"Так называемая прямая ("американская") индикация углов крена и тангажа применяется на всех типах самолетов и вертолетов западного производства. На экране индикатора летчик наблюдает неподвижный, стилизованный силуэт своего самолета, видимый летчику сзади по полету, относительно которого вращается по крену и перемещается по тангажу подвижная линия условного горизонта, якобы повторяющая положение линии истинного горизонта, видимой из кабины самолета.
"Получается, что
пилот движением руки вращает не самолет, а окружающее пространство. Летчик дает ручку управления влево, его самолет кренится влево, на экране индикатора индекс самолета неподвижен, а земля поворачивается вправо. Чтобы понять суть такой индикации, представьте, что водитель автомобиля вращает руль вправо, а его автомобиль поворачивает влево", - объясняет летчик.
Фактически, американский прибор показывает обратные значения крена и тангажа, что в экстремальной ситуации становится причиной потери ориентации в пространстве. "Эта особенность идет вразрез с "Авиационными правилами АП-25". Это означает, что
либо требуется корректировка документа, либо нужно признать авиагоризонты с американской индикацией "контрафактными", - считает Пленцов".
http://www.nakanune.ru/news/2016/4/7/22432652/