Большая статья про вертолёты / Авиация
Источник фото:
rg.ru
2010 год стал рекордным по вертолетному производству в России более чем за полтора десятилетия. Предприятия сформированного в 2006 году под эгидой корпорации ОАО «Оборонпром» холдинга «Вертолеты России» изготовили и передали заказчикам 214 машин всех типов. Таким образом, с 2003 года объем выпуска вертолетов увеличился в три раза, а с 2006 года (когда были созданы «Вертолеты России») — в 2,5 раза. Можно уверенно говорить о том, что этот показатель будет значительно превышен в 2011 году — по прогнозу, ожидается выпуск до 260 вертолетов. Объем выручки «Вертолетов России» с 2006 по 2010 годы увеличился в 2,1 раза, достигнув 2,2 млрд долларов. При этом рентабельность производства составляет весьма высокие для машиностроения 10—12 процентов.
Основой этого роста стало долгожданное развертывание серийного выпуска военных вертолетов новых типов по государственному оборонному заказу, а также значительное укрепление положения отечественных вертолетов на мировом рынке и рост экспортных заказов.
В 2010 году экспорт вертолетов из России по-прежнему превышал внутренние продажи — хотя в 2011 году, как ожидается, в связи с продолжением увеличения гособоронзаказа эта ситуация наконец изменится в пользу внутренних поставок. При этом российский вертолетный экспорт в последние годы также стремительно прогрессирует. Только в 2010 году количество поставленных на экспорт вертолетов выросло на 30 процентов. В первую очередь это связано с успешными продажами вертолетов серии Ми-8/Ми-17, ставшими подлинным бестселлером российского вертолетостроения.
Специализация средней тяжести
Особенностью развития вертолетной техники в СССР было доминирование в производстве машин среднего и тяжелого классов и слабое развитие легких вертолетов.
С 60-х годов и в народном хозяйстве, и в вооруженных силах использовались преимущественно средние транспортные вертолеты семейства Ми-8, производившиеся наиболее массовой серией. На базе Ми-8 был создан и основной советский боевой вертолет Ми-24. В том же классе находились и вертолеты конструкции Камова с соосными винтами — морские Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-31 и гражданский Ка-32. Активно велся выпуск и тяжелых транспортных вертолетов (Ми-6 и Ми-10, затем Ми-26).
Использование же легких вертолетов, по сравнению с западными странами, носило в СССР относительно ограниченный характер — частная и деловая авиация в Советском Союзе отсутствовала, а у советских военных легкие вертолеты практически не нашли применения. После снятия с эксплуатации поршневого Ми-4 в СССР полностью отсутствовал класс вертолетов промежуточной грузоподъемности между Ми-2 и Ми-8.
Начатые с конца 80-х годов разработки вертолетов легкого и среднего класса в силу экономических потрясений имели лишь ограниченный результат. Выпуск Ми-34 остался малосерийным, а сам вертолет сейчас требует редизайна. До не слишком масштабного серийного производства в последние годы были доведены лишь легкие вертолеты Ка-226 и «Ансат», разработка Ка-60/62 продолжается.
Таким образом, российское вертолетостроение с линейками средних и тяжелых вертолетов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолеты семейства Ми-8/17, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, боевые вертолеты семейства Ми-24, соосные средние вертолеты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в шестидесятые-семидесятые годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолеты нового поколения Ми-28 Н и Ка-52.
Летающий «Автомат Калашникова» — МИ-8
Средний транспортный вертолет Ми-8 выпускается уже более 40 лет и является «рабочей лошадкой» отечественных вооруженных сил и народного хозяйства и визитной карточкой отечественного авиационного экспорта. Производство различных вариантов модификации Ми-8 МТВ (экспортное обозначение Ми-17) с двигателями серии ТВ3—117 продолжается на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах. Машина постоянно совершенствуется (в том числе параллельно силами обоих предприятий), в результате чего создано большое количество вариантов, включая транспортно-боевые, как, например, Ми-171Ш. С 90-х годов ежегодно обоими заводами суммарно выпускалось от 70 до 100 машин семейства, подавляющая часть которых (около 90 процентов) шла на экспорт для военных либо гражданских заказчиков. В последние годы объем поставок рос, и суммарный выпуск в 2009—2010 годах превышает 150 вертолетов в год, причем с перспективой роста.
Мощные, грузоподъемные, неприхотливые и относительно недорогие вертолеты Ми-8/Ми-17 остаются широко востребованными военными и гражданскими заказчиками во многих регионах мира. В западной печати вертолеты Ми-8/17 по популярности, распространенности и простоте иногда сравнивают с другим «знаковым» продуктом российской оборонки — автоматом Калашникова. В этом есть резон.
Основной причиной популярности вертолетов Ми-8 МТВ/Ми-17 на мировом рынке (особенно в развивающихся странах) является их низкая цена. Стоят они менее 10 миллионов долларов за машину в зависимости от комплектации, что в два-три-четыре раза дешевле западных аналогов (Sikorsky S-70 Blackhawk и S-92, Eurocopter EC225 Super Puma и EC725 Cougar), которых Ми-17 к тому же превосходит по грузоподъемности. В связи с недавней закупкой трех Ми-17 Таиландом (за 29 миллионов долларов) один таиландский военный привел такое сравнение: «Мы купили три Ми-17 по цене одного Blackhawk. При этом один Ми-17 может перевозить более 30 солдат, в то время как Blackhawk — только 13».
На концептуальном уровне успешное продолжение и расширение продаж Ми-8/17 связано с тем, что он остается одной из немногих остающихся в производстве машин, противостоящих современным тенденциям стремительного роста стоимости вертолетной техники. Вместо простых и относительно дешевых вертолетов, символами которых, помимо Ми-8, были американский UH-1H и французские Alouette II и III, в производство и на вооружение сейчас на Западе поступают все более дорогостоящие машины специальной конструкции. Они выполнены с широким применением композиционных материалов, оснащены мощными двигателями, круглосуточными и навигационными системами, цифровой авионикой, развитыми комплексами самообороны, различным дополнительным оборудованием и вооружением. Стоимость таких машин приближается к стоимости эскадрильи UH-1H или Ми-8 МТВ. В результате армии многих даже развитых стран не могут позволить себе закупки достаточного количества вертолетов нового поколения, а сами вертолеты утрачивают важную роль дешевого транспортного средства поля боя — своего рода «расходного материала» войны.
В итоге вооруженные силы многих стран (не исключая такую не последнюю в этом мире страну, как, например, Великобритания) переживают «вертолетный кризис», особенно обострившийся в связи с участием в войнах в Ираке и Афганистане. Неудивительно, что именно военные кампании США и их союзников в Ираке и Афганистане дали толчок ренессансу продаж машин серии Ми-8/17. В операциях в этих странах «летающие Калашниковы» зарекомендовали себя с лучшей стороны, в результате чего вертолетный парк восстанавливаемых весьма многочисленных ВВС Ирака и Афганистана формируется за счет закупок новых вертолетов Ми-17.
Первоначально американцы стыдливо прикрывали начатые массовые закупки российских Ми-17 для военной авиации Ирака и Афганистана путем использования всяких посреднических фирм с Украины, из Польши или ОАЭ. Однако в последнее время маски были сброшены, и для Афганистана Пентагон начал осуществлять прямые закупки этих машин в России за свой счет, подписав в начале 2011 года контракт на приобретение 21 вертолета Ми-17. Последнее вызвало негодование в конгрессе США, но выбирать американцам попросту не из чего — свои Blackhawk многократно дороже.
Вертолеты Ми-17 начали активно брать и другие участники афганской кампании — от члена НАТО Канады до еще недавно воротивших нос от «советской» техники Польши и других стран бывшего Варшавского договора.
Таким образом, продажи Ми-17 сейчас переживают значительный подъем. При этом стабильными крупными заказчиками машин этой серии остаются такие их традиционные потребители, как Китай, Индия и Пакистан (последнему, как и частично Китаю, российские машины деликатно поставляются под «гражданской» вывеской). Особенно следует указать на Индию, подписавшую в 2008 году контракт на закупку 80 новых вертолетов Ми-17, поставки которых были начаты из Казани в этом году. Сейчас ведутся переговоры о заказе еще 59 машин. Начаты закупки новых машин серии Ми-17 республиками СНГ — Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией. Наконец, вертолеты Ми-17 прокладывают себе дорогу во все новые страны — достаточно упомянуть недавние контракты с Аргентиной, Боливией, Индонезией, Кенией, Таиландом.
Ожидается, что при условии постоянного совершенствования машины серии Ми-8/17 будут продаваться примерно до 2035 года. Ведутся работы и по созданию радикально обновленной версии этой машины, обозначаемой как Ми-171 М, которая, как ожидается, должна быть запущена в серию в 2015 году.
Уникальный летающий гигант — МИ-26
Самый тяжелый в мире транспортный вертолет Ми-26 взлетным весом до 56 тонн и грузоподъемностью до 20 тонн производится заводом «Роствертол» в Ростовена-Дону и не имеет аналогов за рубежом. Ввиду своей уникальности Ми-26 по-прежнему находит достаточно устойчивый спрос: поставки производятся в штучных количествах как для гражданских, так и для военных инозаказчиков. Среди последних самым крупным выступила Венесуэла, получившая в 2006 году три Ми-26 Т, а по гражданской линии его регулярно покупают китайские компании. Интерес к приобретению проявляет еще ряд стран, в том числе Франция и Бразилия.
Главные надежды по дальнейшему продвижению Ми-26 на внешний рынок и увеличению его коммерческой привлекательности связаны с разрабатываемой модификацией Ми-26 Т2 с новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Испытания Ми-26 Т2 начаты в 2011 году. Эта модификация участвует в индийском тендере на 15 транспортных вертолетов. Дальнейшим развитием машины должен стать радикально модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 М, планируемый к запуску в серию в 2015 году.
Соосные вертолеты Камова из Кумертау
На заводе в башкирском Кумертау осуществляется выпуск разработанного ОКБ Камова семейства соосных средних вертолетов на базе морского вертолета Ка-27. С 1993 года в КНР было поставлено минимум семь противолодочных вертолетов Ка-28 (экспортный вариант Ка-27 ПЛ) и три поисково-спасательных Ка-27 ПС, а в 2009—2011 годах — еще девять противолодочных Ка-28. Индия вместе с авианесущим крейсером «Адмирал Горшков» заказала еще восемь Ка-28 (в дополнение к 19, полученным в советское время). Планируется с 2015 года выпуск обновленной версии вертолета Ка-27, в том числе и на экспорт. На основе Ка-27 создан также корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31. Стартовым заказчиком серийных машин этого типа стала Индия, получившая в 2003—2004 годах девять Ка-31, а в рамках контракта на авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» заказавшая еще девять Ка-31. Китай заказал девять Ка-31 с поставкой в 2010—2011 годах.
В Кумертау производится и гражданский вариант вертолета Ка-27, обозначаемый Ка-32, который пользуется устойчивым (хотя и небольшим) спросом на мировом рынке, главным образом по причине сочетания хороших характеристик с очень низкой для вертолета такого класса (11—13 тонн) ценой (4—6 млн долларов). В год за рубеж поставляется семь — десять машин Ка-32. Наиболее крупным их эксплуатантом стала Южная Корея, получившая к 2011 году, главным образом в счет покрытия российской задолженности, до 60 машин (включая семь в поисково-спасательном варианте для ВВС). Ведутся работы по созданию модифицированных вариантов Ка-32.
Боевые вертолеты: вторая жизнь советских «старичков»
В последние полтора десятилетия бывшие в эксплуатации советские боевые вертолеты Ми-24 стали одним из экспортных хитов республик СНГ, особенно в странах Африки, которые считают своего рода обязанностью обзавестись хотя бы парой машин этого типа. Традиционными потребителями Ми-24 выступают и государства, вовлеченные в различные конфликты. Привлекательность Ми-24 объясняется возможностью получить полноценную эффективную боевую машину по цене всего нескольких миллионов долларов — в то время как современные западные боевые вертолеты нового поколения (такие как Boeing AH-64D Apache и Eurocopter Tiger) имеют умопомрачительную стоимость минимум на порядок больше, сопоставимую со стоимостью современного истребителя.
Россия, Украина и Белоруссия продали за рубеж более 400 подержанных вертолетов серии Ми-24 из наличия своих сокращающихся вооруженных сил. Однако интерес заказчиков к машинам этой серии оказался столь велик, что с 2000 года завод «Роствертол» возобновил производство этих вертолетов в экспортной модификации Ми-35 — пушечной Ми-35 П, а затем и более продвинутой модифицированной круглосуточной Ми-35 М. С этого времени на экспорт поставлен 41 вертолет Ми-35 П новой постройки (Индонезии, Кипру, Нигеру, Перу, Чехии), 10 вертолетов Ми-35 М — Венесу эле, а сейчас реализуется контракт на поставку 12 Ми-35 М Бразилии. В 2010 году был заключен крупный контракт на поставку 24 машин Ми-35 М Азербайджану, а всего на конец года руководство «Роствертола» заявило о наличии контрактов на поставку за рубеж 30 Ми-35 П и 28 Ми-35 М.
В 2008—2009 годах, началось, наконец, серийное производство для Вооруженных сил России боевых вертолетов нового поколения Ми-28 Н (на «Роствертоле») и Ка-52 (Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» на Дальнем Востоке). На основе строевого Ми-28 разработана экспортная модификация Ми-28 НЭ. Машина участвует в тендере на поставку в Индию 22 боевых вертолетов, соперничая в нем с американским AH-64D. Проявляют к закупке Ми-28 НЭ интерес Алжир, Венесуэла, Казахстан, Туркмения и ряд других стран. В начале 2011 года было заявлено о наличии первого экспортного контракта на 12 вертолетов Ми-28 Н.
Новинки
Руководство «Вертолетов России» связывает перспективы увеличения экспорта своей продукции с расширением гаммы предлагаемых машин, для чего активизируются работы по созданию вертолетов новых типов и модернизации существующих. К настоящему времени холдингом разработана обширная программа перспективных работ в вертолетостроении на период до 2020—2025 годов.
Особое внимание уделяется запуску в серию нового транспортного вертолета Ми-38, который должен частично заменить на рынке серию Ми-8/17. Кроме того, ожидается запуск в серию к 2015 году среднего вертолета Ка-62.
Значительным резервом наращивания продаж является выход на рынок легких вертолетов. Здесь Россия уже продвигает легкие машины «Ансат» (семь проданы в Южную Корею, есть заказы от Казахстана и Лаоса) и Ка-226 Т (принимает участие в тендере индийского министерства обороны на закупку 197 легких машин). В ближайшие годы к ним должны присоединиться модернизированные версии вертолета Ми-34 (Ми-34 С1 и Ми-34 С2). Можно ожидать, что окончательная доводка всех указанных машин и повышение их ресурса и надежности позволят российским поставщикам получить «свой кусок» и в данном сегменте рынка.
К 2020 году «Вертолетами России». планируется разработать и довести до серии три новых типа коммерческих вертолетов — тяжелый транспортный AHL (на основе проекта Ми-46), средний вертолет в классе веса 4,5 тонны (на основе проекта Ми-54) и легкий вертолет в классе веса 2,5 тонны. Кроме того, к этому времени должен быть создан и доведен принципиально новый перспективный морской вертолет Ка-65 (соосной схемы), радикально модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 (обозначение Ми-26 М), транспортный Ми-383 (военный вариант Ми-38), а также беспилотный вертолетный комплекс. Наконец, начата программа создания принципиально нового перспективного скоростного вертолета со схемой с дополнительным толкающим винтом, что рассматривается как шанс совершить масштабный качественный рывок в вертолетостроении.
http://www.odnako.org/magazine/material/show_12377/