Кто ответит за товар?

7 Янв 2006
15,427
4
38
37
Драхелас!
#1
Статья с сайта ОЗПП (общество Защиты Прав Потребителей)

Ребенок в магазине – это всегда повышенный риск для торговой сети, ведь непоседа совершенно случайно может испортить товар или обрушить витрину.

Случайно разбил бутылку вина в торговом центре — и тут же достаешь кошелек, чтобы загладить вину. Охранник магазина требует раскрыть сумку, и вот уже покорно смотришь, как он изучает её содержимое. В супермаркете не меняют бракованный товар, потому что нет чека, — несешь домой новенький утюг, который проработал всего сутки. Многие россияне чуть ли не каждый день ходят в магазин, но так и не знают своих прав.

Платить за порчу не надо

Покупатель не должен платить за товар, который он случайно испортил в магазине. Например, если задел рукой бутылку вина, которая стояла на полке, и она разбилась. Или взял с прилавка товар, в результате чего тот упал на пол и повредил соседний предмет. И в этом случае сотрудники магазина не вправе требовать за него деньги. С

огласно Гражданскому кодексу РФ (статья 211) порча товара в магазине является риском случайной гибели имущества, поэтому убытки за его повреждение несет собственник. Пока покупатель не оплатил товар на кассе, его владельцем считается торговое учреждение. Соответственно, все расходы на испорченную вещь ложатся на магазин. «Риски порчи товара, как правило, закладываются в его стоимость, и несет их магазин», — прокомментировал «Труду-7» юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.

Охранник не может обыскивать

Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать. И будет прав, так как действия охранника незаконны. Он должен следить за порядком в торговом учреждении, а не ловить грабителей. Обыскивать человека, в том числе осматривать его сумку, могут только компетентные органы, например милиция, отмечает Олег Фролов.

«При этом должно быть соответствующее предписание. Вдобавок обыск проводят в отношении подозреваемых, а покупатель таковым априори не является, так как нет доказательств», — говорит эксперт. Исключением является тот случай, когда охранник, как говорится, поймал его за руку. Но и в этом случае он имеет право только задержать и вызвать милицию.

Правда, сделать это охранник имеет право, даже если лично не видел, как покупатель что-то воровал, а руководствуется только подозрением. Если же они не подтвердятся, то это будет моральным оскорблением покупателя, за что можно требовать компенсацию.

Сумки можно брать с собой

Покупатель не обязан оставлять большую сумку в ячейке перед входом в магазин. Ни в одном законе или документе не прописано, что покупатель должен это делать, говорит Олег Фролов. Оставить сумку в ячейке он может исключительно по своему желанию, чтобы было удобнее и свободнее ходить по магазину. Никто не вправе заставить его сделать это.

Покупатель имеет право прогуливаться по торговому центру со своим габаритным багажом, если боится за его сохранность. Правда, предварительно его могут упаковать в специальный пакет. Чтобы снизить риск воровства, подобные меры действуют уже во многих сетевых магазинах.

И в этом случае у покупателя нет выбора: упаковать сумку придется. Если же в магазине нет подобной услуги, то покупатель не обязан где бы то ни было оставлять багаж и может взять его с собой. При этом за сумку, оставленную в ячейке, несет ответственность магазин. И если её украли, то торговое учреждение должно возместить её стоимость.

Вернуть можно без чека

Покупатель имеет право обменять или вернуть бракованный товар без кассового или товарного чека. Даже если у него нет вообще никакого документа, подтверждающего факт покупки товара именно в этом магазине. Согласно закону «О защите прав потребителей» (глава 2, статья 18) это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В данном случае доказать, что товар куплен именно в этом магазине, могут свидетели, например супруг или друг, которые при этом присутствовали. Это прописано в законе «О защите прав потребителей» (глава 2, статья 25).

Причем обменять на основе свидетельских показаний можно не только товар с браком, но и вещь надлежащего качества, если она не подходит по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Правда, тут действует ограничение: обратиться в магазин с этой просьбой нужно в течение двух недель со дня покупки.

(Добавлю от себя. Можно обменять, если товар не попадает под данный перечень
ПЕРЕЧЕНЬ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ОБМЕНУ НА АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР ДРУГИХ РАЗМЕРА, ФОРМЫ, ГАБАРИТА, ФАСОНА,
РАСЦВЕТКИ ИЛИ КОМПЛЕКТАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222,
от 06.02.2002 N 81)

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов)
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222, от 06.02.2002 N 81)
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
(п. 12 введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)
13. Животные и растения
(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 N 1222)
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации)
(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
)

Есть только одно «но» Только в одном случае покупателя обяжут оплатить испорченный товар: если повредил он его с умыслом. Например, клиент пришел в магазин в нетрезвом состоянии и стал целенаправленно ронять на пол все, что попадается под руку.

Или, разозлившись на продавца, опрокинул стойку с товаром просто потому, что не мог совладать со своим гневом. Умысел покупателя докажут с помощью видео-камер, которые зафиксируют все его движения. А камеры сегодня установлены практически в каждом магазине.

Суд поддержал покупателей

Прецедент, когда суд признал, что охранник магазина не имеет права обыскивать покупателей, произошел в Ульяновске два года назад.

Впервые обратилась к правосудию жительница города Наталья Пономаренко. В супермаркете женщину с восьмимесячным ребенком в коляске остановил охранник. Он заподозрил её в краже банок с детским питанием и обыскал в кабинете директора магазина. Обыск не дал результатов, но администрация торгового центра даже не извинилась перед покупательницей. На следующий день Пономарева пошла в суд, который подтвердил, что согласно закону охрана магазина не имеет права проводить досмотр покупателей без милиции. Иначе это квалифицируется как незаконное лишение свободы.

Супермаркет выплатил пострадавшей компенсацию за моральный ущерб.


 

qwerty

Заблокирован
28 Окт 2009
3,008
0
36
44
#2
Если же в магазине нет подобной услуги, то покупатель не обязан где бы то ни было оставлять багаж и может взять его с собой. При этом за сумку, оставленную в ячейке, несет ответственность магазин. И если её украли, то торговое учреждение должно возместить её стоимость.
вот это вот какой статьей подтверждается? а то заманало в авангарде том же пакеты с какими-нить девайсами оставлять и все время оглядываца на шкаф.
 
7 Янв 2006
15,427
4
38
37
Драхелас!
#4
вот это вот какой статьей подтверждается?
"В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. Принято считать, что, сдав сумку, потребитель заключает с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать Вас к заключению такого договора не может никто. И магазин об этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса.
.
.
.
Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).

Теоретически можно даже вызвать милицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли. Со своей жалобой вы можете обратиться в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение по этой статье от 100 до 300 МРОТ.

Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение. Знайте свои права и не позволяйте морочить себе голову."

http://www.badshops.ru/art/art_sdavat.shtml
 
Последнее редактирование: