Про книги
Анна Неркаги.
Это имя я услышал на встрече, организованной
штабс-капитаном в рамках продвижения сайта Маршруты.Ру, от
генерала, рассказывавшего нам о своей летней поездке на Крайний Север. Среди прочего он показал фотографии с этой писательницей и очень настойчиво советовал прочесть повесть "Белый ягель". В итоге книга приехала ко мне с
Андрианом полторы недели назад и скоро будет отправлена обратно в Питер.
Анико из рода Ного.
Это первая книга Неркаги. А о чём старается рассказать начинающий писатель? О себе и о своём народе.
Описаны практически все элементы жизни ненцев, обрисованы проблемы "отцов и детей", "города и деревни", ненецкого алкоголизма и постепенного отхода от оленеводства и охоты.
Очень многие ненецкие дети обучаются в школах-интернатах, затем в институтах, практически не видя родных. Одна из таких детей, Анико, услышав о гибели матери и сестры от зубов волка, приезжает в стойбище, где её принимают так, будто она останется там навсегда. Распределённый в эти края геолог Павел Леднёв увлекается ненецкими ярабцами (песнями-плачами), манерой одежды, отношением к оленям и начинает своим примером (о нём Анико даже приходится услышать: "Не всякий ненец - ненец") воспитывать главную героиню, а подливает масла в огонь фельдшер, инспектирующая сразу несколько стойбищ. Анико улетает сдавать сессию, но понимает, что вернётся, чтобы приносить пользу своему народу. Похожий выбор сделала и автор.
Ridiculous note: впервые узнал, что у слова "нарты" есть форма единственного числа - нарта. В остальном большинство подробностей совпадает с материалом лекции
генерала.
Илир.
Описан период становления советской власти и раскулачивания. Получилось что-то вроде "Старика и моря": мальчик Илир живёт крайне плохо, всё теряет и всех побеждает, но о последнем не сказано прямо. Да и победа эта - наполовину проигрыш Маймы, который своей жестокостью убил старшего Сэротэтто, мать и брата Илира, пса по кличке Грехами Живущий, загубил жену; заставил умереть в заключении своего отца Мерчу.
Белый ягель.
Достигнута высшая точка писательского мастерства. Здесь "проблема отцов и детей" выходит на уровень проблемы главы семейства, каковую должность долго не занимает Алёшка, увлечённый уехавшей из стойбища семь лет назад Илне. Кстати, имя Алёшка и собачья кличка Буро не просто так перекочевали из "Анико из рода Ного": надо было раскрыть и тему сохранения преемственности поколений теми детьми, которые по каким-то причинам не смогли остаться в интернате и вернулись к прежней жизни. А собака в этом - друг и помощник.
Советская власть, приехавшая в "Илире" на Красной нарте, здесь предстаёт в образе пьяного сельсовета, который не может помочь Алёшке, приехавшему с вопросом жизни и смерти, или в образе выбивающего план председателя совхоза, который споил Хасаву, заставив того забить большинство оленей. Из этого можно понять, что ненцы в целом сохранили обособленность от государства.
В пику подросткам: в книге нет постельных сцен, хотя мать Алёшки многократно напоминает ему, что нужно взять жену.
Молчащий.
В последней повести ненцы упоминаются как предки людей, опустившихся до скотского состояния, - скопийцев (ранее Свифт называл их "еху"; нынешнее наименование происходит от слова "скопище", а не от "скопца"). Скопийцы встречаются с Молчащим - гибридом человека и зверя, аллегорией сына божьего - и начинают его убивать, далеко не с первого раза поняв, кто он, а когда всё-таки убивают, настаёт конец света. Или конец тьмы - с точки зрения автора жизнь низменными инстинктами, жизнь без правды не лучше смерти.
После или во время написания "Молчащего" (определить сложно из-за скудной освещённости периода каслания в СМИ) у писательницы погибла дочь, что стало ещё одним сильным толчком к прекращению творчества и переходу в смесь православия с язычеством. Она и по сей день преподаёт в своей школе сиротам и периодически строит новую церковь, чтобы спастись от конца света. А ненцы, в отличие от нивхов, урбанизировавшихся на Сахалине на деньги Exxon, продолжают кочевать в тундре с оленями. И это хорошо.
О жизни и творчестве Анны Павловны Неркаги я рассказал далеко не всё и не очень хорошо. Более полные сведения можно найти в письме тюменского писателя Константина Лагунова и в заметке В.Рогачёва "...Гений чистой красоты...".
http://stskiminok.livejournal.com/404922.html