Статья № 14: Да убоится жена...
Версия для печати
Вопрос читателя:
Неравенство мужа и жены – дано ли оно Богом? И справедливо ли это: “Да убоится жена”?
Ответ:
Когда священник совершает венчание в таинстве брака, то обязательно читается отрывок из Послания святого апостола Павла к ефесянам, в котором, в частности, есть и такие слова:
“Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа” (К Ефесянам, 5 глава, 22–33 стихи).
Как видим, сказано однозначно: мужья – любите своих жён, жёны – повинуйтесь своим мужьям. Возникает закономерный вопрос (как правило, у женщин – мужчин такое положение вещей, разумеется, полностью удовлетворяет): не слишком ли категорично сказано? И где же тогда справедливость? Ведь “одна плоть” – значит одинаковые, равные? Как понять такое разделение, и действительно ли Господь допустил здесь некую “дискриминацию по половым признакам”? Как связать это с тем, что Бог, как сказано в Писании, “не взирает на лица” (то есть одинаково ко всем справедлив)? Попробуем вместе разобраться в этих непростых вопросах, опираясь на основу основ мудрости, Книгу книг – Священное Писание, Библию. Для этого вернёмся в те давние времена, когда сотворил Бог человека – точнее первую цивилизацию людей, символически изображённую в Писании в образах Адама (“Адам” – означает земной) и Евы (“Ева” – жизнь).
В первой книге Библии, Бытии, читаем:
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…
И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть…
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…” (см. Бытие, 1.26–28; 2.18–24).
Даже если рассматривать буквальный смысл приведённых стихов, то и здесь каждое слово пронизано глубокой символикой. Нас интересует: допустил ли Бог неравенство при сотворении мужчины и женщины? Нет! Не случайно же женщина создана именно “из ребра” Адама. “Из ребра” – то есть из бока, как равная ему. В данном случае ребро Адамово играет роль аллегории и служит эмблемой равенства, единосущности, единства в гармонии любви.
“Кость от костей…” Если бы жена была создана из “кости”, например, ноги, – то муж мог бы сказать: Склонись к ноге моей, потому что ты из ноги моей. Если бы “кость” была взята из головы, – то жена могла бы попрекнуть: Я из головы, поэтому должна управлять. Нет. Ни с головы, ни с ноги. Из ребра! Как равная... И этот штрих не случаен на страницах Священного Писания. Впрочем, как нет в Библии случайной ни одной буквы, ни одной йоты (самого маленького значка: йота – наименьшая буква еврейского алфавита, как апостроф), потому что за каждой буквой Писания лежит глубокий морально-этический, духовно-символический и мистический смысл.
Как видим, жена была создана равной своему мужу. Откуда же явилось неравенство? Как и когда была нарушена эта Богом данная извечная гармония? Здесь нам придется перевернуть ещё одну страницу истории цивилизации – страницу начала великой драмы человечества. И название ей – грехопадение…
Мировая гармония, в которой пребывали первые люди веры, изображена в Библии в образе земного рая, Едема (“Едем”, “Еден” – приятность, наслаждение, нежность). Едем это гармония в человеке, гармония в природе, гармония между человеком, природой и Богом. Гармония, осенённая “древом жизни” – вечным законом Любви, древом благодати Божией с благословенными плодами добра, мира, счастья, дарующими жизнь вечную. И именно эти, духовные плоды с мистического древа жизни, и вкушало человечество на заре своего существования…
“И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла…
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь…” (Бытие, 2.8–16).
Как мы помним, Господь сотворил человека по образу Своему: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…” В чём же заключается образ и подобие Божии в человеке? Не внешнее это подобие, безусловно, не физическое. Ведь, как сказано в Евангелии, “Бог есть Дух…” (см. Евангелие от Иоанна, 4.24). Следовательно, образ и подобие Божии – это понятия духовные. Бог есть Любовь – и человек создан способным любить. Бог есть Премудрость – и человек создан умным. Бог есть Сущий (Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе, не зависящий ни от кого) – и человек, по образу Божьему, создан свободным.
Действительно, Господь создал человека не роботом-исполнителем воли Его, но свободным существом, способным самостоятельно избирать свой путь. Личностью, имеющей возможность свободно идти к свету, свободно исполнять волю Божию, свободно направлять свой жизненный путь к правде, добру и любви. Но эта свобода подразумевает и определённую ответственность, ведь человек может так же свободно избрать себе путь и во тьму; может вкушать плоды как с древа жизни, так и с древа познания добра и зла – то есть познавать добро через зло. И такое “древо” было в раю. И такую возможность Господь оставил человеку. Человеку, а не роботу. Человеку, сотворенному по образу Его…
И человек сделал свой выбор.
2. Грехопадение
Когда врач предупреждает нас о том, что какая-либо тяжёлая болезнь, например СПИД, – смертельна, и что вкусив от сего плода, допустив в кровь свою гибельный вирус, мы обязательно умрём, – мы верим ему. Верим врачу, как специалисту своего дела, и нам и в голову не придёт проверять его слова на собственном опыте, практически убеждаться в истинности этого предупреждения, вкушать запретный плод. Не так случилось с первыми людьми – первой цивилизацией людей, изображённой в первой книге Библии, Бытие, в образах Адама и Евы. Хотя они и знали волю Божию, хотя и звучали в их сердцах слова Господни: “От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь”, – искушение взяло вверх над верой. Змий стародавний, который суть диавол и сатана, дух гордыни человеческой, дух злобы и лукавства – нашёл путь к человеческому разуму, посеяв недоверие к словам Творца.
В Библии этот враг и противник, этот вселенский обманщик (“диавол” – обманщик; “сатана” – противник), изображён в образе хитрого змея. Почему именно змея? И в чём она, змеиная хитрость? Неужели змея такое уж хитрое животное? Здесь мы опять наблюдаем глубокую символику Священного Писания. Хитрость змея в его гибкости, в способности тихо и незаметно заползать в душу, сея зёрна недоверия в поле сердец человеческих, – недоверия к воле Божьей, к слову Господа. В способности жалить смертельным своим жалом – жалом греха.
Лукавый змий постепенно подводит Еву к греху – к нарушению Закона, воли Божьей (грех – это и есть беззаконие), сея сомнения в истинности Божьей: а правду ли сказа Бог?..
“И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их – откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Бытие, 3 глава, 1–6 стихи).
Как видим, речь здесь идёт о духовном плоде, плоде познания добра и зла, а не о яблоке или груше, или другом каком плоде фруктового дерева, как это объясняют некоторые “знатоки” Писания. Вкусить плод познания добра и зла означает познать добро через зло: познавать истинность слова Божьего, практически убеждаясь в ней путём страданий за свои грехи. Как непослушный ребёнок узнаёт истинность родительских слов после того, как обожжёт палец горячим утюгом, или порежется, – то есть “съест” тот запретный плод.
Какой же результат получил человек вследствие первородного греха? Райская гармония была нарушена. В жизнь человечества вошли стыд, страх, боль, нищета и сама смерть. Нарушилась гармония и во взаимоотношениях между мужем и женою, Адамом и Евою и по букве. Жена из равной, “из ребра взятой” подруги, из “кости от костей и плоти от плоти” мужа, превратилась в покорную мужу “половину”. Человечество и сама земля были подданы проклятию – разъединению с Богом. Адам и Ева вынули тот “клин” веры, который соединял их с Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого, и, таким образом, прокляли себя, разъединившись с Богом (“проклинаю” – от слова “клин”: вынимаю клин, разъединяю; в отличие от “заклинаю”: связываю клином, соединяю).
“И сказал Господь жене: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав; “не ешь от него”, – проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей.
Терние и волчцы (осот) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Бытие, 3.16-19).
Райская жизнь закончилась. Нарушилась гармония в человеке, в природе, гармония между человеком и природой; нарушилась гармония и в семейных отношениях. Но Господь оставил людям чудесное обещание – обещание, давшее людям надежду. Надежду на спасение…
3. Вера. Надежда. Любовь.
Какую надежду оставил Господь людям после лишения их райской жизни? В книге Бытия читаем:
“И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Бытие, 3 глава, 14-15 стихи).
“Оно будет поражать тебя в голову…” “Оно” – “семя жены”, рождённый от Духа Святого и Марии Девы Сын Божий, сотрёт сатане голову, уничтожит идею зла во вселенной... И с этого дня уже вера в приход Спасителя, вера в приход на землю Бога во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, вера в спасающую миссию Сына Божьего стала питать надеждой сердца ветхозаветных праведников. Эту надежду пронесли через всю свою жизнь праведные сыны Адама и Евы – Авель и Сиф; потомки Сифа – Енох и Ной; потомки Ноя – Авраам, Исаак и Иаков, получивший за свою веру от Господа имя “Израиль”, то есть победитель. Верою жили праведные наследники Израиля – Иосиф, Моисей, судьи, пророки и цари Божьего народа. Пока не наступила полнота времени, и не пришёл Искупитель… Как сказано в Евангелии от Иоанна: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (От Иоанна, 3.16).
Иисус Христос своей смиренной жизнью, смертью на кресте и воскресением показал человечеству путь спасения, явил дорогу к счастью, к вечной жизни, к Небесному царству. “Верою спасётесь…” – свидетельствует Господь. Верою смиренной, утверждённой делами любви... Распять в себе грех вместе с Христом (т.е., смирением Христовым), умереть для греха вместе с Иисусом (очиститься благодатью, которая через смирение), а затем и воскреснуть в жизнь вечную вместе с Ним (обрести желанную свободу духа) – вот путь истинного христианина. Вера в истинность этого Богом начертанного пути даёт нам надежду на восстановление предвечной гармонии: гармонии в человеке, в природе, гармонии между человеком, природой и Творцом.
Сказал Господь: “Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё” (От Матфея, 5.18). Не прейдёт ни одно слово из Священного Писания, пока не исполнится заповеданное: пока не придет царство Божие “как на небе, так и на земле”, не воцарится Господь в наших сердцах. Царство Небесное – царство благодати, держава мира, желанная страна свободы – внутри нас. Как закваска, которую женщина кладёт на три меры муки, – так возрастает свет истины Христовой, дух смирения и любви в нас, “доколе не вскиснет всё”. Доколе Святой Дух не наполнит наше сердце, так что не останется в нем места для тьмы гордыни и нелюбовности. И тогда-то и “исполнится все”. Тогда подзаконная заповедь “Да убоится жена мужа своего” заменится подблагодатной:
“Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе…” (Послание апостола Павла к Галатам, 3.26-28).
Все вы “одно” в вере, все вы “одно” в совершенстве, все вы “одно” в любви!.. А когда любовь царствует в семье – то уже нет разделения. Тогда нет места господству мужа над женой, нет неравенства, ибо:
“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт…” (Первое к Коринфянам, 13.4–8).
Но пока это ещё не так, пока не царствует ещё Божья любовь в семье, пока мы ещё не имеем права называться “сынами Божиими через веру в Христа Иисуса”, потому что не имеем еще той веры (живой, действенной, смиренной веры, действующей любовью). Пока не раскрыли сердца свои перед Тем, Кто стучит, – не доверились, не отдались Ему полностью. Пока еще не водимы духом Божьим, духом Любви, и ходим не за духом, а за плотью, думаем не о духовном, а о телесном, – то и не удивляемся тому разделению, которое имеем в семьях своих. Потому что хотя семья и является “одной плотью”, но в теле несовершенном закономерно существует неравенство. А в неравенстве этом женская половина объективно должна подчиняться мужской. И в этом Божественная мудрость, на первый взгляд, возможно, и непонятная, и неприемлемая.
Если рассматривать человеческую натуру с позиции психологии, то можно увидеть некоторую разницу в ментальности полов. А именно: мужской ум более аналитический (логически мыслящий), нежели женский. И речь здесь не об уровне интеллекта, но об умственном характере человека (“менталитет” – от латинского mens, mentis – разум, мышление: образ мыслей, мировоззрение, психология отдельной личности, пола, национальности, социальной группы). Женщина же по природе – более эмоциональна, более чувствительна, чем мужчина.
В качестве примера, приведем такую ситуацию. Если семья будет идти над пропастью, и ребёнок, поскользнувшись, вдруг сорвётся в неё, то мать не задумываясь бросится за ним с кручи. Отец же – не факт. И не потому что не любит ребёнка, а потому, что мужской ум более рационален. Он сразу проанализирует ситуацию и поймёт, что, бросившись в пропасть, и ребёнка не спасёт, и сам погибнет. Женщина же ничего этого анализировать не станет, ибо ментальность её более эмоциональна, и материнские чувства в тот момент, наверное, превысят голос разума. Поэтому в библейском языке мужчина символизирует собою разум, женщина – чувства; мужчина – веру, женщина – жизнь; мужчина – жреца, пастыря, Христа, женщина же – мирянина, общину, церковь.
Таким образом, когда читаем: “Жёны, повинуйтесь своим мужьям”, то следует понимать, что кроме буквального содержания, эта фраза значит и то, что наши чувства, наши эмоции должны подчиняться разуму; что жизнь наша всегда должна руководиться верою; что церковь должна служить лишь единому Богу.
Впрочем, не отбрасываем и буквального значения этих слов, и помним, что смирение жены – это основа согласия в семье, и “Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем” (Сирах, 25.22). Итак, “Да убоится жена…” Хотя лично мне более импонирует перевод отца Ивана Хоменко: “Пусть же каждый из вас любит свою жену, как себя самого, а жена – пусть уважает своего мужа...”