Медведь в символике — это относительно менее значимое животное, хотя человеку он был довольно хорошо знаком уже с самых древних времен, как это доказывает приношение в жертву черепов пещерных медведей в эпоху неандертальца. В наскальных рисунках ледникового периода медведь встречается не так часто, как, например, дикий бык и дикая лошадь. В мифах народов Северной Азии и северной части Северной Америки медведи играют огромную роль в образе человекоподобного существа, способного спариваться с человеческими женщинами и производить человеческих детей (некоторые предания о диких людях основываются, по всей видимости, на подобных мифах о медведях). У представителей высоких культур значение их уменьшается; уже не встречаются медведи и вблизи городских центров. И все же греческая богиня охоты Артемида изображается с медведями, а служанок Артемиды зовут «медведицами». Греческое предание о звездах рассказывает об аркадской дочери царя Каллисто («Самая прекрасная», первоначально, по-видимому, местная богиня лесов), которая будучи служанкой у Артемиды (лат. Diana, Диана) забеременела от Зевса, из-за чего госпожа превратила ее в медведицу. Она родила обыкновенного человека, Аркада, который впоследствии ощущал на себе угрозы со стороны своей матери в образе медведицы. Чтобы не допустить смертельной битвы между матерью и сыном, Зевс поместил обоих на звездное небо. Ревнивая супруга Зевса Гера воспрепятствовала освежающему купанию медведицы в морском прибое, она поместила ее на околополярные, никогда не заходящие звезды. Ее сын Аркад увековечен как созвездие Волопас.
Книга символов. МедведьВ древнескандинавских мифах Один упоминается иногда в образе медведя (Bjorn). «Берсеркеры» — это воины, которые носят медвежьи шкуры и ведут себя, как буйнопомешанные — по-видимому, под влиянием наркотиков; порой они воспринимаются как смешанные существа, похожие на вервольфов (оборотней). У кельтов (гельветов) была богиня Арцио — покровительница дичи и дикого зверя, и атрибутом ее был медведь.
В христианском мире символов нередко упоминается басня, в которой медведица производит на свет неопределенное существо, которому она только путем облизывания придает его последующий образ; так же воспринимается незнающий человек, который обретает свою определенность только через духовные знания. Зимняя спячка медведей истолковывается как образец человеческого старческого возраста, после которого следует воскресение. О медведях существует много анекдотических историй, как, например, в легенде о св. Галле, которому в трудную минуту на помощь пришел медведь, после того как Галл вытащил у него из лапы засевшую в ней занозу. Медведь является также атрибутом таких святых, как Колумбан, Урсин и Сергий, странствующих во вьючном седле Корбиниана, Губерта и Максима из Трира. В геральдике медведь встречается на гербах многих городов, а также встречается и в России, например в гербе Ярославля.
Книга символов. Белый медведьКак опасный зверь медведь олицетворяет собой также власть дьявола. Упоминаемая в Библии битва молодого Давида с медведем истолковывается как прототип победы Христа над силами тьмы. Изображаются медведи и как мстители за плешивого прорицателя Елисея. Они разрывают на части детей, которые издевались над ним (Четвертая книга Царств, 2, 24).
В психологической символике, и, в частности, в символике снов медведь интерпретируется как олицетворение опасных аспектов чего-то неизвестного, и, согласно С.Г. Юнгу, он часто представляет негативные части подсознания неординарной личности. Он хотя и опасен, добавляет к этому Э. Аеппли, но он прячет в себе еще больший аспект, который должен быть осуществлен, и, несмотря на свой грамматический род, может указывать также и на «женскую сущность» (теплая шуба, землисто-бурая окраска, приземистое туловище, забота о потомстве). (См. Тотем.)
В отличие от такой точки зрения, в Древнем Китае медведь олицетворяет мужское начало, силу, в то время как его противоположностью является змея, которая воспринимается как существо женского рода. Сон с видением медведя истолковывается как предстоящее рождение сына. В китайских сказках медведь играет роль нашего «злого волка». «Русский медведь» характеризуется в современном Китае как «белый медведь».
http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=315