История 501-503 строительства - это история о том, как наш народ в условиях Сталинского диктата и несправедливости со стороны СИСТЕМЫ, ковал безопасность и независимость своей Родины. История этого стр-ва - это память не только о судьбах заключённых и возможностях нашего народа, но и память о том, к чему приводит жажда мирового господства отдельных государств, таких как Англия, США и Германия. Если бы не эти колонисты, то не было бы мучительных и преждевременных родов 501-503-й стройки, которые в итоге окончились абортом. А потому не стоит забывать этой истории.
Если бы я был президентом нашейраши, то я бы сделал всё, чтобы память об этой стройке была восстановлена, сделал бы всё, чтобы сюда тысячными толпами приезжали иностранцы, которым экскурсоводы рассказывали бы о том, что именно америкосы, англичане и немцы создали все условия для наших адских мук, тем самым какбэ намекая на их эгоцентричную и алчную природу, природу, которая заставляет их тела (bodies) постоянно искать своего материального благополучия, причём за счёт других.
zig_zag, вот о том-то и речь... Большинство людей считают ржавые рельсы памятником невинно посаженным людям (которые после побегов вырезали оленеводов стойбищами вместе с малыми детьми), согнанных на бессмысленную и беспощадную стройку ради их уничтожения. Мне один мой товарищ с круглыми глазами рассказывал, что под каждую шпалу ложили по 2 трупа, что люди здесь сидели по 25 лет! Причем товарищ не из "понаехваших", а из самых что ни на есть местных. И я так понимаю, этот памятник будет призван развивать эту "память"...
Вот чтобы так не думали следует читать книги, и сохранять памятники по важнейшим историческим событиям. А история 501-503 строительства - это было приоритетным строительством того времени не только во всей системе ГУЛАГ, но и в масштабах всей страны. Следует почитать почему:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Участник:Timotv/Sand/501 — 503
о причинах см. разделы:
Очевидные вещи и предположения
Индустриализация, освоение кладовых Севера
Фактор ВОВ
Возникновение новой военной угрозы для СССР в 1945 году. США, Великобритания и атомное оружие
---------- Добавлено в 22:22 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 22:17 ----------
Нужно сохранить хотя бы маленький кусочек дороги.
Думаете, такие времена больше не повторятся?
Люди - звери.
Это все знают, так что надо делать так, чтобы не повторялись.
А что именно? Логично: сохранять память. Для того чтобы ВИДЕТЬ И ПОНИМАТЬ ЧТО ТАКОЙ УЖАС НЕЛЬЗЯ ПОВТОРЯТЬ.
И неважно, невинные там люди были, или нет.
Вот для этого-то и нужен музей.
По крайней мере, уж лучше музей, чем еще какая-нить хрень, еще хреновее.
Вот так я это понимаю.
Дело не только в ужасе (если иметь в виду использование подневольного труда в нечеловеческих условиях), а также в том, что сама дорога Воркута-Норильск была крайне нужна в тот период. Геополитика знаете ли... СССР боролся за выживание. Об этом прочтёте на википедии по ссылкам выше.
Что касается ужаса, то многие до сих пор придумывают на этот счёт всякую ерунду. В действительности условия содержания з/к на этом строительстве были гораздо лучше, чем на любых других гулаговских стройках. Об этом сами з/к говорят. А с 1949-го года так вообще стало несопоставимо лучше - с каждым годом улучшалось снабжение - улучшался быт. Это не касается заключённых, которые всегда ходили под конвоем - им не повезло, но надо учитывать, что среди подконвойных половину составляли обычные урки. Они жили в зоне, т.е. за колючей проволокой, и у них всегда было примерно одинаково плохо со снабжением всем необходимым (питанием, одеждой, палатками, инструментами, медикаментами и прочая). Конечно, условия в каждой зоне могли сильно отличаться, но ко всем зонам одинаково применялся принцип наименьшего приоритета по части снабжения по сравнению с бесконвойными и вольнонаёмными. Подконвойные использовались на самых тяжелых работах - на создании насыпи для ж/д, на карьерах, на строительстве мостов и водопропускных сооружений. В карьерах заключённые лопатами и ломами добывали песок и щебень, вывозили тачанками и грузили в грузовики ЗИС-5 и ЗИС-150, которые дальше развозили по "трассе". Другие з/к разгружали грузовики и растаскивали тачанками песок и щебень по сооружаемой насыпи. На карьерах использовался не только ручной труд, были и экскаваторы, но их было мало. Для добычи мерзлого песка (песок протаивает, максимум, на 1.5 метра) использовалась взрывчатка. Заключённые вручную бурили шурфы, туда закладывали динамит и подрывали. Также следует учитывать, что только на таких работах большая часть заключённых могла заработать себе "зачёты" (выполнил за смену 151% - зачитывают 3 смены, т.о. день идёт за три), т.е. все кто хотел пораньше получить свободу - шли работать в карьер и на насыпь, т.е. соглашались на тяжкие условия. Некоторым везло - и они попадали работать в какие-нибудь конторы. Для этого надо было иметь какую-нибудь профессию, или быть проворным и хитрым. Конечно, не у всех была такая возможность выбора - многие сразу попадали за колючую проволоку и в карьер. Но большую часть часть заключённых на строительстве всё-таки составляли не урки, т.е. не опасные заключённые - это 58-я ст., а также осужденные по «указу
семь-
восемь» (от 7.08.1932) и по указу от 4.06.1947 (из тех, кто ранее не имел судимости, т.е. большинство) - им конвой не полагался, они жили в бараках за пределами зоны, и свободно передвигались в пределах лагерного пункта. Руководство стройки в лице Барабанова и Татаринцева прекрасно понимали важность стр-ва и требовали от МВД поставлять рабочие руки, а не уголовников. Организация труда в среде урок, как известно, дело невыгодное абсолютно. Эффективность труда у них при любом раскладе всегда ниже, чем среди нормальных людей. И не только потому, что у них кредо такое - работать западло, а ещё потому что они не умеют и не могут уже давно. С ними нужно постоянно "няньчиться" - пока кнутом погоняешь - он копает, как только отвернулся - он не копает. Следует отметить, что Барабанов делал всё необходимое для повышения скорости и качества строительства(какое только было возможно при установленных Сталиным сроках), т.е. эффективность труда заключённых была главным фактором успеха реализации поставленной задачи наравне со снабжением. Конвой отнимал много лишних ресурсов и времени (проблема в том, что приходилось постоянно строить жильё при перемещении лагерных отрядов на новое место в нетронутой тундры + содержание конвоиров) Поэтому от конвоя сразу отказались - он только мешал и тормозил всё строительство. Под конвоем оставили только урок и большие смешанные лагеря. Был один такой лагерь в Игарке на 7000 человек. Это самый большой лагерь. Там были самые тяжелые условия. Но Барабанов сам был подневольным и хорошей участи для заключенных он не имел права добиваться. Хотя зэкам из КВЧ (театр, эстрада) он создавал исключительно хорошие условия. Барабанов старался выбивать для строительства всю необходимую технику и материалы, какие только можно было достать в то время. Напомню, это был 1947-49 годы - голодное время, период разрухи в хозяйственной деятельности СССР. Напомню, что в 1946-47 годах по стране прошёлся страшный голод. Но поскольку стр-во финансировалось по факту, то это несколько улучшало почти безнадёжную ситуацию - построить дорогу Воркута-Игарка к 1953 году - такая была установка у Сталина в 1949 году. Для стройки выбивали нужную технику и материалы, но чуда быть не могло - страна была полностью разорена. Наверное, я не далеко уйду от правды, если скажу, что в те годы лишь несколько строек по всему СССР, или даже вовсе единицы, имели такое же количество экскаваторов и грузовиков. Ну а по снабжению всем остальным равных строительству 501-503 не было, по меньшей мере, до 1952 года.
---------- Добавлено в 22:25 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 22:22 ----------
Вроде как в марте 1953 года передали Министерству путей сообщения целиком все строительсво 501. Или потом еще были передачи?
МПС приняло только участок Чум - Лабытнанги и то только в 1955 году, после того как дорога была доведена до требований МПС. Там не дураки сидят - зачем им недостроенная дорога без финансирования ?
---------- Добавлено в 22:35 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 22:25 ----------
Кстати на счёт рельс. Некоторые думают, что самые старые рельсы 1917 года. В действительности самая старая рельса, использованная на стр-ве 501-503 1877 года, см. одну из фотографий тут:
http://obolev.livejournal.com/4106.html
и вид
ео Добровольского А.:
http://tv.mk.ru/video/1562-korrespondent-quotmkquot-pokoril-polyarnuyu-zheleznuyu-dorogu-na-velosipede.html
Остальные рельсы:
http://yamal.rgo.ru/ekspedicii/ekspediciya-po-marshrutu-strojki-501-2007-2008-gg/istoriya-v-relsax/
А использовали эти рельсы только по двум причинам:
1) они имели наилучшие параметры хладостойкости - у них была выше гибкость, т.е. на сильных морозах они не ломались, а также наилучшим образом подходили для пилотной линии, т.е. построенной по облегченным условиям, при которых допускались сильные просадки полотна. Это не мои выдумки, а заключение эксперта-материаловеда Павинского В.Ю. С конца XIX века ТУ для рельс постоянно изменялись так, что их твёрдость, а вместе с ней и хрупкость на морозе, повышалась. Другими словами, чем раньше произведены рельсы, тем они более хладостойкие.
2) промышленность была разрушена, и производство рельс в стране практически отсутствовало
---------- Добавлено в 23:17 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 22:35 ----------
лично мое отношение к 501-й - уникальный инженерный проект, хоть и узко региональный, к сожалению оказавшийся ненужным
Два НО:
1) проект не был региональным. Как я уже сказал выше, читайте книжки. Если кратко по сути - это был приоритетный проект в СССР как и атомный
2) ненужен он оказался только потому, что шла борьба за власть после смерти Сталина. В марте 1953 были остановлены многие затратные стройки. Версия такая: Берия хотел выпустить всех урок на свободу -
26 марта 1953 года он подготовил докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение около 100 тысяч человек, из числа лиц, осуждённых на срок до 5 лет. Так вот, под этим сроком преимущественно сидели обычные урки. Остальным (58 ст. и "колоски", невинным и оговоренным настоящими преступниками) давали 10 лет, 20, и 25. Берия объединил под своим началом МВД и МГБ (05.03.1953) и хотел дестабилизировать обстановку в стране, чтобы потом наводить порядок и укреплять свою позицию.Но победил, как мы знаем, Хрущёв. А этому придурку вообще было не понять замысел не только 501-503-го стр-ва, но и вообще всего, что делал Сталин, т.к. этот деревенский парень совершенно ничего не понимал ни в геополитике, ни даже в с/х. Безграмотный совершенно во всём.
---------- Добавлено в 23:37 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 23:17 ----------
интересно, дорога по документам просто брошена на авось или законсервирована...? если второе, то это уже УК попахивает.. а ежели первое, почему ее стараются всегда незаметненько так распиливать.. палка о двух концах прям какая-т. нипонимэ
Сначала проводилась спешная консервация, но консервации толком не получилось, т.к. до окончания речной и морской навигации 1953 года надо было вывезти людей, продовольствие, материалы, оборудование и технику. Вообще всё превратилось в эвакуацию, как после какой-нибудь катастрофы. Однако, стройку заброшенной начали считать только к концу 1950-х годов. Вот есть интересный факт:
В депо Таз был сторож до 1958 года. Следовательно, с этого года можно отсчитывать время, когда правительство отказалось от завершения стройки.
—
«Воркута-Игарка». Пешком по трассе. Павинский В. Ю., 1998-й год /книга: «СТРОЙКА № 503» (1947—1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. /Издательство «Гротеск». г. Красноярск 2000 г. — 208 с.
---------- Добавлено в 23:43 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 23:37 ----------
кстати - железка прошла "насквозь" территории некоторых крупных месторождений углеводородов, случайность или закономерность?
Закономерность. Читайте на википедии следующие разделы:
Версия 4
Очевидные вещи и предположения, см. п. 7
---------- Добавлено в 23:59 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 23:43 ----------
- это очень дорого, даже для нашего региона, и уж точно мало кому интересно, совершенно не туристический объект
Дебильная логика. В цивилизованном мире память о значимых событиях всегда сохраняют, даже не задумываясь. И потом, речь идёт лишь о сохранении хотя бы нескольких километров дороги и пары лагпунктов на этом участке. Это сущие копейки для сохранения памяти о героическом подвиге наших людей, которым пришлось таким образом отвечать на геополитически вызовы, брошенные Германией, Англией и США Советской России в первой половине XX века.
Надо полагать, мнения о дороговизне памятника истории стр-ва 501-503, это следствие незнания собственной истории. А история простая - Сталин в течении всего времени на посту главы гос-ва занимался нейтрализацией внешних и внутренних угроз. Только этим и была вызвана мобилизация экономики в 1928 году по условиями военного времени. Стыдно такие простые вещи не знать. Зная это уже можно понять и причину строительства 501-503. К сожалению, сегодня память о строительстве 501-503 свелась к рельсам, оттого и такое ущербное понимание проблемы сохранения памяти об этом объекте.
---------- Добавлено в 00:19 ---------- Предыдущее сообщение было написано Вчера в 23:59 ----------
Да, и вообще, в Салехарде, снесли целые кварталы исторической застройки, не только связанные с 501-й, но и с более ранним периодом. ВОт на чем надо было туризм развивать, а не на забытых и растащенных кучу лет назад рельсах.
Не надо ставить выбор между двумя якобы разными проблемами. Если мы хотим вырастить понимающее поколение, то должны сохранять и восстанавливать историю вообще. Если говорить об исторических зданиях и сооружениях, то, конечно, надо подходить разумно к этому вопросу - не всё можно и нужно сохранять. Но уничтожать полностью все ветхие строения тоже нельзя. Надо подождать лучших времён и восстановить их. Это ведь память о большом труде наших предков, благодаря которым был построен тот же Салехард, который как и любой город в Заполярье является оплотом 70% всей российской
ущербной ресурсоориентированной экономики. Помимо этого любой город в Заполярье - это фактор развития Севера, без которого у России нет никакого будущего. Что касается городов вообще - то каждый город сыграл какую-то роль в истории страны и народа, и её нужно постараться не забыть и сохранить какие-то моменты из прошлого в виде архитектуры или других материальных памятников.
Проблема заключается в повсеместном игнорировании истории в нашей стране. Корень этой проблемы - полная умственная ущербность и узость мировозрения, не только администрации и властей на всех уровнях, но большей части населения. Это беда современного русского человека и землянина вообще. Дебилизм на планете земля давно стал диагнозом для подавляющего большинства, вот только мало кто об этом задумывается. А если не дебилизм, то тогда просто духовная и умственная деградация.
---------- Добавлено в 00:25 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 00:19 ----------
"Труп под каждой шпалой" - это образное выражение.. Конечно же не складывали трупы под шпалы.. Это обозначение того, что столько народу погибло на стройке, сколько шпал в этой ветке....
Расхожий миф, который появился в 1985-1990 года на волне всеобщей антисталинской истерии. Походу этот миф будет жить до тех пор, пока в учебниках по истории не появится хотя бы пару страниц о стр-ве 501-503.
Кстати вопрос:
в школах ЯНАО на уроках истории об этом рассказывают что-нибудь?
Согласно официальным данным, смертность среди заключённых на строительстве 503 составляла 0,02 %-0,08 %
[139] от месяца к месяцу. По сравнению с другими стройками ГУЛАГа такая смертность считается низкой.
[205]