МАРК ШАГАЛ

#1
6 июля 2017 года исполнилось бы 130 лет со дня рождения одного из самых знаменитых представителей авангардного искусства в живописи, графика, иллюстратора, сценографа, поэта, мастера прикладного и монументального искусства двадцатого века Марка Шагала.

Марк родился в городе Витебске в 1887 году в еврейской семье мелкого торговца Захара (Хацкеля). Он был старшим из десяти детей. С 1900 по 1905 годы Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца. Затем в жизни Марка произошел целый каскад событий, и все они были связаны с его переездом в Петербург.

С 1907 по 1908 годы, М. Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е.Н. Звягинцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Первой, написанной Марком, картиной стало полотно "Покойник» ("Смерть") (1908.), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Далее следуют "Семья" или "Святое семейство", "Портрет моей невесты в черных перчатках" (1909 год). Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Осенью того же
1909 года витебская подруга Марка Шагала – Тея Брахман, которая тоже училась в Петербурге и была настолько современной девушкой, что даже несколько раз позировала М. Шагалу обнаженной – познакомила художника со своей подругой Беллой Розенфельд. По словам самого художника, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Марка Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах.

В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж. Поселился в артистической колонии Ля Рюш ("Улей"). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин "сверхнатурализм" ("сюрнатурализм").

В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки "Мир искусства" (1912), "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913). До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.

Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Марка Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным "человеческим измерением", сделала Шагала предвестником таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Центральными работами первого парижского периода стали: "Я и моя деревня", (1911), "России, ослам и другим", (1911-12), "Автопортрет с семью пальцами", (1912), «Голгофа», (1912) и др. Тогда же были написаны полотна "Понюшка табаку", (1912), "Молящийся еврей", (1912-13), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.

Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. Там его застала Первая мировая война, поэтому свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. В 1914-15 годах была создана серия "документов" из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).

В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились, и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца. С осени 1915 и по ноябрь 1917 года Марк Захарович с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты ("Продавец газет", "Зеленый еврей", все 1914, "Красный еврей", (1915), картины из цикла "любовники" ("Голубые любовники", (1914), "Зеленые любовники", (1914-1915), "Розовые любовники", (1916), и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции ("Зеркало", (1915), "Портрет Беллы в белом воротничке", (1917) и др.).

После Октябрьского переворота Марк Шагал был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского, И. А. Пуни, Л. М. Лисицкого, Пэна и других. Под руководством Шагала и с его участием в 1918.-20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска. В последний период на родине художником были написаны полотна "Над городом", (1914-1918.), "Венчание", (1918.), "Прогулка", (1918.) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения. Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920). Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке.

В последний русский период М. Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом (Культур-лига, Москва).

В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге "Моя жизнь" (папка с гравюрами "Моя жизнь" была издана в 1923; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931).

По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1923-1927). Затем по заказу же А. Воллара исполнил иллюстрации к "Басням" Лафонтена (1927-1930). В 1927 возникла серия гуашей "Цирк Воллара" с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.

В 1920-е годы дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Руо, П. Боннаром, П. Элюаром и многими другими деятелями искусств. В 1920-30-е годы художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей "второй родины"Шагал принял в 1937).

В 1931 году совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для А. Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное""Библейское послание" Марка Шагала.

В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения художника в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие ("Белое распятие", (1938.), "Распятый художник",(1938.-1940), "Мученик", (1940), "Желтый Христос", (1941), и др.).

В 1941 году М. Шагал принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку. В американский период художник в основном работал для театра: в 1942 оформил балет "Алеко" по мотивам поэмы "Цыганы" А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского "Жар-птица". В сентябре 1944 внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях "Моей жене посвящается" (193З/1944) и "Вокруг нее" (1945).

Окончательное возвращение М. Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя (1948.) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.

В конце 1940-х годов М. Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х годов художник приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя" (1960-1962).

На юге Франции начался последний этап жизни М. Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х годов создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х годов им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.

В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро М. Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Его мозаика "Четыре времени года", созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка.

С 1966 года художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. И лишь в 1973 году Марка Шагала пригласили в СССР, где в Третьяковской галерее была организована выставка художника.

Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978. года в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).

В июле 1973 в Ницце был открыт музей "Библейское послание", разместившийся в задуманном М. Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому "храму" статус национального музея.

Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.

Подробнее о жизни и деятельности М. Шагала вы можете узнать из книг:
Шагал, Марк . Моя жизнь: [пер. с фр.] / Марк Шагал; [предисл. и коммент. Н. Апчинской]. - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 416 с. : [32] л. цв. ил. - (Наследие).

Шагал, Марк Захарович. Ангел над крышами: стихи, проза, статьи, выступления, письма / М. З. Шагал ; пер. с идиш., [сост., предисл. и коммент. Л. Беринский, худож. М. З. Шагал]. - Москва : Современник, 1989. - 222 с. : цв.ил

Ракитин, Василий Иванович. Марк Шагал. 1887-1985 / Василий Ракитин. - Москва : Искусство - XXI век, 2010. - 472 с. : ил., цв.ил., портр. - Библиогр.: с. 443-446.
 
Последнее редактирование: