Мир авиации

9 Июн 2009
2,550
0
38
43
Просто нашел...инфу..... о первых СУшках....-)))
Думал может интересно будет.
Не... я просто запостил ее в 247 посту, думал там что то не бьется.. Там кстати про серийник 03 упоминание есть... хотя ща уже и 04 - 05 на вооружении..
 
9 Июн 2009
2,550
0
38
43
Наконец-то!!!!!!!!!!!!!! Реальные фото реального ПАК ФА!!!!!



С наступающим новым годом!!!!
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87
Uksus,
УБС Як-130 дополнительно испытают

3 января 2010 г., Aviation Explorer – В 2010 году российские специалисты проведут летные испытания, направленные на совершенствование нового учебно-боевого самолета Як-130.

Как заявил неназванный источник в оборонно-промышленном комплексе, в частности, испытания будут направлены на расширение возможностей по использованию оружия.

Также летчики проверят предельные режимы полета и исследуют штопорные характеристики Як-130. Испытания планируется завершить в течение года.

Вот как чувствовал!.....наверняка судьбу полноценного штурмовика ему готовят. Читал что пиндостанцы тоже ищут штурмовик, не дорогой в обслуживании и вроде....примеряются к бразильскому Super Tucano. Ибо А-10 списывают со счетов

---------- Добавлено в 11:17 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 09:24 ----------

Любопытный проект....
http://sat-kb.ru/projects/
Он в реале....

Был представлен на MAKS-2009
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87
WS-10A ЯВЛЯЕТСЯ «БОЛЬШОЙ ПОБЕДОЙ КИТАЯ»

Китай удовлетворен тем, что смог создать двигатель WS-10A собственными силами и начал его серийное производство. Это видно из того факта, что в настоящее время эти двигатели начали устанавливать на некоторых истребителях J-11B.

Первоначально на J-11B устанавливались российские двигатели АЛ-31Ф, но Китай уже 10 лет работал над собственной версией этого ТРДДФ.

WS-10A это серьезное испытание для Китая, так как это очень мощный военный двигатель со сложными технологиями. Россия отказалась продать лицензию на АЛ-31Ф, поэтому китайцы украли значительную часть его технологий. Несколько лет назад WS-10A был официально объявлен как серийный двигатель, но имел серьезные проблемы с контролем качества и технологией изготовления. Этот двигатель, вероятно, не столь надежен, чем АЛ-31Ф, но он достаточно продвинут для установки на истребители.

Создание собственного ТРДДФ является большой победой китайской промышленности, поскольку лишь несколько стран в мире способны создавать двигатели подобного класса, и в настоящее время Китай является одной из этих стран.
 
4 Июн 2009
17,551
3
38
наверняка судьбу полноценного штурмовика ему готовят.
Полноценный - это бронированный, и с кучей дублирующихся систем. Как Су-25 или А-10. Либо от этой концепции предполагается уйти вовсе, все-таки средства поражения воздушных целей сильно развиваются.
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87
Полноценный - это бронированный, и с кучей дублирующихся систем. Как Су-25 или А-10. Либо от этой концепции предполагается уйти вовсе, все-таки средства поражения воздушных целей сильно развиваются.
Насколько я понял в отношении Super Tucano - главное достоинство дешевизна эксплуатации и возможность размещения продвинутых систем вооружения.
(это чисто по Афганистану)...типа вылет одного A-10 дорого выходит..
http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/492/

Так что и Як-130 на роль легкого штурмовика наверное сгодится -)))

---------- Добавлено в 15:32 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 15:24 ----------


В Антарктиде нашли один из старейших самолетов в мире
Австралийские полярники обнаружили в Антарктиде каркас самолета британской компании Vickers, который пролежал во льдах с 1914 года. Об этом пишет газета The Times.
Моноплан был произведен в 1911 году - лишь через восемь лет после того, как в воздух поднялся самый первый самолет в мире братьев Райт. В Антарктиду машина попала в составе экспедиции австралийского исследователя Дугласа Моусона (Douglas Mawson), который переоборудовал его в наземный тягач для саней.

К тому моменту самолет был непригоден для полетов, так как незадолго до этого потерпел крушение, в результате которого были повреждены его крылья. Авария произошла в ходе демонстрационного полета, после которого Моусон намеревался совершить на нем первый в мире перелет через Антарктиду из Австралии в Великобританию

Для того, чтобы машину можно было использовать как тягач, исследователь оснастил ее лыжами, одна из которых, помещенная в хвостовой части фюзеляжа, выполняла функцию руля. Движение осуществлялось за счет тяги, создававшемой пропеллером. В Антарктиде самолет пришлось оставить из-за того, что его двигатель не выдержал сильных морозов. Впоследствии он был снят с фюзеляжа и отправлен производителю, уточняет The Independent.

За то время, что машина пролежала во льдах, из-за постепенного таяния она в конце концов оказалась под водой. 31 декабря 2009 года самолет обнаружил один из членов миссии, которая занималась его поисками в течение трех лет.

Участники экспедиции отмечают, что им очень сильно повезло: находка была сделана случайно во время отлива, произошедшего в фазу так называемой "голубой луны" - тринадцатого в году полнолуния, которое наблюдается раз в несколько лет. Если бы исследователи попали в то же самое место в любой другой день, они бы так и не обнаружили торчащие из воды части конструкции.

Как пишет The Times, в конце января каркас самолета будет переправлен в Австралию. Между тем The Independent утверждает, что члены экспедиции еще не решили, вывезти ли самолет с континента для реконструкции или оставить в Антарктиде в качестве экспоната.
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87

"Туполев" разработает ударный беспилотник средней дальности
Компания "Туполев" занимается разработкой проекта беспилотного летательного аппарата средней дальности, в основу которого отчасти был положен разведывательно-ударный комплекс с аппаратом Ту-300. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в компании. Разрабатываемый беспилотник будет представлен на конкурс, который в ближайшем будущем будет объявлен Министерством обороны России.
Технические характеристики перспективного БПЛА не сообщаются. Ту-300 имеет стартовую массу в три тонны и способен развивать скорость до 950 километров в час. Аппарат способен нести под фюзеляжем вооружение массой до тонны. Дальность полета разведывательно-ударного комплекса составляет 300 километров.

Ранее стало известно, что "Туполев" завершил разработку документации на модернизацию комплекса воздушной разведки Ту-143 "Рейс". В результате модернизации дальность действия беспилотника возрастет в 2,5 раза со 180 километров. Беспилотный комплекс "Рейс" широко применялся в России - им были вооружены 25 эскадрилий, каждая из которых имела до 12 таких БПЛА. Всего было выпущено около 950 Ту-143.

На основе Ту-143 был разработан беспилотник Ту-243 "Рейс-Д", который стал поступать на вооружение российской армии с 1999 года. Дальность действия этого аппарата составляет 360 километров. Этот показатель также может быть увеличен благодаря модернизации.

Uksus Мне этот "беспилотник" до боли по форме напомнил комплекс "Базальт"...-))))
 
4 Июн 2009
17,551
3
38
Ту-300 имеет стартовую массу в три тонны и способен развивать скорость до 950 километров в час.
Это же натуральная крылатая ракета!

Насколько я понял в отношении Super Tucano - главное достоинство дешевизна эксплуатации и возможность размещения продвинутых систем вооружения. (это чисто по Афганистану)...типа вылет одного A-10 дорого выходит..
Скорее всего, все движется к изменению всей крнцепции штурмовой авиации. А-10 - он не столько дорог, сколько сильно излетал свой ресурс, новых строить - нафиг они не уперлись никому, эти чебурашки.
Тукано - реинкарнация Скайрейдера в самой неудачной ипостаси. Скайредер зарулил бы любую Тукану по вусем параметрам:) Бразильцы берут Тукану только от того, что у них уже есть эта Тукана. Ясен пень, содержание и эксплуатация однотипников - дешевле.
 
30 Май 2009
3,574
0
36
Мы строим самолеты!

Мы строим самолёты!

В 1934 году, в самой жопе мира был на голом месте было начато
строительство нового авиационного завода.
Место - Комсомольск-на-Амуре. До его постройки тут было только
нанайское стойбище (читай - стойбище индейцев).

Несколько сот людей вгрызлись в зубами в эту мерзлую землю,
работали в полной жопе. Жили в землянках, болели цингой,
не хватало инструмента но, в 1936 году, 1 мая был выпущен первый
самолет: Р-6, разведчик конструкции Андрея Туполева.

Кстате. Самолет этой конструкции впервые в мире достиг северного
полюса по воздуху.
Самолет в виде памятника установлен на территории завода. Кстате,
раритет!!! В интернете пишут, что не сохранился. Сохранился!!! Кто
заинтересован - пиши.



В годы войны выпускались дальние бомбардировщики ДБ-3Ф (Ил-4).
Эти бомбардировшики уже в первые дни войны осуществили
бомбардировку Берлина. . Всего было построено 2757 этих машин.
Моя бабушка в 14 лет в@бывала на строительстве этих самолетов
по 12 часов в день.

Макет самолета, восстановленный из сбитой в годы войны машины
так же установлен на территории завода.



В послевоенные годы завод строил самолеты Ли-2 по американской
лицензии на знаменитый Duglas DC3.

Весь прикол строительства этого самолета заключался в том, что из
пендосской дюймовой системы мер все чертежи были переведены в
метрическую систему. это была беспесды колоссальная работа

Этот самолет стоял сперва в пионерском лагере, и я в свое пионерское
децтво в нем ссал, а теперь отмытый он так же стоит в виде памятника
на территории завода.На крыло именно такого самолета бросает цветы
Лановой в фильме "Офицеры"



С приходом эры реактивной авиации на заводе было налажено
строительство самолетов МиГ-15 и Миг-17. Было впущено более
1000 самолетов этой модификации.

На фотке Миг-17 на пьедестале почета возле сборочного цеха.



В 50-х года прошлого века началось сотрудничество завода с
ОКБ Павла Сухого. В Итогом стал выпуск таких самолетов как Су-7Б,
СУ-17, Су-22(экспортный вариант). Их производство продолжалось до
1988 года.

Самолет Су-7Б на пьедесале почета



В 1978 году на заводе была собрана первая партия изделия Т-10.
Он стал знаменит как легендарный СУ-27 "Flanker". О достоинствах
этой машины сказано более чем до@уя. Действительно, на тот момент,
и вплоть до середины 2010 годов самолеты этого семейства по праву
считались лучшими истрибителями в мире.

В семейство выпущенных на КнААПО самолетов вошли Су-27С, Су-27М
(прототип Су-35), Су-27КУБ(ныне Су-34, выпускающийся Новосибирским
АПО), Су-27К( Су-33 - палубный вариант), Су-30МК, Су-30МКК,
Су-30МК2, Су-30МКИ (двухместный модернезированный,
комерческий - для поставок инозаказчику)

Самолетов данного типа было выпущено более чем много.
В лучшие годы завод делал до 20 самолетов в месяц!!!!

Однако, те годы увы, прошли. Столько самолетов нам уже не делать.

Су-27 над сопками Манджурии

Остальное здесь→ продолжение

Хм... Видимо автор не простым работягой работает на заводе:

Побочные проекты 3

Су-80ГП - грузопассажирский самолет малого радиуса действия. имхо нужный самолет, и неплохой вовсе. Построили 3 штуки, и все до сертификации довести не можем. то денег на испытания нет, то еще кака х@йня.
А жаль. Хорошая машина.
Побочные проекты 4

шняга шняжная говно говняжное сухой суперджет 100 все с маленькой буквы. Треску по поводу этого проекта было столько. что слышал даже глухой. А результата пока глубокий анус, в смысле минус. Вспоминается по поводу этого проекта старый стишок
- Посылаю сто рублей на постройку кораблей
- девяносто три рубли про@бли и пропили
Остаетцца семь рублей.
Скока строить кораблей?

ажно воваПу возмутился по поводу чрезмерных расходов. Но обещал еще денег дать. так что будет еще чо сп@здить

СухойСуперДжет100 на пафосе
 
Последнее редактирование:
30 Май 2009
3,574
0
36
Ну и ещё:
И под конец самое сладкое!!!
ПАК ФА, он же Су-50, он же самолет пятого поколения, он же наш ответ "Раптору"
То, чего уже так долго ждут все любители авиации.
Он есть. В декабре прошлого года первый номер совершил пробежку по аэродрому.. В январе - феврале обещается подьем в воздух. А там все будет видно.
Машина - красавицца!!! я влюблен в нее с первого прикосновения. Оригинальных фоток нет по причине секретности.
Из найденного в сети соответствует оригиналу это.


Дошёл до комментов :)
Сам внимание не обратил :)

пост супер! очень понравилось так как отец авиатор

насторожили некоторые строчки:

"Действительно, на тот момент, и вплоть до середины 2010 годов самолеты этого семейства по праву считались лучшими истрибителями в мире."

"В 2010 годах завод был занят масштабной модернизацией самолетов Су-27С до Су-27СМ."

2010-й только начался) какая середина года? как "В 2010 годах завод был занят..." если завтра первый робочий день в 2010-м для основной массы труженников? Навевает на мысль что информация стырена
я так понял там на зове не только самолеты, но и машинами времени халтурят
:lol:
 
Последнее редактирование:
31 Май 2009
13,731
0
36
87
05.01.10 СТОЯВШИЙ НА СИБИРСКОМ АЭРОДРОМЕ ПАКФА ОКАЗАЛ НА ИНДИЙЦЕВ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ»!
Сегодня влиятельная индийская газета Business Standard опубликовала первую часть статьи «Индия и Россия близки к заключению договора об истребителе следующего поколения» (India, Russia close to PACT on next generation fighter).

...В конце прошлого года делегация министерства обороны Индии увидела флагманский самолет «Сухого» на аэродроме в Сибири, который должен стать основой будущих индийских ВВС. Стоящий на взлетной полосе истребитель, покачивая всеми своими управляющими поверхностями, как будто говорил индийцам: «Добро пожаловать!».

Как рассказывает один из членов делегации, эффект был как от удара током (The effect, recounts one member of that delegation, was electric). Старший офицер ВВС коснулся самолета молча, почти недоверчиво. Это был истребитель Т-50 – первый демонстратор технологий пятого поколения.

Согласно договору, который подпишут Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и российская Объединенная авиастроительная корпорация, ВВС Индии и России закупят по 250 самолетов нового поколения. Обе компании будут равноправными участниками программы.

Стоимость разработки FGFA (8-10 млрд долл США) будет распределена между партнерами на паритетной основе.

Прототип, как ожидается, совершит свой первый полет в течение ближайших нескольких недель. Это поистине стелс-истребитель, невидимый для радаров. Согласно официальному заявлению министерства обороны Индии, это «удивительный самолет, его ЭПР всего 0,5 кв. м по сравнению с 20 кв. м у Су-30МКИ» (это означает, что если Су-30МКИ обладает величиной отражения РЛ-сигнала размером 5х4 м, то FGFA будет иметь сигнатуру в 40 раз меньше).

Еще одним преимуществом истребителя массой 30-35 т будет синтезированная подача информации от РЛС, ИК-станции и визуальных датчиков в электронном виде в кабину пилота в удобном для чтения виде.

Партнерство по программе FGFA было предложено десять лет назад, в 2000 году. Об этом в доверительном виде офицеру индийских ВВС было сообщено главой «Сухого» Михаилом Погосяном на обеде в Москве. Катастрофическое президентство Бориса Ельцина только что закончилось, и находящаяся на грани банкротства Россия отражалась даже на внешнем виде некогда знаменитого ресторана. Но, как рассказывает сотрудник ВВС Индии, водка лилась рекой и Погосян был в своей стихии, его многочисленные остроты доводились с помощью женщины-переводчицы.

Поздно вечером Погосян приобрел серьезный вид и переключил разговор на секретный проект, который тогда официально не существовал. Он сказал индийскому офицеру, что завершена разработка истребителя нового поколения, который станет таким же передовым как американский F-22 Raptor. Экономика России была разрушена, но «Сухой» будет создавать новый высокотехнологичный истребитель, если Индия станет партнером, понеся расходы на разработку самолета в стенах Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПО).

Обращение к Индии было логическим. В 1990-х годах тысячи российских военных конструкторов остались не у дел, индийские заказы на истребители Су-30, стелс-фрегатов класса Talwar, ПКР «Уран» и «Клаб», модернизация истребителей МиГ-21 держали оборонную промышленность России на плаву.

Министерство обороны Индии сначала колебалось, между тем взмывшие вверх цены на нефть позволили Москве дать «зеленый свет» разработке ПАКФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). В ноябре 2007 года Индия и Россия подписали межправительственное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения, но потребовалось еще два года, чтобы согласовать некоторые позиции, в том числе вопросы интеллектуальной собственности.

Первый прототип создан с учетом требований ВВС России, но Индия имеет другой взгляд на характеристики самолета, в результате будут созданы два очень похожих истребителя на единой базе. Россия желает создать одноместный самолет, но ВВС Индии, очарованные двухместным Су-30МКИ, настаивают на двухместной версии перспективного истребителя.

В результате переговоров этот фундаментальный конфликт был улажен. Индия согласилась приобрести примерно 50 одноместных и 200 двухместных самолетов. Россия, в свою очередь, будет думать о приобретении двухместного варианта в качестве учебного самолета. Но новые проблемы еще ждут Индию: это подготовка национальной аэрокосмической промышленности к работе над разработкой и производством высокотехнологичного истребителя пятого поколения.

http://wap.business-standard.com/storypage.php?id=5&autono=381718

---------- Добавлено в 17:58 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 16:03 ----------

Uksus,
TLS,

Парни...есть инфа что концепция информационной войны против "ПАК ФА" уже готова-))))

Заливка дерьма в "дерьмоприемники" уже началась-)))))
Главное чтобы нового "Беленко" не нашлось........
 
4 Июн 2009
17,551
3
38
Главное чтобы нового "Беленко" не нашлось........
У нас их нынче - навалом....

---------- Добавлено в 03:01 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 02:46 ----------

В послевоенные годы завод строил самолеты Ли-2 по американской лицензии на знаменитый Duglas DC3. Весь прикол строительства этого самолета заключался в том, что из пендосской дюймовой системы мер все чертежи были переведены в метрическую систему. это была беспесды колоссальная работа
Перевод в метрику - это только часть той самой колоссальной работы. Освоение технологии (нынче эту шнягу кличут - инновацией) плазово-шаблонной - вот он - колоссальнейший труд и мозгов и рук. Это освоение (несмотря на все гадости, чинимые Douglas) позволило нам практически выровняться с буржуями по уровню технологичности. А некоторые буржуи - так и не осилили - то ли обгадились от ужасов предстоящих, то ли мозго-рук не нашли... Вообще, Ли-2 (ПС-84) - это - ВЕХА в нашем авиастроении.

В 50-х года прошлого века началось сотрудничество завода с ОКБ Павла Сухого. В Итогом стал выпуск таких самолетов как Су-7Б, СУ-17, Су-22(экспортный вариант). Их производство продолжалось до 1988 года.
"Семёрка" оказалась пригодной только для продажи. А вот 17 и 22 - для своего времени эталон ИБА.

В лучшие годы завод делал до 20 самолетов в месяц!!!! Однако, те годы увы, прошли. Столько самолетов нам уже не делать.
Построили 3 штуки, и все до сертификации довести не можем. то денег на испытания нет, то еще кака х@йня. А жаль. Хорошая машина.
шняга шняжная говно говняжное сухой суперджет 100 все с маленькой буквы. Треску по поводу этого проекта было столько. что слышал даже глухой. А результата пока глубокий анус, в смысле минус. Вспоминается по поводу этого проекта старый стишок - Посылаю сто рублей на постройку кораблей - девяносто три рубли про@бли и пропили Остаетцца семь рублей. Скока строить кораблей?
Люблю демократию, она для государства - чисто панадол какой...
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87

ЯК-141 В КИТАЕ?
Сегодня на форуме sinodefenceforum.com началось обсуждение новости, размещенной в китайском сайте top81.com, согласно которой «загадочный самолет вертикального взлета и посадки появился на аэродроме в Ченду». Задается вопрос – это Як-141?

Некая японская газета и известный аналитик, специалист по китайской военной тематике Ричард Фишер (Richard Fisher) сообщают, что Китай имеет интерес к приобретению Як-141 и связывался с ОКБ имени Яковлева на предмет выявления интереса у «яковлевцев» помочь организовать серийное производство сверхзвукового СВВП. (Фишер на сайте strategycenter.com писал, что Китай имеет планы оснастить такими самолетами перспективные универсальные десантные вертолетоносцы - "Военный Паритет").

Маловероятно, что это может быть Як-141, так как прототип этого самолета выставлен на обозрение в российском Музее авиации. Более вероятно, что китайцы могли приобрести технологии Як-141 в Украине методом blueprint, то есть сканированием технической документации (чертежей), пишет один из тамошних форумчан.
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87

F-35 ВПЕРВЫЕ ИСПЫТАЛ СИСТЕМУ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОСАДКИ В ПОЛЕТЕ
Американский перспективный истребитель F-35B Lightning II впервые провел испытание системы укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL) в полете, сообщает DefPro. В ходе полета летчик испытатель на скорости в 460 километров включил систему STOVL, снизил скорость до 330 километров в час, а затем снова разогнал истребитель до 460 километров в час. После этого STOVL была отключена.

F-35 Lightning II позиционируется как альтернатива более дорогому самолету F-22 Raptor. Разработку истребителя ведет консорциум во главе с компанией Lockheed Martin. Как ожидается, серийное производство F-35 начнется не раньше 2016 года. По некоторым оценкам, финансирование работ и закупка истребителей в общей сложности обойдется Министерству обороны США более чем в 300 миллиардов долларов.

Всего компания Lockheed Martin, разрабатывающая перспективный истребитель, будет производить три модификации F-35: наземную, палубную и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - F-35A, F-35C и F-35B соответственно.

На F-35B будет устанавливаться двигатель Pratt & Whitney F135, который будет подключаться к системе LiftFan производства компании Rolls-Royce. LiftFan состоит из трех частей: вертикальной подъемной турбины, поворотного главного сопла и трех дополнительных сопел, расположенных в середине фюзеляжа и под крыльями. Общая тяга двигателя и LiftFan при задействованной STOVL составляет 19 тонн.

F-35 сможет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час. Дальность полета самолета составит 2,2 тысячи километров. Истребитель будет иметь шесть внешних точек подвески и два внутренних отделения, в каждом их которых будут установлены по два пилона. Вооружение F-35 будет представлено 25-миллиметровой пушкой, ракетами "воздух-воздух" и "воздух-земля", а также авиабомбами.

---------- Добавлено в 18:59 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 18:05 ----------

цитата от (того самого) пользователя grOOmi

Я тут на глаз померял и рекламно заявляю: ЭПР ПАК-ФА 0,000000000000000099, т.е. F-22 нервно курит в сторонке, ибо ЭПР нашего самолёта как ЭПР кончика иглы

http://www.sukhoi.ru/forum/search.php?searchid=2474573
 
4 Июн 2009
17,551
3
38
Более вероятно, что китайцы могли приобрести технологии Як-141 в Украине методом blueprint, то есть сканированием технической документации (чертежей), пишет один из тамошних форумчан.
Брешут. Blueprint - это "синьки", а они только в КБ валяются. Да и смысла нет китайцам кипировать то, что вообще никак себя не зарекомендовало и по сути оказалось мертворожденным. Куда интереснее "тянуть" того же Супер-Харриера - отработан, все какашки уже повыбраны, пихай новые движки, авионику и систему вооружений - пользуй.
 
31 Май 2009
13,731
0
36
87
КИТАЙСКИЙ ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ИЛС ДЛЯ J-11B

Uksus что то верхний снимок не напоминает мне китайский Су-27 ?!?!?!?!?
Что это за самолет?!?!?!?!?!? Есть версии?


 
Последнее редактирование:
4 Июн 2009
17,551
3
38
Diz, ИЛС подобный у нас пользовался уже на МиГ-23 - именно проецирование на лобовое стекло, точно так же, как на картинке последней:)