Наткнулся в сети на записки вертолетчика, работавшего в нашем крае. Упоминается Салехард, Лабытнанги и т.п. Интересно пишет.
1.=============================================
В 1986 году СССР продолжало бурными темпами осваивать газонефтяные богатства севера Тюмении, страны «вечнозеленых помидоров». Силы и средства были брошены соизмеримые с освоением космоса, а может и более. Война в Афгане, «экономика развитого социализма»…- всюду нужна была валюта.
Что бы Вы, читатель представляли себе, что там творилось, приведу маленький пример.
Видели пробку на МКАД? Представляете себе ее? Вот точно так же было например и в Надыме, но только из….вертолетов.
Да, да….перед закатом короткого полярного дня слеталась куча вертолетов, которые должны сесть с 2-х минутным интервалом между собой строго до конца светового дня. Диспетчера посадки Надымского аэропорта работали втроем, когда везде в Союзе их было по одному. Скороговоркой безошибочно выдавая команды (Тина Канделаки в сравнении с ними - немая) они каким то чудом умудрялись посадить около 30 бортов за 20 минут. Да с нарушениями, но газ/нефть оправдывали все..
И вот в тот год, по осени моему экипажу выпала «честь» транспортировать первый жилой вагончик на вновь осваиваемое Харасавейское месторождение. По тому маршруту мы летали уже много, но сначала там были короткие геологоразведочные партии, которые обходились минимумом (палатка+водка+костер).
Перелетаем под загрузку в г.Лабытнанги. Там кончается железная дорога и оттуда всеми возможными видами транспорта, груз далее распространялся по Северу.
Вертолет Ми-8 на внешней подвеске может взять груз в три тонны. Наш вагончик по заявлению грузоотправителя столько и весил. Почему экспедитор выбрал Ми-8? Хз, может решил , что и так сойдет, Ми-26 тогда были редкостью их по моему вообще на тот год штуки четыре всего было, Ми-6 малочисленны и нарасхват…
Командир предупредил меня, что рейс ответственный, образцово-показательный, рискованный и т.д…Топливо было рассчитано до грамма ( больше возьмешь топлива = меньше груза). Маршрут строго по прямой. Все на нервах. Подлетаем к вагончику. Блин.. Еще и телевидение снимает. Бортмеханик дает команду на подцепку груза. Цепляем. Контрольное висение с грузом. Мать моя!!! А мы его и от земли оторвать не можем. Догадываемся, что вагончик просто прилип к глине. Дело то по осени. Начинаем раскачивать…Чмок ..оторвали один край..другой..Ну ка, а щас..Отрываем полностью от земли, двигатели взлетный режим, а обороты винта падают, 90-89-88 %...Бля…Ну нет, полярные летчики не сдаются.
Не буду Вас мучить. Есть на Ми-8 одна запретная хитрость, основанная на том что обороты винта реагируют моментально, а обороты двигателя с приемистостью секунд 5.
Взлет был ужасен… С многочисленными ударами вагончика об землю, с преодолением ЛЭП за пределами площадки ( я тогда первый раз увидел в кабине Ми-8 полностью небо, кабина сферическая и обычно половину картины занимает земля… так мы его задрали).
Думая, что самое страшное позади выбрались по-над р.Обь. Надо лететь в горы Полярного Урала, а мы не можем высоты набрать, барражируем над рекой как «Юнкерс» над Прагой. Кое как поизрасходовав керосина набрали 1500 метров и вперед с матами. Через 45 минут над точкой. По технологии перед посадкой делается контрольный проход над площадкой, мало ли там дерьма какого накидали...
Я видел, как заслышав вертолет, из палаток повыбегали комсомольцы-геологи и радостно, кто бегом, кто на вездеходе побежали/поехали к вертолетной площадке, расположенной рядом на срезанной макушке маленькой сопки.
Какой контрольный проход?!!!! Только сбросив газ, мы сразу почуяли, что высоты нам снова не набрать…
Далее команды бортмеханика:
- Высота 200, обороты 90
- высота 150 обороты 88
- высота 100 обороты 87. Уходим?
- высота 50….Бросай Борисыч!!!! Бросааааай!
С высоты 45 метров вертолет Ми-8 произвел бомбометание вагончиком.
………………………………………………………………………………………
Вы когда нибудь получали пинок силой в 5000 кг?
Я получил. Аварийный сброс груза помог в этом. Получив в долю секунды дополнительные 5 тонн тяги, мы в мгновение ока вознеслись куда то в ближний космос. Так вот ты какая голубая планета…Вон Америка с еще молодым Б.Гейтсом, вон Кения где еще бегает Б.Обама за жирафами, а вон и Москва с министром гражданской авиации Бугаевым, который грозит лишить нас свидетельства пилота….
……………………………………………………………………………………………….
Падая вагончик намотал на себя тросы и оставил просеку и распугал всех геологов. Тросы казенное имущество, если бы не они, мы и садиться бы не стали, топлива уже не было. Сели, полпачки сигарет за три минуты. Подошли к вагончику…Педерасты!!!! Отправитель не мудруя лукаво решил, а почему большая железная птица повезет вагончик пустым. И набил туда чугунных печек буржуек, годовой запас дров и тушенки и пр.
На обратном пути все молчали. Горела лампа об аварийном остатке топлива, бортмеханик яростно рвал ленту из «черного ящика». Мы думали о мести….
……………………………………………………………………………………………………
Не спрашивайте меня, откуда у меня в 22 года появились седые волосы и где я их потом потерял….
И это первый из рассказов о Маугли….
2.=============================================
Эпиграф.
«Было шесть, а стало восемь,
всё равно мы пить не бросим.
Передайте Горбачу, нам и десять по плечу,
если водка станет больше,
то мы сделаем, как в Польше!»
Частушка времен сухого закона
Стоит огромная очередь за спиртным, алкаши негодуют.
Один не выдержав, сказал: «всё иду убивать Горбачева!»
Через какое-то время приходит и говорит: «что туда очередь еще больше».
Анекдот времен сухого закона
Итак начнем-с.
17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено постановление ЦК «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».
Что это для России пусть каждый решит сам. Точно так же, как решали для себя проблему со спиртным «счастливцы» которым довелось это пережить.
Но была одна категория граждан для которой даже постановление ЦК ничего не меняло. Думайте))
20 секунд прошло. Это были …ну как бы помягче…Коренные жители Севера. Нет водки = нет красной рыбы = нет дикого соболя = нет пушнины = нет валюты. А это уже хреново. И поэтому даже в самый зной «сухого закона» вертолеты Салехардского авиаотряда ( и не только) регулярно развозили «жидкое золото» по факториям Крайнего Севера.
Поясню, что такое фактория. Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большого театра…Ой очепятка )) Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большой тундры, а мигрируют по строго проложенным веками и оленями путям. На этих то «автобанах» с интервалом км в 200-300 стоят фактории, которые представляют собой магазин, жилой дом, вертолетная площадка, пункт забоя оленей, склад. Управляли факториями в мои года там почему то, как правило семейные пары с Западной Украины. Место было крайне прибыльным. Помимо основной зарплаты (чуть меньше, чем у меня, полярного вертолетчика) делались деньги на золоте, пушнине, камнях (драгоценных если Вы с Украины, или на гальке если Вы с Израиля))). Вот туда то мы и завозили водяру.
Прилетев с очередной командировки из Надыма смотрим план. Маршрут Салехард-подбаза(фактория) Глухариное. Все ясно. На 24 часа на этом Севере мы …нет не короли, Боги. Туркменбаши с его культом личности по сравнению с нами никто.
От славы тоже устаешь. Окольными путями пробираешься в общагу и сидишь не высовывая носа..Но нет и там достают. Приходят штурмана с Ан-26, у которых ты 2 года назад просил свининки привезти с вахтой из Новороссийска, а они нос от тебя воротили (свинина дефицит была, три года жевать оленину без капли жира - взвоешь), просят купить для них пару бутылочек. Приходят незнакомые люди и девушки тоже)) с той же просьбой. Наконец то глухой ночью все успокаивается.
Утро славы))).. С тобой здоровается даже водитель автобуса, медсанчасть ты пройдешь даже если будешь в состоянии комы, прогноз для тебя заготовлен заранее, дежурный штурман за тебя уже сделал расчет…И все сопровождается записками и купюрами. Вертолет пока стоит, ждет «стратегический» груз
Взлет, эфир гудит.
- 24645 «Салехард-контроль»
- 24645 слушает.
- двоечку добавьте.
Это значит, что на радиостанции надо добавить 0,2 Мгц что бы разговаривать на др. частоте и не засорять служебный канал. Переключаемся. Слышим в эфире щелчки еще других бортов. Уши хотят погреть))
- Борисыч у вас деньги есть?
- Маленько есть ..Сколько и кому?
- Девчонки с перевозок просили на свадьбу хотя бы пяток…
- ОК.
- Борисыч это 22318, возьми мне две…
Своим не откажешь…
И так всю дорогу. Мы с бортмехаником считаем деньги собранные, командир делает всю работу за экипаж.
А как по другому, если у тебя за спиной 1500 кг сверхархисупердефицитной водки?
Прилетаем в Глухариную. Хохол ждет с 2 хантами на разгрузку. Ага ..щас.
- Петро…Ну ты понял. Вот тебе деньги, 3 ящика твои, остальное не тронь.
- Да вы окуели совсем!!! Мне ж план делать надо..
- Петро..выбирай или деньги или полгода без борта…Закроем нахрен площадку пока всю тайгу не срубишь..
Летим назад…Чудеса…Локатор, который месяц не работал ща ловит за милую душу..
Диспетчер проявляет все чему его учили и он должен делать, и более того…
- 24645 ваше удаление 112 км , чуть правее возьмите
- 24645 удаление 80, на курсе…
Подлетаем к городу, но не только мы, рейсовый Ан-24 с Москвы тоже подошел..
- «Салехард» 46704 условия подхода и посадки
- 46704 вам зона ожидания номер три..ждать
- Но..
- Ждать! Литерный идет! 24645 рассчитывайте на полосу.
Если без водки то сажали в самый угол, в глину .. а тут и машинка « Follow me»
Садимся, с воздуха видим как люди, словно поток муравьев стекаются к углу перрона, туда же летят «УАЗы» аэродромных служб…И нам туда. Сели. Зарулили. Стоим в дверях родного Ми-8 и по списку выдаем продукт.
Вот такой был день…Вот такое было время…
………………………………………………………………………………………
(с) Chapleen
1.=============================================
В 1986 году СССР продолжало бурными темпами осваивать газонефтяные богатства севера Тюмении, страны «вечнозеленых помидоров». Силы и средства были брошены соизмеримые с освоением космоса, а может и более. Война в Афгане, «экономика развитого социализма»…- всюду нужна была валюта.
Что бы Вы, читатель представляли себе, что там творилось, приведу маленький пример.
Видели пробку на МКАД? Представляете себе ее? Вот точно так же было например и в Надыме, но только из….вертолетов.
Да, да….перед закатом короткого полярного дня слеталась куча вертолетов, которые должны сесть с 2-х минутным интервалом между собой строго до конца светового дня. Диспетчера посадки Надымского аэропорта работали втроем, когда везде в Союзе их было по одному. Скороговоркой безошибочно выдавая команды (Тина Канделаки в сравнении с ними - немая) они каким то чудом умудрялись посадить около 30 бортов за 20 минут. Да с нарушениями, но газ/нефть оправдывали все..
И вот в тот год, по осени моему экипажу выпала «честь» транспортировать первый жилой вагончик на вновь осваиваемое Харасавейское месторождение. По тому маршруту мы летали уже много, но сначала там были короткие геологоразведочные партии, которые обходились минимумом (палатка+водка+костер).
Перелетаем под загрузку в г.Лабытнанги. Там кончается железная дорога и оттуда всеми возможными видами транспорта, груз далее распространялся по Северу.
Вертолет Ми-8 на внешней подвеске может взять груз в три тонны. Наш вагончик по заявлению грузоотправителя столько и весил. Почему экспедитор выбрал Ми-8? Хз, может решил , что и так сойдет, Ми-26 тогда были редкостью их по моему вообще на тот год штуки четыре всего было, Ми-6 малочисленны и нарасхват…
Командир предупредил меня, что рейс ответственный, образцово-показательный, рискованный и т.д…Топливо было рассчитано до грамма ( больше возьмешь топлива = меньше груза). Маршрут строго по прямой. Все на нервах. Подлетаем к вагончику. Блин.. Еще и телевидение снимает. Бортмеханик дает команду на подцепку груза. Цепляем. Контрольное висение с грузом. Мать моя!!! А мы его и от земли оторвать не можем. Догадываемся, что вагончик просто прилип к глине. Дело то по осени. Начинаем раскачивать…Чмок ..оторвали один край..другой..Ну ка, а щас..Отрываем полностью от земли, двигатели взлетный режим, а обороты винта падают, 90-89-88 %...Бля…Ну нет, полярные летчики не сдаются.
Не буду Вас мучить. Есть на Ми-8 одна запретная хитрость, основанная на том что обороты винта реагируют моментально, а обороты двигателя с приемистостью секунд 5.
Взлет был ужасен… С многочисленными ударами вагончика об землю, с преодолением ЛЭП за пределами площадки ( я тогда первый раз увидел в кабине Ми-8 полностью небо, кабина сферическая и обычно половину картины занимает земля… так мы его задрали).
Думая, что самое страшное позади выбрались по-над р.Обь. Надо лететь в горы Полярного Урала, а мы не можем высоты набрать, барражируем над рекой как «Юнкерс» над Прагой. Кое как поизрасходовав керосина набрали 1500 метров и вперед с матами. Через 45 минут над точкой. По технологии перед посадкой делается контрольный проход над площадкой, мало ли там дерьма какого накидали...
Я видел, как заслышав вертолет, из палаток повыбегали комсомольцы-геологи и радостно, кто бегом, кто на вездеходе побежали/поехали к вертолетной площадке, расположенной рядом на срезанной макушке маленькой сопки.
Какой контрольный проход?!!!! Только сбросив газ, мы сразу почуяли, что высоты нам снова не набрать…
Далее команды бортмеханика:
- Высота 200, обороты 90
- высота 150 обороты 88
- высота 100 обороты 87. Уходим?
- высота 50….Бросай Борисыч!!!! Бросааааай!
С высоты 45 метров вертолет Ми-8 произвел бомбометание вагончиком.
………………………………………………………………………………………
Вы когда нибудь получали пинок силой в 5000 кг?
Я получил. Аварийный сброс груза помог в этом. Получив в долю секунды дополнительные 5 тонн тяги, мы в мгновение ока вознеслись куда то в ближний космос. Так вот ты какая голубая планета…Вон Америка с еще молодым Б.Гейтсом, вон Кения где еще бегает Б.Обама за жирафами, а вон и Москва с министром гражданской авиации Бугаевым, который грозит лишить нас свидетельства пилота….
……………………………………………………………………………………………….
Падая вагончик намотал на себя тросы и оставил просеку и распугал всех геологов. Тросы казенное имущество, если бы не они, мы и садиться бы не стали, топлива уже не было. Сели, полпачки сигарет за три минуты. Подошли к вагончику…Педерасты!!!! Отправитель не мудруя лукаво решил, а почему большая железная птица повезет вагончик пустым. И набил туда чугунных печек буржуек, годовой запас дров и тушенки и пр.
На обратном пути все молчали. Горела лампа об аварийном остатке топлива, бортмеханик яростно рвал ленту из «черного ящика». Мы думали о мести….
……………………………………………………………………………………………………
Не спрашивайте меня, откуда у меня в 22 года появились седые волосы и где я их потом потерял….
И это первый из рассказов о Маугли….
2.=============================================
Эпиграф.
«Было шесть, а стало восемь,
всё равно мы пить не бросим.
Передайте Горбачу, нам и десять по плечу,
если водка станет больше,
то мы сделаем, как в Польше!»
Частушка времен сухого закона
Стоит огромная очередь за спиртным, алкаши негодуют.
Один не выдержав, сказал: «всё иду убивать Горбачева!»
Через какое-то время приходит и говорит: «что туда очередь еще больше».
Анекдот времен сухого закона
Итак начнем-с.
17 мая 1985 года во всех центральных изданиях страны, по телевидению и радио было объявлено постановление ЦК «о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».
Что это для России пусть каждый решит сам. Точно так же, как решали для себя проблему со спиртным «счастливцы» которым довелось это пережить.
Но была одна категория граждан для которой даже постановление ЦК ничего не меняло. Думайте))
20 секунд прошло. Это были …ну как бы помягче…Коренные жители Севера. Нет водки = нет красной рыбы = нет дикого соболя = нет пушнины = нет валюты. А это уже хреново. И поэтому даже в самый зной «сухого закона» вертолеты Салехардского авиаотряда ( и не только) регулярно развозили «жидкое золото» по факториям Крайнего Севера.
Поясню, что такое фактория. Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большого театра…Ой очепятка )) Кочевые народы Севера не тупо бороздят просторы Большой тундры, а мигрируют по строго проложенным веками и оленями путям. На этих то «автобанах» с интервалом км в 200-300 стоят фактории, которые представляют собой магазин, жилой дом, вертолетная площадка, пункт забоя оленей, склад. Управляли факториями в мои года там почему то, как правило семейные пары с Западной Украины. Место было крайне прибыльным. Помимо основной зарплаты (чуть меньше, чем у меня, полярного вертолетчика) делались деньги на золоте, пушнине, камнях (драгоценных если Вы с Украины, или на гальке если Вы с Израиля))). Вот туда то мы и завозили водяру.
Прилетев с очередной командировки из Надыма смотрим план. Маршрут Салехард-подбаза(фактория) Глухариное. Все ясно. На 24 часа на этом Севере мы …нет не короли, Боги. Туркменбаши с его культом личности по сравнению с нами никто.
От славы тоже устаешь. Окольными путями пробираешься в общагу и сидишь не высовывая носа..Но нет и там достают. Приходят штурмана с Ан-26, у которых ты 2 года назад просил свининки привезти с вахтой из Новороссийска, а они нос от тебя воротили (свинина дефицит была, три года жевать оленину без капли жира - взвоешь), просят купить для них пару бутылочек. Приходят незнакомые люди и девушки тоже)) с той же просьбой. Наконец то глухой ночью все успокаивается.
Утро славы))).. С тобой здоровается даже водитель автобуса, медсанчасть ты пройдешь даже если будешь в состоянии комы, прогноз для тебя заготовлен заранее, дежурный штурман за тебя уже сделал расчет…И все сопровождается записками и купюрами. Вертолет пока стоит, ждет «стратегический» груз
Взлет, эфир гудит.
- 24645 «Салехард-контроль»
- 24645 слушает.
- двоечку добавьте.
Это значит, что на радиостанции надо добавить 0,2 Мгц что бы разговаривать на др. частоте и не засорять служебный канал. Переключаемся. Слышим в эфире щелчки еще других бортов. Уши хотят погреть))
- Борисыч у вас деньги есть?
- Маленько есть ..Сколько и кому?
- Девчонки с перевозок просили на свадьбу хотя бы пяток…
- ОК.
- Борисыч это 22318, возьми мне две…
Своим не откажешь…
И так всю дорогу. Мы с бортмехаником считаем деньги собранные, командир делает всю работу за экипаж.
А как по другому, если у тебя за спиной 1500 кг сверхархисупердефицитной водки?
Прилетаем в Глухариную. Хохол ждет с 2 хантами на разгрузку. Ага ..щас.
- Петро…Ну ты понял. Вот тебе деньги, 3 ящика твои, остальное не тронь.
- Да вы окуели совсем!!! Мне ж план делать надо..
- Петро..выбирай или деньги или полгода без борта…Закроем нахрен площадку пока всю тайгу не срубишь..
Летим назад…Чудеса…Локатор, который месяц не работал ща ловит за милую душу..
Диспетчер проявляет все чему его учили и он должен делать, и более того…
- 24645 ваше удаление 112 км , чуть правее возьмите
- 24645 удаление 80, на курсе…
Подлетаем к городу, но не только мы, рейсовый Ан-24 с Москвы тоже подошел..
- «Салехард» 46704 условия подхода и посадки
- 46704 вам зона ожидания номер три..ждать
- Но..
- Ждать! Литерный идет! 24645 рассчитывайте на полосу.
Если без водки то сажали в самый угол, в глину .. а тут и машинка « Follow me»
Садимся, с воздуха видим как люди, словно поток муравьев стекаются к углу перрона, туда же летят «УАЗы» аэродромных служб…И нам туда. Сели. Зарулили. Стоим в дверях родного Ми-8 и по списку выдаем продукт.
Вот такой был день…Вот такое было время…
………………………………………………………………………………………
(с) Chapleen