарифам.
Отмечаем, что в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 №1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации» (далее - Постановление № 1242) г. Салехард включен в перечень населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации. Маршрут Салехард-Тюмень подлежит включению в перечень субсидируемых в первоочередном порядке при условии направления авиаперевозчиком в адрес Росавиации заявления о готовности осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту в установленном порядке, а также соответствия маршрута установленным Правилами критериям.
Кроме того, в целях повышения доступности региональных воздушных перевозок, маршруты из г. Салехарда могут быть включены в перечень субсидируемых в порядке софинансирования из бюджета субъекта федерации в размере не менее 50 процентов предельного размера субсидии, установленного указанными Правилами. В отношении софинансируемых маршрутов снимаются ограничения по критерию протяженности, объема воздушных перевозок пассажиров и статуса аэропорта отправления/назначения (узловой/неузловой), кроме того, данные маршруты подлежат включению в перечень субсидируемых в приоритетном порядке.
По вопросу возврата денежных средств за неиспользованные авиабилеты сообщаем, в соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пассажир воздушного судна вправе отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна (если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок), и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При этом в случае отказа пассажира воздушного судна от полета позднее указанного срока с пассажира взимается сбор, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 93 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 (далее - приказ № 155), при добровольном отказе пассажира от перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного времени сбор, за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, за оформление билета, за оформление ордера разных сборов, за оформление
электронного многоцелевого документа, за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются.
Расходы на операции по аннулированию бронирования,, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформлению возврата сумм (плата за процедуру возврата авиабилета) в соответствии с пунктом 7 Приказа № 155 не включаются в пассажирский тариф и устанавливаются авиаперевозчиком.
В отношении проверки обоснованности применения цен (тарифов) на перевозки воздушным транспортом полномочиями наделена ФАС России, которая возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдаёт предписания, обязательные для исполнения юридическими лицами в соответствии с положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 31.
Заместитель Директора Департамента
государственной политики
в области гражданской авиации И.А. Белавинцев