Российские представители в Лиге Европы дружно сбавили ход. Впервые в нынешнем розыгрыше ЦСКА пропустил, а «Зенит» победил с разницей лишь в один гол. Тем не менее обе победы вновь выглядели убедительными. Отечественные клубы обнаружили изрядный запас прочности: и игровой, и кадровой.
Питерские привычки
При всей условности понятия «стартовый состав» железных игроков основы в том комплекте, что начинал матч в Сплите, было двое – Александр Анюков и Игорь Денисов. Все остальные нередко остаются в резерве, а кто-то, как, например, Саболч Хусти, и в заявку на игру в последнее время попадает крайне нерегулярно. В общем, в подобном сочетании «Зенит» в текущем сезоне ещё не играл. Видимо, держа в уме предстоящий, самый дальний в чемпионате России, перелёт в Новосибирск, где в воскресенье лидеру предстоит проводить матч 27-го тура, пятерых ведущих игроков наставник сине-бело-голубых Лучано Спаллетти вообще оставил дома.
Отрадно, что на действиях команды такие масштабные перемены практически не отразились. Питерская игра если и изменилась, то в оттенках, но не в цветах. Резервисты обнаружили отменную тактическую выучку и сохранили все стилистические черты нынешнего «Зенита». Они так же дружно начинали прессинг, так же точно использовали свободные зоны, так же быстро убегали в ответную атаку. Не резали глаз ни противоречия, ни неловкости, ни заминки, которые были бы понятны в действиях футболистов, лишённых регулярной практики. Преимущество «Зенита» на протяжении примерно часа игры было подавляющим, даже защитники едва ли не всё время проводили на чужой половине поля, а Анюков вообще зачастую выполнял функции крайнего форварда.
Решившись на такое размашистое обновление, Лучано Спаллетти фактически сам себя проверил на профпригодность. И выдержал этот негласный экзамен на «отлично». Оказалось, что игроки второго ряда у него исчерпывающе знакомы со всеми тонкостями командного манёвра, пребывают в тонусе и не думают хандрить. Пожалуй, таким образцовым содержанием резерва готов блеснуть далеко не всякий тренер. Показательно, что итальянский специалист и по ходу матча продолжал ставить опыты. Никак иначе не назовёшь замену центрального защитника крайним форвардом с параллельной передвижкой двух игроков – Александра Луковича с края обороны в центр, а Саболча Хусти с фланга атаки на фланг защиты. И пусть такой вариант свою жизнеспособность не подтвердил: в это время «Хайдук» как раз отквитал два мяча, – необходимую для себя информацию тренер наверняка получил.
Говорить о том, что дублёры сохранили присущее «Зениту» лицо, приходится не только с позитивом. И в обновлённой редакции команда подтвердила свою дурную привычку сбрасывать обороты ближе к концу игры. В трёх из четырёх матчей Лиги Европы и в трёх из пяти октябрьских матчей чемпионата страны последний гол «Зенит» позволял забивать сопернику. И цену некоторым из тех голов Питер, должно быть, помнит хорошо. Думается, избавиться от регулярных финишных провалов в интересах самого «Зенита». Потому что на серьёзном уровне – а после победы в Сплите питерцы уже вправе примерять себя к плей-офф – подобную слабость обязательно накажут.
Армейский авторитет
В отличие от питерских соперников по группе, армейские более настойчивы, а потому формально первое место в группе ЦСКА себе пока не обеспечил. Но представить то, что команда провалит финальную часть группового турнира, сейчас сложно. Вот и с крепким итальянским соперником армейцы справились без перенапряжения.
Хотя в начале домашнего матча поклонникам красно-синих и пришлось слегка понервничать. Гол «Палермо» сочинил, конечно, классный, но присутствие на поле Сергея Игнашевича вполне могло бы уберечь хозяев от такого досадного начала. И дело не только в том, что упустил соперника Дейвидас Шемберас, занявший место в центре обороны после долгой паузы, но и в том, что вообще вся защитная линия, оставшаяся без своего лидера, в том эпизоде потерялась: автора голевого паса Фабрицио Микколи на правом фланге безуспешно пытались блокировать центральный защитник Василий Березуцкий и почему-то даже левый защитник Георгий Щенников.
Впрочем, это был по сути единственный эпизод, когда пришлось вспоминать об отсутствии бессменного центрального защитника, которому Леонид Слуцкий дал возможность перевести дух. Другие же перемены в составе, наоборот, решили судьбу матча в пользу ЦСКА. Так, например, первый ответный гол Кейсуке Хонда забил после изысканной передачи Зорана Тошича, которого тренер в этот раз определил на «чужой» для него правый фланг. Такая позиция предполагала частое смещение хавбека в центр, под удобную левую ногу, и именно из этой зоны и был сделан пас, приведший к переломному голу.
Отдельного слова заслуживает Томаш Нецид. Как-то неожиданно этот форвард стал в последних матчах самым результативным игроком команды. А в ворота «Палермо» он забил не просто важные, но и весьма эффектные мячи. Чем даже заставил взглянуть на себя чуть по-новому. Такого Нецида, по-хорошему наглого, куражистого и эстетствующего, мы прежде не знали. Этот человек уже не напоминал нескладного и угловатого малого, над манерами которого принято слегка потешаться, зато вполне походил на основного форварда уважаемой в футбольном мире сборной Чехии.
Хоть все три своих гола армейцы создали в позиционной атаке, где численное несоответствие сторон не столь заметно, игнорировать факт количественного превосходства ЦСКА было бы, пожалуй, неправильно. Оба матча против армейцев «Палермо» завершал в меньшинстве. И если дома футболист сицилийского клуба увидел красную карточку ближе к концу, когда игра уже была сделана, то в Химках удаление последовало в первом тайме, когда в матче ещё ничего не было ясно. Причём в каждом из двух эпизодов, где Антонио Ночерино были предъявлены жёлтые карточки, португальский рефери, как показалось, вполне мог обойтись и без них. В разговоре о качестве арбитража уместно вспомнить и матч на Сицилии. Тогда несколько острейших атак хозяев на первых минутах были остановлены флагом бокового судьи, причём, как показал телевизионный повтор, не всегда обоснованно. Так что в обоих матчах против «Палермо» арбитры вели себя по отношению к армейцам весьма лояльно. Как знать, возможно, и это тоже есть показатель возросшего авторитета ЦСКА.
Андрей Колесников, Sportbox.ru